Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Неизбежность национальных государств
Веселый
chispa1707
Вспомним о графе, бывшем вассалом 43 сюзеренов и имевшем порядка сотни собственных вассалов.
Условный Белинсгаузен вполне мог быть вассалом двух-трех монархов, например, датского, курляндского и петербуржского.
Это не просто разрешено, это - норма отношений. Поэтому офицер и служит, где хочет, и кому хочет.

Более того, император СРИГН платил за какие-то земли султану Османскому. Историки неосторожно назвали эти платежи данью.
А император Византии в 1370 году открыто стал вассалом Османов, и никого из его подданных (точнее, вассалов, подданства еще нет) это не смутило.
Мог ли условный русский император, например, Петр III или Павел I быть чьим-то вассалом? Еще как.
Это ни на секунду не отменяло его императорского достоинства.

Не так давно наткнулся на императора города Салоники Иоанна Ангела, - был в 1242 году такой.
Один из императоров всей Византии короновался в Мистре - совсем даже не в Константинополе.

А самую лучшую историю рассказал Феофан Исповедник.
Как-то раз император Восточной империи выехал на совместную охоту с императором Западной империи.
И вот в лесу на правителей всего мира напали местные разбойники.
Западный запрыгнул в колесницу и давай удирать.
А вот у Восточного владыки транспорта не было, и он долго бежал вслед, глотая пыль и умоляя подобрать и его тоже.
И за плечами у каждого - десятки предков и сотни лет абсолютной власти над миром.

А теперь к делу.
Династические браки привели к тому, что на один престол могли претендовать до десятка семей.
Но права были формальные. Престол следовало еще суметь удержать.
Классика жанра: французский граф, женившись на кипрской королеве, получил формальные права на Иерусалим.
Но в Иеруслаиме рулят арабы. И арабы считают, что владеют этим престолом по праву.

В какой-то момент подобная ситуация - по всей Европе.
- война за Мантуанское наследство - три претендента;
- война за Пфальцское наследство; формально претендентов два, а на деле два против целой Лиги;
- война за Испанское наследство - две коалиции: Испания, Франция, Австрия, Пруссия и др.;
- война за Польское наследство - Австрия, Франция, Россия, Саксония;
- война за Австрийское наследство - коалиции Франции, Пруссии, Баварии, Саксонии, Испании, Пьемонта и др.

Хорошо видна тенденция к нарастанию числа потенциальных наследников.

В такой ситуации расчетные затраты на вступление в наследство могут заметно превосходить расчетную прибыль.
Мы ведь уже видели, во что обходятся конные отряды. Флот в эксплуатации дешевле, но сами корабли стоят - ого-го.
При этом наследство наверняка разбросано: кусочек во Фландрии, кусочек в Мексике, еще кусок в Польше или Галиции...
Так что договориться о полюбовном разделе на порядок выгоднее.

Думаю, перспективные затраты это самый мощный побудительный мотив для введения патрилинейности наследования.
Это уже не каприз, а нужда. Однако, первым делом патрилинейность порождает сепаратизм.

ИСТОКИ СЕПАРАТИЗМА:
1. Местная элита склонна вырезать имперских чужаков вокруг трона и переписать губернию на себя - уже как страну
2. Земля при патрилинейности быстро становится товаром и уходит из-под контроля племенных элит, что неприятно
3. Сопротивление матрилинейной модели, в которой пусть ротация у трона неизбежна, зато земля и народ неделимы

Первые националисты это сепаратисты. Что может сделать империя? Ровно то, что сделано:
1. Объявить всех своих одним народом
2. Вырвать дворянство из-под власти графов и маркграфов через закрепление земли и крестьян - никакой ротации
2. Сделать основательную ставку на дворянские низы, - будущих врачей, учителей и офицеров

Из университета дворяне должны выходить убежденными монархистами. Не республиканцами
Потому что республиканская идея на том этапе означает вовсе не демократию; она означает права региональных элит
С этой точки зрения война идей, развернувшаяся в университетах второй половины 19 века, точно на своем месте

  • 1
Но тогда получается что само появление национальности как понятия произошло в 18, или второй половине 17 века?
И это понятие более оперативное чем идентификационное.

О, какая хорошая формулировка "более оперативное чем идентификационное"!
Судя по началу формирования эпосов, это самое начало 19 века, примерно 1820-е

А вот у Восточного владыки транспорта не было, и он долго бежал вслед, глотая пыль и умоляя подобрать и его тоже.

Прямо как Ленин, у которого бандит Яшка Кошельков Рено отобрал. Иди, говорит, Левин на ..., мне никакие мандаты не нужны, у меня на все право есть.

Поворотным моментом в переходе к национальным государствам, на мой взгляд, явился Вестфальский мир.

Граница между феодальным и национальным государством проходит через акт отмены крепостного права. Вестфальский мир в этом плане ничего не менял. Суть национального государства - общество граждан (или подданных) - ответственных собственников и налогоплательщиков. Крепостной (раб) не мог быть собственником и налогоплательщиком.
Один процент собственников при феодализме (вплоть до 19 века), собравшихся вокруг своего монарха, не есть национальное государство.
Разноязычное население городов (слободы) больше интегрированы в разделение труда и торговлю с другими городами по всему миру, чем с собственным монархом - "отцом" нации.

Тут еще такой интересный момент. Христианизация Европы шла нога в ногу с отменой крепостного права и созданием национальных государств. Так вот, центром христианизации Европы был не Ватикан, а Лондон. А в революционном Париже был культ Верховного существа - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82_%D0%92%D0%B5%D1%80%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%A1%D1%83%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0 - как противовес РИМСКОЙ католической церкви, по сути своей не христианской, а языческой (я уже писал об этом - "Римские папы христиане?").

А вот именно в Лондоне в 1804 году было создано библейское общество, которое открывало свои филиалы по всему миру, в том числе и в России:

"Влияние евангелического возрождения в Великобритании привело к основанию в Лондоне 7 марта 1804 г. Британского и иностранного библейского об-ва (БИБО). Через 10 лет оно имело более 200 групп на Британских о-вах, была создана сеть агентов по всей Европе и за ее пределами, к-рые распространяли Свящ. Писание и открывали представительства БИБО. К кон. 20-х гг. XIX в. Б. о. укоренились в Европе и Сев. Америке, их цель и миссия были признаны и положительно оценены. Для движения были характерны следующие черты: участие в них мирян, к-рые нередко играли более видную роль, чем клирики; сотрудники и члены правлений пытались сохранить хорошие отношения со всеми протестант. церквами; научная деятельность Б. о. была направлена на издание оригинальных текстов Библии и подготовку качественных переводов на сотни языков. Основной принцип деятельности Б. о.- предоставить каждому возможность иметь Свящ. Писание на родном языке и по доступной цене - оставался неизменным на протяжении всей их истории."

Если бы парижане к концу 18 века были бы христианами (а не просто католиками), то они не стали бы себе придумывать какое-то верховное существо, которое является продолжением культа языческих олимпийских богов. Но, похоже, что парижане о христианстве еще ничего не слышали.

Этак недалеко до ревизии марксизма!

Маркс умничка, но нам надо смотреть дальше.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account