Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Порабощение. Упрощаем процедуру
Веселый
chispa1707
Вплоть до середины 19 века платежная система совсем иная.
Банкноты - огромная редкость, бумажный дензнак это платежное обязательство сверхкрупных структур.
Монеты из драгметаллов есть, но используются редко, при окончательных взаиморасчетах
Токены рулят абсолютно. Токен это жетон из бумаги, кожи, дерева, металла. Денежный суррогат, доступный всем.
В Британии и Швейцарии деревянные токены с насечками казна принимала вплоть до середины 19 века.
Но самая массовая валюта - труд.

Труд нельзя подделать.
Сеньор говорит ленникам: пришлете по 100 крестьян со своим харчем на две недели. И за одну зиму канал прорыт.
Вплоть до 1883 года русскому помещику от крестьян был нужен только их бесплатный труд на полях. По факту 85 % населения России вплоть до 1883 года располагали одним-единственным платежным средством - своим трудом.

Если купец привез в деревню бронзовые топоры, ему не нужны взамен ни рожь, ни горох. Достаточно, если деревенские поставят ему причал со складами. Потому что, в отличие от реки (она общая) и земли (она деревенская), причал между сушей и водой будет принадлежать только купцу. И ставится такой причал с расчетом на весь регион, а не на одну эту деревню.

В сказках обязанные отношения, оплаченные трудом, не редкость: иди за три-девять земель, принеси мне перо Жар-птицы, раздобудь Аленький цветочек, просей три мешка мака и т.д. В сказках труд как обязанность (иногда чем-то оплаченная) - общее место. Как-то так и должны выглядеть отношения так называемого рабовладения. В отсутствие развитой денежной системы в 85-95 % случаев труд - основной способ оплаты.

Я опирался на предположение, что общеевропейская долговая яма сформировалась лет за семь голода, однако в таком длительном сроке необходимости нет. Если купец занял племени склад зерна, а на следующий год снова грянул неурожай, и племя не смогло расплатиться, можно ставить вопрос о введении внешнего управления, - даже если займ был беспроцентный. Для дописьменных племен не сдержанное слово создает новую юридическую ситуацию.

Какими должны быть последствия задолженности? Должник оказывается в положении ленника. Ленник интересен тем, что получил от сеньора что-то ценное, позволяющее заработать. В обмен он присягает на верность, берет лен в управление, обязуется 40 дней в году вместе со своим отрядом служить сеньору в войнах, ну, и поделиться прибылью.

Должник тоже получил извне что-то ценное, что позволило ему заработать или выжить, и последствия должны быть аналогичны.
- присяга на верность (как минимум, обязаться не подымать оружия на заимодавца);
- какое-то время отслужить заимодавцу при его дворе, пусть это не война, но хотя бы 40 дней в году брить его, одевать или выгуливать его собак придется;
- вернуть долг;
- присовокупить лихву - в качестве благодарности, как минимум.

В отсутствие банков иной схемы быть не может. И, вот беда, представить эту схему как рабство - проще простого. Я приведу цитату.

Иногда не менее многочисленна была и familia urbana, делившаяся на персонал управляющий (лат. ordinarii), пользовавшийся доверием господина, и персонал для услуг господину и госпоже как в доме, так и вне его (лат. vulgares, mediastini, quales-quales). К числу первых принадлежали домоправитель, кассир, бухгалтер, управляющие домами, сдаваемыми внаем, покупщики припасов и т. д.; к числу вторых — привратник, заменявший сторожевого пса и сидевший на цепи, сторожа, придверники, хранители мебели, хранители серебра, гардеробщики, рабы, вводившие посетителей, рабы, приподнимавшие пред ними портьеры, и т. п. В кухне теснилась толпа поваров, пекарей хлеба, пирогов, паштетов. Одна служба за столом богатого римлянина требовала немалого количества рабов: обязанность одних — накрывать на стол, других — накладывать кушанье, третьих — пробовать, четвёртых — наливать вино; были такие, о волоса которых господа вытирали свои руки, толпа красивых мальчиков, танцовщиц, карликов и шутов развлекала гостей за едой. Для личных услуг к господину приставлены были камердинеры, купальщики, домашние хирурги, брадобреи; в богатых домах имелись чтецы, секретари, библиотекари, переписчики, выделыватели пергамента, педагоги, литераторы, философы, живописцы, скульпторы, счетчики, агенты по торговым делам и т. д. В числе лавочников, разносчиков, банкиров, менял, ростовщиков было немало рабов, занимавшихся тем или другим делом на пользу своего господина. Когда господин появлялся где-либо в публичном месте, перед ним всегда шествовала толпа рабов (лат. anteambulanes); другая толпа замыкала шествие (лат. pedisequi); nomenclator называл ему имена встречных, которых надлежало приветствовать; distributores и tesserarii распределяли подачки; тут же были носильщики, курьеры, посыльные, красивые юноши, составлявшие почётную стражу госпожи, и т. д. У госпожи имелись свои стражи, евнухи, акушерка, кормилица, баюкальщицы, пряхи, ткачихи, швеи. Беттихер написал целую книгу («Сабина») специально о штате рабов при госпоже. Рабами были преимущественно и актёры, акробаты, гладиаторы. На подготовку рабов образованных (лат. litterati) тратились большие суммы (напр. Крассом, Аттиком).

На мой взгляд, перед нами результат финансового поглощения предприятия-партнера. Торговый дом не сумел расплатиться даже имуществом и на время утратил последний актив - право распоряжаться собой. Ни один из работников не понижен в должности - литераторы строчат, философы умствуют, а ростовщики свирепствуют - но работают они теперь на дядю.

Элементы этого сохранились до сих пор: когда я беру у издателя аванс, я тут же начинаю писать роман по его заказу. Правда, у меня есть право не жить в его доме, не стоять под ружьем 40 дней в году и не выгуливать издательских собак. В то время трудящийся был защищен похуже.

В этой же схеме совершенно нормально смотрятся и вольноотпущенники, коих в каждом римском городе была тьма. Человек отработал долг и получил восстановление в правах. Это важно. Общество, опирающееся на рабство, человека не отпустит; раб - корм этого общества, раб - его фундамент. То есть, впариваемого нам рабства не было; это нечто совсем иное.

Это общество с правом отчуждения (за долги) труда, - не результатов труда, а труда как такового.
Причина явления: труд является основным платежным средством.
И главное следствие: в таком обществе концентрация капитала происходит преимущественно через концентрацию чужого труда.

Разумеется, крупные ростовщические схемы в таком обществе выглядят иначе. Я тебе присылаю 30 воинов разрулить проблемы с соседом, а ты присылаешь мне 300 крестьян на постройку причала. И все это тесно связано с клятвами на верность, поцелуями и прочими прибамбасами в стиле коза-ностра.

Прямо сейчас мне даже показалось, что запрет чистого денежного ростовщичества это удар по главному конкуренту ростовщика феодально-трудового. Денежный процент на порядок удобнее, и он очень опасен тому, кто помимо процента возьмет с тебя еще и 40 дней службы под ружьем и клятву слушаться во всем господина. В базе есть даже этому подтверждение, я помню: процент в рамках вассальных отношений был Церковью разрешен.

Запрет ростовщичества - закономерный посткатастрофический откат общества назад, временный, разумеется.

Немаловажно и то, что такие отношения предполагают право кредитора требовать от должника не только, чтобы он что-то делал, но и чтобы он чего-то НЕ делал, потому что это деяние вредит сеньору. Например, чтобы ты не торговал там, где торгует твой сеньор. Уже здесь, на самом примитивном уровне заложен механизм, ныне выражающийся в том, что целые регионы по факту лишены права выходить на рынки. Потому что сеньору это невыгодно.

А теперь фиксируем основное:
- посткатастрофическое порабощение Европы было долговым и не было абсолютным;
- второй год неурожая уже позволяет ставить вопрос о внешнем управлении и десятине;
- теперь даже катастрофа не особо нужна, переход под внешнее управление неизбежен;
- хотя, конечно же, катастрофа процесс подстегнула и выглядела для римлян сущим благом;
- Древний Рим лопнул от жира, - здесь историки не соврали; Рим не справился со всем объемом последствий.

НЕОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ:
На деле, 90 % римских императоров - свидетели этой одной катастрофы; никто из них не рулил миром, каждый рулил своей эмпорией, но Юстиниан зафиксировал интересное: морской процент стал громко озвучен и утвержден в размере 12 %. И по поводу морского процента ситуацию очень точно сформулировал pashkovdv: если деньги надо отдавать только в случае успеха, то это уже не кредит, а инвестиция.

То есть, можно ставить вопрос о планомерном инвестировании средств в Европу, возможно, с целью ее юридического поглощения.

ДОПОЛНЕНИЕ 2:
Феодализм отчуждает труд как таковой, а капитализм - только результаты труда. И что - дальше?
Метки:

  • 1
Великолепно! Хочу напомнить сущую малость, человек, чей труд отчуждается, называется «слуга», а процесс отчуждения — «служба». Я раньше никак понять не мог, чем отличается слуга от наёмного работника, а вы поставили всё на свои места. Спасибо.

Да, отлично. Спасибо. Все становится на свои места.

Есть такой термин - "старый порядок"
Так во Франции называли порядки эпохи Людовиков 14-16
Изучение оного дополнит сказанное выше

Напомнило жизнь в советское время, ты мне ты тебе. И как то без денег очень многое делалось.
Долги очень сильный инструмент. Мы как то привыкли все измерять в деньгах, а долги в услуге (труде) посильнее денег могли быть. Например жизнь спасти, тут на всю жизнь обязанным окажешься.
Очень серьезная тема, ключевая.

Похоже, что со взаимных обязательств все и начиналось.

цитата:
Если купец привез в деревню бронзовые топоры, ему не нужны взамен ни рожь, ни горох. Достаточно, если деревенские поставят ему причал со складами. Потому что, в отличие от реки (она общая) и земли (она деревенская), причал между сушей и водой будет принадлежать только купцу. И ставится такой причал с расчетом на весь регион, а не на одну эту деревню.

вопрос:
в регионе пять деревень. в этом году купец привёз в одну из деревень топоры и те поставили ему причал. что дальше? остальные деревни без топоров, и зачем купцу причал в регионе, если он кроме как на труд свои топоры не меняет?

мне кажется, этот абзац сформулирован неточно.

Важно встать одной ногой в регионе. Торговле это не помешает.

Edited at 2018-01-11 19:35 (UTC)

Таки да. Кажется уже комментировал на этот счет, но исторически рабы это, преимущественно, НЕ зеки в тюрьме, мечтающие посадить своих тюремщиков на ножи. Библейский пример Авраама, который нападал на супостата во главе своих вооруженных рабов, выглядит очень правдоподобным.
У раба были не менее веские причины служить хозяину, чем у сотрудника Майкрософта писать код.

Плюс рабская психология, это важнейший момент.

И кстати, русский крепостной возможно больший раб (в нашем сегодняшнем понимании слова), чем римский раб или раб Авраама. Потому что раб Авраама органично дрался за него, ибо Авраам был для него источником еды и карьерной перспективы, а вот русский крепостной органично жег усадьбу помещика, потому что ненавидел того, кто отнимал хлеб и насиловал его дочек.

Нет, все не так ужасно. И в России не все было ужасным.

ДОПОЛНЕНИЕ 2:
Феодализм отчуждает труд как таковой, а капитализм - только результаты труда. И что - дальше?

дальше - отчуждение права на результаты труда. называется лицензирование. оно уже есть, только его ещё никто не озвучил и не осознал его масштабов. это результат постиндустриализации, и то будущее, в котором будут работать роботы, а людям придётся создавать интеллектуальный продукт, который можно многократно копировать (программы, графические изображения, шаблоны для печати предметов на 3Д-принтерах и т.д.).

Если рассматривать результат труда как производную от труда, то производная от результата, на мой взгляд - эмоция, восприятие. Не?

Вообще забавна этимология и сложности перевода

На латыне раб - сервус (servus) - от коротого произошли большинство слов в латинских европейских языках значащих буквально "служитель". (servant по французски, servidor по испански, servitore по итальянски и тд)

Русское слово Раб по все видимости происходит из старославянского/"протославянского" орб - а вероятнее из греческого орфавос и латинского orbus что значит "осиротевший", "потерявший род"

Поэтому переводить "сервус" как "раб" буквально не правильно. Но значение "осиротевший" хорошо вписывается в вашу концепцию.



Edited at 2018-01-11 23:29 (UTC)

Очень интересный поворот. Урбис эт орбис - городу и миру, кажется так.
Горожанин лишен быстрой и однозначной поддержки с родины.

Василий Иванович Сергеевич (Древности русского права ) довольно пространно описывал всё это ,по сути кабальное право ,ну и кабала разная ,от службы до полной передачи прав на себя ,семью или детей или на всех вместе . Кстати издана не так давно года три назад вроде ,может чуть раньше ,ненароком услышал по радио сразу заказал по инету ...

Edited at 2018-01-17 19:27 (UTC)

Здесь тот случай, когда исторические свидетельства надо фильтровать и проверять на вшивость.
Вот серия деревень, и в ней семья. Она не может задолжать никому вовне, - ей старейшины не позволят, потому что всеми активами рода-племени управляют старейшины.

А если семья попала в беду, те же старейшины соберутся и вопрос решат.
Навязать кабалу семье непросто.

ну там у него не то чтобы свидетельства ,а просто разъяснения ,а про крепостное у меня сомнения возникли довольно давно ,ещё при СССР ,поскольку дед и прадед по материнской линии деревенские ,новгородской обл. Крестецкого уезда ,так вот деда сколь не пытал по малолетству (школа же) ,он так и не понял о чём это я ,мельница у них была водяная на запруде,лён сажали ,рожь,пряли ,ткали (станок ткацкий был ) ,овцы для шерсти ,корова ...
.. а мельницу после войны добры люди сожгли (после отечественной) ,я ещё развалины видел
так что сомнения у меня были ,но ведь не у всех семейные деревни и хутора то были ,а денег -да ,деньги только с отхожего - рыба на базар ,картошка,грибы да ягоды ,ну или грабли дед делал ,да колёса для телег ,да дровни кому ,дед хоть читать писать не умел ,а всякую технику разумел ,всякие веялки ,лучинку строть и прочее..
... ну и про бар спрашивал ,- барин говорит был ,когда чего надо ,так платил за работу то

Edited at 2018-01-17 22:20 (UTC)

https://yadi.sk/i/ZZvUeEb63RYuMc - Сергеевич В.И. - Древности русского права

Неплохо. Просто я с историками разошелся во взглядах и намерен изменить точку зрения на прошлое.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account