?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Киевские узбеки и Согдиана
Веселый
chispa1707
ШЕРЕФ-АД-ДИН ЙЕЗДИ
КНИГА ПОБЕД ЗАФАР-НАМЭ

«Направляясь против правого крыла улуса Джучи-хана, он (Тимур) двинулся в ту беспредельную степь к реке Узи (Днепр) и в сторожевой отряд назначил эмира Османа, который, взяв проводников, отважно отправился в путь. Дойдя до реки Узи, он в местности Манкерман (Киев) ограбил Бек-Ярык-оглана и некоторых из находившихся гам людей улуса узбекского и большую часть их покорил, так что лишь немногие и то с одной только лошадью смогли спастись....... Повернув от реки Узи, Тимур счастливо направился на русских.»

МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Примерно так Согдиана и попала из Крыма в Среднюю Азию.

  • 1
Chispa1707! Это может быть вам интересно!
КАЗАЧИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК http://www.cossackdom.com/enciclopedic/n.htm
НАГАЙ - князь тюрко-мангытского племени из состава Золотой Орды. Он был связан с ханами Чингисидами кровным родством и от 1280 г, считался в их царстве пpaвителем западных областей. В действительности же, Н. на протяжении двух десят­ков лет оставался безраз­дельным владетелем всех та­тарских земель, расположенных на запад от Дона. Дань от соседних народов он брал в свою казну. Его современник, греческий историк Пахимер, пишет о нем: «Нагай был храбрым воином, наи­более мудрым и ловким пра­вителем из всех, какого ког­да либо имели Татары, называемые Монголами», Все нетатарские племена, попав­шие в границы его владений, вскоре оказались полностью отатаренными: «Аланы, Цики, Готы, Русы и множество других народов, живших раньше на этой земле около моря и дальше от моря, бы­ли теперь собраны вместе. Они вскоре приняли татар­ские обычаи, фасон одежды, язык». Вошли в кадры его дружины и остатки местных Торков-Берендеев, наши предки, в качестве Ордынских Казаков. По мнению казачьего историка Е. П. Савельева, именно они способствовали росту военной сла­вы этого крымского князя.

Иногда баскаки Н-ая призывали к себе на службу Казаков с Кавказа: Старин­ный русский историк И. Болтин (Примечания на историю древния и нынешний России Г. Леклерка), Очевидно пользуясь свидетельством одной из утерянных летописей, пишет: «В 1282 году Баскак татар­ский Курского княжения, призвав Черкас из Бештау или Пятигорья, населил ими слободы под именем Каза­ков» (В Лаврентьевской летописи листы этого времени оказались утраченными или уничтоженными). По данным начала XVI в. (Матвей Меховский, Герберштейн), Циками и Пятигорским Черкасами назывались и неко­торые христианские племена Славян, проживавшие уже тогда между Кубанью и Те­реком на Сев. Кавказе. По­этому, приведенные выше, слова историка Савельева не лишены основания.

Н. был женат на доче­ри Византийского императо­ра Ефросиньи. Он помогал Византии в ее борьбе с Болгарами. Но одновременно он не переставая вмешивался в дела ханов Золотой Орды отчего возникали дворцовые перевороты, междоусобия и войны, В результате их по гиб и сям Н. Он был убит в бою с войсками хана Токты (1300 г.).

Тракай, сын Нагая, отошел с остатками отцовской дружины к пределам Болгарии, а орду Мангытов xaн Токта выселил в Среднюю Азию. Ордынские Казаки собравшиеся около Нагая известны в истории позднее, как Перекопские и Белгород­ские, а также, как Казаки - охраны генуэзских колоний.

ОБ ИМЕНИ КИРГИЗ-КАЙСАКОВ И ОТЛИЧИИ ИХ ОТ ПОДЛИННЫХ, ИЛИ ДИКИХ КИРГИЗОВ http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XIX/1820-1840/Levschin/text5.htm

(Статья сия в сокращенном переводе была представлена Азиатскому обществу в Париж, и напечатана в "Journal asiatique", Decembre 1828)

Приступая к историческому описанию киргиз-кайсаков, первою обязанностию почитаем сказать, что им дают в Европе чужое имя, которым ни сами они себя, ни их соседи, исключая россиян, их не называют. Оно составлено из двух слов — киргиз и кайсак. Киргиз есть название народа, известного не связями своими с киргиз-кайсаками, но древнею против их враждою и доныне существующего под именами кара (черных)-киргизов, закаменных киргизов и бурутов. Слово кайсак , или "касак" есть испорченное имя "казак", которого древность, как уверяют некоторые восточные писатели, восходит далее Рождества Христова. Не будем входить в разыскание, справедливо или несправедливо сие мнение, но скажем, что название казак, перешедшее в средних веках и ко многим отраслям русского племени, принадлежит киргиз-кайсакским ордам с начала их существования, и что они себя доныне иначе не называют, как казаками (казак). Под сим же именем известны они персиянам, бухарцам, хивинцам и прочим Народам Азии. Китайцы, смягчая начальную букву к говорят хасаки. До XVIII столетия и в России не знали киргиз-кайсаков, но именовали их казаками, Казачьею ордою (В Истории государства Российского" (Т. IX. Прим. 646) сказано Орда киргиз-кайсаков называется в делах ногайских обыкновенно каза-чею . То же видно и из летописей.) .

Кстати! По старославянски "Ногай" =грифон. Так что это вполне себе горделивое прознище. И если где-то на дрених изображениях грифоны чегото делают -то это может быть алегорическое изображение Ногаев. Как на золоте скифов -где грифоны повергают коня http://fandag.ru/sckifs/scythians-.jpg .
То-есть Ногаи ЗАБАРЫВАЮТ Кого-то.


О днепровских Черкасах и убанских Адыгах.
СИГИЗМУНД ГЕРБЕРШТЕЙН. ЗАПИСКИ О МОСКОВИИ http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Gerberstein/frametext1.htm

"Славянский язык, ныне искаженно именуемый склавонским (Sclavonica) 40, распространен весьма широко: на нем говорят далматинцы..." "...а еще поляки и русские [властвующие над обширными территориями] и черкесы-пятигорцы (Circasi-Quinquemontani, Circassen in fuenff pergen) у Понта и, наконец, остатки вандалов (Vandali, Wenden), живущие кое-где на севере Германии за Эльбой. Все они причисляют себя к славянам, ..."


http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Gerberstein/frametext8.htm
"Живущие по Борисфену Черкассы (Circassi) — русские и отличны от тех, про которых выше я сказал, что они живут в горах у Понта. В наше время над ними начальствовал Евстахий Дашкевич [который, как я упоминал, ходил в Московию вместе с царем Мухаммед-Гиреем] 678, муж весьма опытный в военном деле и исключительной хитрости. Хотя он неоднократно вступал в сношения с татарами, но еще чаще бивал их; мало того, он не раз представлял из себя изрядную опасность и для самого московита, у которого некогда был в плену (НГ здесь не совсем ясная фраза, опускаемая во всех современных переводах: So ist er auch bey dem Moscowiter gewest, die alle auch seinen herrn Khuenig offt uberfueert; понять ее можно приблизительно так: так он вел себя и с московитом (или, может быть: он бывал также и у московита), который, в свою очередь, часто обманывал его короля (т. е. имеется в виду следующий рассказ о коварстве Дашковича)). В тот год, когда мы были в Москве, он [нанес московитам поражение при помощи необыкновенной уловки. Эта история, мне кажется, достойна того, чтобы привести ее здесь. Он] провел в Московию неких татар, одетых в литовское платье, будучи уверен, что московиты без страха нападут на них, приняв за литовцев. Сам же он устроил засаду в удобном месте, поджидая мести московитов. Опустошив часть Северской области, татары направляются к Литве. Когда до московитов дошло, что те свернули и двинулись к Литве, то они подумали, что это литовцы, и вскоре, горя жаждой мщения, стремительно вторглись в Литву. Когда, повоевав ее, они возвращались обремененные добычей, Евстахий, (выйдя) из засады, окружил их и перебил всех до единого. Узнав об этом, московит отправил послов к польскому королю с жалобой на нанесенную ему (НГ несмотря на перемирие) обиду. Король ответил им, что его (подданные) не наносили обиды, а (напротив) мстили за обиду. Таким образом московит, дважды осмеянный, вынужден был снести и ущерб, и бесчестье.

Ниже (НГ русских) Черкасс нет никаких христианских поселений. При устье Борисфена, в сорока милях от Черкасс (НГ на берегу, ближнем к Валахии,), находится крепость и город Очаков, которым владел царь Тавриды, отняв его не так давно у польского короля (НГ Великого княжества Литовского.). Ныне им владеют турки. От Очакова до Альбы, старое название которой Монкастро, близ устья Тираса, четырнадцать миль (НГ ею тоже владеют турки), от Очакова до Перекопа четырнадцать (НГ сорок) миль. От Черкасс, что около Борисфена, до Перекопа сорок миль. На семь миль выше Черкасс по Борисфену встретим город Канев, в восемнадцати милях от которого (НГ выше по реке) находится Киев, древняя столица Руссии. Великолепие и подлинно царственное величие этого города явны в его развалинах и руинах его памятников. И поныне еще на соседних горах видны остатки заброшенных храмов и монастырей, а кроме того, множество пещер и в них очень древние гробницы с телами, не тронутыми тлением 679. От людей, достойных доверия, я слышал, будто девочки там редко сохраняют целомудрие после семилетнего возраста. Причины тому [186] приводились разные, но ни одна из них меня не удовлетворяет; купцам позволяется злоупотреблять девушками, но отнюдь нельзя увозить их. Если кто будет уличен в увозе девушки, то лишается и жизни, и имущества [разве что его спасет милосердие государя]."

http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Gerberstein/frametext7.htm
"Если повернуть с востока к югу, то около Меотийских болот и Понта при реке Кубани (Сuра), впадающей в болота, живет народ абхазы (Aphgasi) 655. В этих местах до самой реки Merula 656, вливающейся в Понт (НГ или Черное море — итальянцы называют его Великим (gross) морем —), находятся горы, в которых обитают черкесы (Circassi) или цики (Ciki) 657. Полагаясь на неприступность гор, они не подчиняются ни туркам, ни татарам. Однако русские свидетельствуют, что они христиане [живут по своим законам], согласны с греками в вере и обрядах и совершают богослужение на славянском языке, который у них в употреблении. Это крайне дерзкие морские разбойники, ибо по (НГ многочисленным) рекам, стекающим с гор, они спускаются на судах в море и грабят всех, кого могут, в особенности (НГ купцов) плывущих из Каффы в Константинополь. За рекой Кубанью находится Мингрелия (Mengarlia), по которой протекает река Eraclea 658; потом Котатида (Cotatis), которую иные считают Колхидой 659. Затем встречаем Фасис (Phasis), который до впадения в море неподалеку от устья образует остров Satabellum (Satabel); к нему-то, как гласит молва, и причалили некогда корабли Ясона 660. За Фасисом — Трапезунд (Trapesus, Trapesunt)."

  • 1