Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Христианство и революция правоотношений
Веселый
chispa1707
РАВНОПРАВИЕ
Все христиане-крепостники осознавали греховность своего положения. Перед Господом все ведь равны, и это не языческий взгляд на вещи. В племени люди равны только внутри своего поколения, а все остальные или младше или старше статусом, и племенные боги не могут отойти от этого принципа. Как дети в семье органично поражены в правах (нельзя водки, нельзя брать папину кредитку, нельзя за руль), так и младшие в племени на многое прав не имеют – совершенно органично.

Христианское равноправие это именно революция, переворот, - к христианству нельзя прийти от язычества эволюционным путем.

Именно христианство сделало отдельного человека субъектом права, правоспособной личностью в глазах закона. Это колоссальное преимущество и оно юридически закреплено. Понятно, что на практике долго еще был микс из нового и старого; перемены такого масштаба не совершаются в мановение ока.

СОПРОТИВЛЕНИЕ НА МЕСТАХ
1090 Насильственное крещение любого из детей наказывается штрафом в размере 12 фунтов золота, а крещение язычника-раба влечет за собой штраф в размере три серебряных фунта, и возвращение раба своему хозяину.
820 в Аахене проведен рейд против подозрительных персон, то есть, против христианских и еврейских купцов

ПЕРСОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Античная форма судебной власти сохранялась в Османской империи и в 19 веке. Миллет, например, греко-православный, судил своих людей сам. Вмешательство властей или третьей стороны требовалось только при межконфессиональных конфликтах. Правда, в такой схеме любой бытовой конфликт (например, двух крестьян из разных миллетов) - межконфессиональный. Каждый крестьянин сообщает о конфликте наверх, и уважаемые люди двух миллетов собираются и сообща решают, как быть.

Кровная месть в таком устройстве – норма. Чтобы погасить конфликт, убийцу выдают семье погибшего, и это самый мягкий вариант. Если убийца не признает вины, потерпевшие убивают во вражеском роду кого-то другого, не менее важного, и это будет означать, что возмездие совершилось.

Цели установить истину в таких разборках нет, есть цель поквитаться.

Христианство задает иной стандарт. Человек лично отвечает за свои грехи. Убийца не только нарушил светское право, но еще и согрешил, и Церковь считает себя вправе вмешаться. Понятно, что конфликтов между инквизицией и светскими судами было множество, - это разные правовые системы. Главное отличие: инквизиция не принимала замен, и за проступок на костер шел виновный, а не произвольно выдернутый из рода козел отпущения.

Мне самому странно, что я это говорю, но не видеть этого уже не получается. Инквизицию (далеко не безгрешную, и часто очень своекорыстную) в целом круто оболгали.

ПЕРЕХОД К ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ ПРИНЦИПУ
Целиком этот переход совершился лишь во второй половине 19 века, после отмены в 1848 году патримониальных судов, но основы были заложены ранее. Вот переломный момент:

576 Епископ дал евреям выбор: креститься или уйти, так как он как епископ мог иметь лишь одно стадо

За епископом уже закреплена территория, а не набор отдельных общин, и он столкнулся с юридической проблемой: на его территории живут иноверцы, и он не имеет прав работать с ними по их правилам. Позже эту проблему решат; главное, что здесь уже закладывается принцип территориального государства – нашего, современного, в котором «одна территория – одно право».

Результат: в 1226 году евреи Силезии платят десятину епископам, как и все остальные.

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПРАВО В ДЕЙСТВИИ
614 г. 18 октября Clotaire II на съезде прелатов, легализовал канон пятого Собора Парижа и запретил евреям осуществлять гражданские или административные права на христиан, или они и члены их семей должны принять крещение от местного епископа

Это право универсально, то есть применимо и к язычникам. Христианин может отказаться отдавать долг иноверцу, и способ выбить из него долг один – креститься. Иноверец может пожаловаться епископу, и тогда должника подведут под инквизицию. Христианам прямо и многократно было запрещено иметь дело с евреями (вместе есть, ходить в баню, жить, жениться, общаться и иметь бизнес), а потому христианин, задолжавший еврею, язычнику или еретику, – сам еретик. Если ставки велики, его подведут под конфискацию, но это не означает, что кредитору что-то перепадет – по той причине, что нарушен прямой запрет на совместное ведение дел.

Но если кредитор крестится, ему пойдут навстречу.

ПРИЧИНЫ ПОБЕДЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПРИНЦИПА
Первая причина финансовая. Приявшие христианство греки и латиняне – самые крупные корпорации в Европе; этому сложно сопротивляться. Вторая причина идеологическая. Было прямо заявлено, что каждое человеческое существо принадлежит Папе. Это позиция силы и полной определенности, и она срабатывает даже когда ты в абсолютном меньшинстве. «Декрет о мире» и «Декрет о земле» написаны именно с этой позиции. Третья причина системная. Разделив Европу территориально, новое право так и начало работать – территориально. Сфера действия была закреплена так впервые, вне какой-либо конкуренции, а потому раз и навсегда. Нетерриториальные остались в прошлом и сгинули.

Специфическая трудность в том, что к 1848 году в Европе должны бы работать два типа права: территориальное и патримониальное. И вот патримониальное (тот же помещичий суд и та же солидарная ответственность купцов по косякам) я вижу, а территориальное пока еще только набирает силу, в основном в сфере нарождающегося государства. Слишком запоздали с территориальным...

НЕ УБИЙ
Как именно происходит вторжение нового права? А христианин, к примеру, не имеет права на кровную месть (не убий), а потому, если в его семье появился убитый, обращается к епископу. Это не особо мужественно, зато удобно, отпадает нужда втягиваться в резню и рисковать множеством жизней. В результате, пока языческие общины воюют, христианские растут и развиваются.

ЗАПРЕТ ПРОЦЕНТА
Неясно, как долго продержался запрет на ссудный процент, но даже 8-10 лет дешевого кредита хватает, чтобы сообщества, принявшие этот запрет, вырвались на самый верх.

ОСОБОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЕВРЕЕВ
Более всего данных такого рода сохранилось в свидетельствах об отношениях с евреями, что определенно является перекосом. Скажем, альбигойцы это крупный торговый клан, а вот сведений о нем попросту нет – лишь самые общие фразы. То же по сути с гугенотами: половина Франции это именно гугеноты – сильные, богатые, самоуверенные, но что мы о них знаем? Только несущественное. Причина отсутствия информации: общины приняли правильное вероисповедание, и все их еретические архивы перешли в руки победителя и тут же исчезли - навсегда. Евреи кое-где не сдались, и часть архивов сохранили, и результат вот он: такое впечатление, что Церковь боролась исключительно с евреями.

Собственно, антисемитизм именно этим информационным перекосом и живет. Полной-то картинки ни у кого нет…

ОСНОВНЫЕ ЗАПРЕТЫ И ПОЯСНЕНИЯ
Запрет брака с христианкой – запрет на вступление в управление приданным, то есть, предотвращение перетекания капитала.
Запрет многоженства – запрет на концентрацию капиталов.
Запрет на обрезание рабов – запрет на прием должника в семью, аналог запрета на приданное.
Запрет занимать государственные (муниципальные) должности – означает на переход от миллетной к территориальной христианизированной форме управления.
Запрет давать показания в суде по делам христиан – присяга иноверца не считается данной перед лицом Бога. Позже этот вопрос отрегулировали.
Запрет выступать в роли судей при рассмотрении дел, в которых участвовали христиане – на деле, речь о светских судах, руководствующихся старым правом. Инквизиция с этими судами в постоянном конфликте.
Запрет владеть рабами-христианами – запрет на возвращение долга через отчуждение труда.
Запрет юридической практики – новое светское право пока еще только вызревает, и новое церковное право стремится не выпустить эту сферу из-под контроля.
Запрет евреям иметь церковную утварь в залоге – сокращение сферы бизнеса.

Евреям не дают в откуп сборов, пошлин или других доходов – это очень позднее явление, середина 19 века, и долго такой откуп не продержался: едва система налаживается, ее отнимают. Запрет носит протекционистский, временный и узко-региональный характер, - скажем, в России речь об этом даже не шла, у нас другие кланы рулили.

Долги евреев городам, королям и церкви сопровождались отъемом привилегий, описью имущества, конфискациями и в отдельных случаях обращением в рабство (долговое, то есть, срочное, разумеется). В обратную сторону закон не работал в силу прямого запрета на межконфессиональные сделки: христиан-должников так или иначе от уплаты долга старались освободить.

АНТИЧНОСТЬ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Это самое неприятное место. Синхронно затонувшие города из разных эпох, одинаковые технологии и авторитеты указывают на то, что средневековье и античность существовали бок о бок. Просто античность - южный вариант, а средневековье - северный. Лично я с этим смирился только сегодня. Что можно из этого вывести?

Дохристианское средневековье (до 800-900-х годов) и дохристианская античность (до 300-400-х годов) - современники.
Раннехристианское средневековье и раннехристианская античность - современники.
А потом античность и средневековье синхронно сдались и растворились в Возрождении.

Те правила, что ввело христианство, должны были пройти по Европе как верховой пожар в силу их колоссальной востребованности. Греки и латиняне не так просто подписали капитуляцию и приняли чуждое им авраамическое христианство, - у них вариантов не было: или принять, или оказаться на задворках истории.
Метки:

  • 1

А потом античность сдалась и растворилась в Возрожден

Я бы уточнил формулу
Скорее античность и возрождение - две разные формы литературного отражения одной эпохи

Re: А потом античность сдалась и растворилась в Возрожд

Мне так видеть сложнее, но да, так и есть.

Re: А потом античность сдалась и растворилась в Возрожд

Может быть, древняя античность - социалистический период, а ренессансная - капиталистический)))

Re: А потом античность сдалась и растворилась в Возрожд

Я тоже подумывал об этом. Сильно мешает принципиальное неравноправие внутри античности. То есть, трещина прошла в другом месте.

Какие красивые посты у вас в последнее время, Андрей. Просто прекрасные!

Евреи на территории Польши и Российской империи жили по античным законам почти так же долго, как и вся Османская Имеприя:


Кага́л (кахал, ивр. קָהָל‎ — собрание народа, сход) — орган общинного самоуправления, стоявший во главе отдельной еврейской общины в Галут и являвшийся посредником между ней и государством, в широком смысле слова община у евреев, в узком — административная форма самоуправления общиной у евреев в Польше и других странах Восточной Европы в XVI—XVIII веках, в Российской империи в период 1772—1893 г.

...общины возглавлялись еврейскими старейшинами (сеньорами), исполнявшими, очевидно, судебные функции (см. Автономия судебная). Судя по привилегиям 15 в., непременным условием суда над евреем было участие представителя еврейской общины.

Однако главным фактором, способствовавшим возникновению кагала, была новая система взимания податей с евреев (см. Налоги) по принципу круговой поруки, то есть не с отдельного лица, а с общины в целом.

С XVI в. евреи Польши пользовались также судебной автономией. Все тяжбы между евреями и преступления евреев против евреев рассматривались в еврейских судах, которые могли приговорить подсудимого к штрафу, телесному наказанию или тюремному заключению и даже выносить смертные приговоры (такие случаи в Польше неизвестны).
Преступления евреев против христиан и иски христиан к евреям рассматривал специальный судья, которого обычно назначал воевода с согласия евреев. В судебном процессе обязательно принимал участие представитель общины (штадлан), должность которого была выборной. Запрещалось вызывать еврея в суд в субботу и в дни еврейских праздников.


Западнее бытовали практически новозаветные порядки:


Еврейские суды, однако, когда они обладали соответствующими полномочиями (например, в мусульманской и христианской Испании), выносили смертные приговоры за уголовные преступления и за проступки, которые в конкретных обстоятельствах считались особо опасными (см., в частности, Доносчики). В Кастилии евреи посылали королю на подпись бланк (альбала эн бланка), дававший им разрешение на казнь, даже без имени осужденного, которое вносилось позже. Король получал имущество казненного как «изменника».

...практиковались новые виды смертной казни — казнь голодом, утоплением, вскрытием вен, а также передачей осужденного в руки государственного палача.


Отсюда:
http://www.ejwiki.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B0_-_%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B8%D0%BD%D0%B0#.D0.A1.D0.B0.D0.BC.D0.BE.D1.83.D0.BF.D1.80.D0.B0.D0.B2.D0.BB.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5

http://www.ejwiki.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BB

http://eleven.co.il/article/138

То же самое в России. Солидарная ответственность купцов за косяки это реликт античного права.
Все не православные сообщества решали свои дела сами, за исключением тех случаев, когда конфликт был межконфессиональный.

Не совсем по теме,но близко.У меня друг живёт в Абхазии.Как то в мой приезд,я попал в процесс решения конфликтной ситуации.Собрались все близкие родственники-мужчины.И стали решать,как выдти из этого конфликта.Причём,с точки зрения не конкретного конфликтующего,а всего рода.То есть как то или иное решение может повлиять на ВЕСЬ РОД.При этом интересы конфликтующего были вторичны.На первом месте род.Это сильно отличается от привычного нам способа ведения дел в Москве.Впечатляет.
П.С.На счёт кровной мести.На Кавказе(в Чечне)за убитую женщину отдают двух мужчин.И не дай Бог,она будет беременная.Сколько тогда потребуют-вопрос.

Великолепный комментарий. Очень в тему. Не все отдают себе отчет, насколько все было серьезно при переходе к современной модели права. Меняются сами основы бытия.

Важно кто пользовался решающим голосом, подозреваю что женщины

Язычество именно племенная религия ориентированная на женщин и племенной трудовой коллектив,как одно целое, а христианство - на мужчин и на индивидуальное спасение. Видимо это связано с гендерной сменой основных донаторов для служителей культа.

Может не совсем в тему... Следующий шаг или один из следующих это женская эмансипация. Новые рынки, новая деловая активность, новые политтехнологии.

Судя по тому, как в Европе "опускают" настоящих мужчин и пропагандируют пидоров, к тому идёт, к женской эмансипации. Начали с Европы. Значит, Европа - впереди всей цивилизации )))
Вернём матриархат!

Edited at 2018-01-17 16:20 (UTC)

Не смешивайте разное. Матриархат означает единство рода.
Педерастия означает распад и семьи тоже.

"Историю переписывают тогда, когда надо переписать имущество". В.Мельниченко.

//Именно христианство сделало отдельного человека субъектом права, правоспособной личностью в глазах закона.//
Может это поможет http://igor-grek.ucoz.ru/news/germ3_trapeza/2013-12-29-440 ?
Прошу прощения, но у меня нет возможности расписывать подробнее

Превосходно!
Для меня этот пост - абсолютная новость.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account