chispa1707 (chispa1707) wrote,
chispa1707
chispa1707

Category:

Матриархат, реконструкция (1)

м1

Опишу базовое, чтоб разложить по полочкам - для скептиков, а заодно и для себя.

ПРАВИЛО № 1
В примитивном кровнородственном сообществе все решается строго внутри этого сообщества. Сколь ни конфликтной была бы ситуация, утрясают сами. Те сообщества, что не сумели утрясти, ослабли и уступили место более толерантным друг к другу.

ЖЕНСКАЯ ДОЛЯ
В первобытном обществе женщина или вскармливает, или беременна, а порой и то, и другое. 20-25 беременностей и 8-14 выживших детей в начале 20 века на деревне были нормой. Поэтому ничем иным, кроме как домом, детьми и приусадебным хозяйством, женщине заняться не удастся. В Африке есть племена, где женщины рыбачат, но по сути это все то же самое приусадебное хозяйство.
Охотой женщина заниматься не может, - ее зверь хорошо чует, особенно при месячных. Для войн гормональный набор неподходящий, да и мускулатура иначе развита.

ВЗАИМНОЕ ТАБУИРОВАНИЕ
В примитивном сообществе роли жестко распределены и взаимно табуированы. Женщина не будет ходить на войны, охоты и лесоповал по уже названным причинам. Мужик, чтоб избежать участия в войне, может прикинуться больным, но к горшкам и детям его не подпустят бабы, - им ни советчик, ни лишний рот ни к чему. Выздоравливай, и шуруй исполнять долг.
Изменить предопределенную полом социальную роль до появления стабильного продуктового избытка невозможно. На страже - табу. Надел женские трусы - смерть. Взяла мужнино копье - смерть. И это не мракобесие; это гуманизм в его крайнем проявлении - самозащите человеческой стаи.

По мере освоения новых технологий сфера деятельности мужчин и женщин будет сильно расширена, однако взаимное табуирование сохранится. В одной деревне рыбачат женщины, а в поле гнутся мужчины, а во второй - наоборот. Изменить характер занятий означает стать презираемым изгоем. Ретроспективная необходимость становится перспективной моралью - надолго.

ПРАВИЛО № 2
Отсюда проистекает правило: однажды принятые поло-ролевые табу священны

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
Виктор Лещиков дал исчерпывающе точное определение стаи: провиант добывают вместе, а делят в соответствии с иерархией. Человек именно так и поступает: добычу распределяет самый уважаемый, обычно самый сильный и опытный, или группа самых уважаемых. Понятно, что большая часть женщин льнет именно к ним.

Если верить Вики, то в полигамном племени царит или многоженство, или многомужество. На деле, все было как в жизни: успешный зрелый воин и охотник (тот самый, что делит общую добычу) может содержать несколько престижных жен, а полудохлые подростки, лишь недавно переведенные в статус мужчин, довольствуются одной старушкой на пятерых. И потому, что их девушки ни во что ни ставят, и потому, что больше, чем одну старушку на пятерых, им не прокормить; доля-то при дележе достается по правилам стаи - в соответствии с иерархией.

ПРАВИЛО № 3
Кто смел, тот и съел. Кто взял верх, тот и царь горы. Это правило не ржавеет

ПОЛИГИНИЯ И ПОЛИАНДРИЯ
Человечество пластично. В хронически голодных сообществах царит полиандрия: несколько кормильцев на одну роженицу, - лишних девочек убивают или приносят в жертву в младенчестве. Это и сейчас происходит в Тибете и части Китая. В регионах с избытком провианта царит обратная практика: один кормилец на несколько рожениц; лишних мальчиков кастрируют и посвящают Церкви, либо приносят в жертву или отправляют на Священную войну. Это и сейчас кое-где происходит.

Европа, судя по ряду реликтовых религиозных парадоксов (в частности, точные женские аналоги Иисуса), пережила оба периода: сначала был голодный, а затем сытый.

ПРАВИЛО № 4
За самым экзотическим народным обычаем стоит некогда актуальная жестокая необходимость

ПРАВО СТАРШЕГО (СИЛЬНОГО)
Вначале брачных связей между племенами не существовало; все происходило внутри группы. Молодые женщины тянулись к более опытным и успешным (обычно это зрелые мужики), а пожилые женщины довольствовались вечно голодной и обиженной молодежью. 20 % высокоранговых мужчин содержали 80 % лучших женщин, а низкостатусные 80 % мужчин сообща содержали 20 % не самых лучших женщин. Впрочем, не думаю, что старухи были в обиде: еды им - от нескольких-то мужей - наверняка хватало, а облизывали их впятеро интенсивнее, чем любую молодайку.
Однако, поскольку воины и охотники стареют, а сыновей всегда больше, чем отцов, рано или поздно происходил переворот. Немногих оставшихся стариков переодевали в женские юбки или вырезали, и наверх пробивалась новая возрастная группа. Именно они и становились теперь "дедами" - со всеми вытекающими привилегиями. Это и сейчас происходит в ряде примитивных племен Африки, подобный инцидент был зафиксирован и у нас на Кавказе.

ПРАВИЛО № 5
Старший прав. Актуально и ныне - на 70 % суши

ПЕРВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
(дедовщина)
Помните андаманских аборигенов? Два племени, лесное прячется, живут одним домом, береговое более развито, живут семьями, заключают брак. Имеют верования о перевоплощении детских душ и предания о Потопе, разделившим их землю на мелкие острова. При этом, взрослые люди, подобно малым детям, не могут удержать внимание на одном предмете или процессе более нескольких минут - отвлекаются. Сейчас обратил внимание, среди нет стариков - вообще нет. Численность статична - менее 400 человек, хотя больными не выглядят.

Андаманские

Где-то на этом умственном уровне - чуть раньше или чуть позже, - происходит прорыв: семья осознает себя семьей, а племя (возможно под давлением внешних обстоятельств) - племенем.

Причем, процесс идет десятками путей:
- старухи понимают, что их старших сыновей вот-вот вырежут их же младшие братья и племянники;
- престижные женщины понимают, что когда их мужей вырежут, не все они удержатся наверху, часть заменят юными пассиями;
- сами властители осознают, что концу быть;
- ну, и молодняк начинает понимать, что когда они это сделают, то останутся без наиболее опытных воинов, и тогда наверняка заявятся недружественные соседи - с оружием.

Не исключено, что ввиду развития, жизнь воинов стала длиннее, и два основных поколения разбились на три, и поменялся политический расклад. Но может быть и наоборот: из-за неудачной войны мужчин стало меньше, и резать последних опытных воинов стало смертельно опасно. Возможно, сами мужчины начали понимать, что есть не только разделяющий их возраст, но и объединяющая их семья в лице матери. Короче, ВСЕ пути принуждают включить мозг. И тогда появляется идея ПРЕЕМСТВЕННОСТИ, и старики уступают верховную власть, выговорив себе право до смерти быть сытыми и уважаемыми членами общества. И это устраивает всех.
В итоге, договорились везде, кроме нескольких племен в Африке, где стариков до сих пор или режут, или опускают.

ВЕРСИЯ
Цивилизационные (технические в том числе) успехи являются следствием социальных революций. Сначала общество меняет правила, и лишь затем оно получает подлинный взлет и качественное развитие. Африканские исключения как раз и говорят об этом: пока молодые режут стариков и занимают их место, племя будет ходить в пальмовых набедренных повязках.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ КАК РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОРЫВ
Формируется по факту дедовщина. В самом низу дети, наименее ценная часть общества - дармоеды, не воины, не работники, к совокуплению особо не годятся, мрут часто, пока совсем маленькие, орут и ссатся.
Вторая снизу ступень: только что переведенные в статус мужчин подростки. Самый трудный участок, - им надо выделять женщин. На практике эта часть обязательств затягивается под десятками надуманных предлогов, например, "до убийства первого врага - не мужик". Но подростков человек тридцать, и чтобы они все получили право на бабу, нужна средних размеров война.
Затягивание с передачей женщин подросткам сопряжено не только с ревностью, но и с утратой реальной власти. Отдай им 30 женщин, и после очередной охоты им надо будет выделять на прокорм семей куда как большую долю - вне зависимости от успешности охоты. И эти 30 женщин будут получать еду от своих молодых мужей, а не от вас, опытных охотников, и ваш вес в их глазах упадет. Для реальных мужиков это начало пути в никуда.
Третья ступень: реальные мужики - воины и охотники. Стремятся кормить и оплодотворять всех, кого только можно, только в этом залог удержания ими власти.
И четвертая ступень: всеми уважаемые, ни на что, кроме как дать совет, негодные старцы. Существуют лишь благодаря поддержке реальных мужиков, прекрасно осознающих, что все там будем.

ЖЕНЩИНА В НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Старухи получают привелигированный статус одновременно со стариками. Хотя есть разница: главный приз пожилого воина - жизнь, а главный приз пожилой дамы - сам статус. В отличие от мужика - по сути, топлива цивилизации, женщина - прирожденный политик, и едва она перестает зависеть от результатов резни, она - на правах матери - начинает упорядочивать отношения.
Думаю, именно женщины добились возрастного равноправия: молодух - молодым воинам, зрелых женщин - зрелым. И смазливые сыкухи утратили возможность попадать на самый верх, расталкивая локтями заслуженных матрон с опытом и связями. Единственное, что оставили мужикам у власти - право дефлорации. Достаточно символическое, это право оставляло боссам чувство превосходства, синхронно обременяя их некоторой личной ответственностью перед каждой женщиной племени. Зато половые отношения стабилизировались, и появилась возможность долгосрочных отношений, - по сути, это брак.

ПРАВИЛО № 6
Брак появляется только после появления возрастной преемственности

ВАЖНОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ: ДЕФИЦИТ МУЖЧИН
Природа заложила большее число рождений мужчин не случайно, мужики более склонны к риску, да и функция у них такая - время от времени гибнуть. Причин масса:

- буйные игры мальчишек;
- выпендреж подростков друг перед другом;
- конфликты подростков с отцами (статистика со смертельными исходами есть и сейчас);
- стенка на стенку - это святое, в России даже взрослые мужики ходили;
- конфликт за охотничьи угодья с соседним племенем или за покосы с соедней деревней;
- мятежи против власти (в примитивном обществе это тоже случается);
- конфликт двух группировок, претендующих поставить своего вождя;
- самые натуральные войны с колоссальными - в масштабах племени - потерями.

В результате оставшиеся в живых мужики женятся на вдовах своих братьев и друзей и тащат на себе по 2-3 семьи, но часто, слишком часто число оставшихся мужчин недостаточно, чтобы всех прокормить. Даже в конце XIX века потеря кормильца означала для семьи нищету, а иногда и натуральные смерти от голода. А чем дальше в прошлое, тем ниже эффективность хозяйства, и выше риски. Племя, пережившее войну, без последующего убийства части детей, может оказаться попросту нежизнеспособным. И тогда появлется новое правило.

ТАБУ НА КРОВОСМЕШЕНИЕ
Представьте четыре соседних племени, два из которых вышли из войны победителями, а два проиграли с потерей критической массы мужчин.

Племена

Как бы есть соблазн добить оставшихся мужиков и забрать женщин себе, но в свою деревню их не перетащить: свои бабы встретят в штыки - придется делиться едой с чужими спиногрызами, а вниманием собственных мужей - с чужими телками. Причем, еда важнее: увеличение едоков аж вдвое это очень много. Мешает и то, что это - чужие роды, по законам родовых табу это даже не люди. И чужие бабы к ним относятся совершенно так же.

Но есть одно слабое звено - молодняк. Самомнения у них - тьма; они только что вместе со зрелыми бойцами поубивали массу врагов, но так и остались салабонами: ни женщин им, ни должного уважения; с точки зрения старых воинов разрыв между ними и молодыми ничуть не увеличился - хотя бы потому, что старики тоже рисковали. А женщину хочется - страсть, как хочется. И молодняк срывается с места, добивает или опускает оставшихся вражеских мужчин и входит во вражеские дома на правах захватчиков и будущих мужей. И женщины молчат, - потому что или эти, или голодная смерть, а у каждой на шее от одного до шести-восьми детей.

Отчасти женщин подводит правило № 2. Она не может взять оставшееся после мужа копье или удочку и отправиться добывать еду, - это жесточайшее табу. Если она попытается исполнять мужскую роль, она станет ничтожеством. Понятно, что их захватили чужаки, то есть, по правилам даже не люди, но перед собой она чиста уже в силу того, что ЗАХВАЧЕНА. У нее есть отмазка перед богами. У мертвого мужа нет отмазки - не смог защитить, а у нее - есть.

Такая ситуация могла случиться и случалась по десяткам причин - от войны до эпидемии, от группового несчастного случая на охоте до природного катаклизма, и как только где-то резко сокращалось число мужиков, появлялась возможность захвата женщин чужими подростками. И это всегда приводило к идентичному результату: в рамках одного племени начинали сосуществовать два недружественных рода.

СОЦИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ № 2
У наших двух "неправильных" племен есть одна-единственная проблема: неправота. Человек не может жить с такой неправотой, любой правонарушитель пытается доказать, что он был прав, и что именно его поступок - единственно верный в такой ситуации. Более того, подсознательно преступник стремится повторить ситуацию, - чтобы доказать: иначе было нельзя. И способ повторить ситуацию сам идет в руки: когда дети в этих двух племенах подрастают, племена совершают ротацию подростками мужского пола.

Это снимает проблемы и с женщин. Они ведь тоже преступники перед богами, а так ответственность делится на многих - и на подростков, и на соседнее племя. Возникает отдельная двухплеменная культура, где уход мальчика из племени не нарушение, а норма. Важно и то, что вырванные из материнского дома и принятые в соседнем племени подростки довольно долго не будут чувствовать себя в своем праве, а значит, не будут и бузить. А поскольку женщин в таком племени исторически больше, чем воинов, подросткам даже своих жен сразу выделят! Лишь бы выполнял взятые на себя мужские обязанности.

ПОБОЧНЫЙ ЭФФЕКТ
Ясно, что на эти племена будут смотреть как на злостных нарушителей. Спать не с сестрами, а с чужими женщинами с позиции примитивного сообщества - натуральный беспредел. Но есть проблема: едва эти два племени обменяются женихами, они де-факто объединятся и станут вдвое сильнее - сразу, рывком! Ну, а поскольку у них нет табу на прием чужих женихов, у ним стекутся все подростки, которых они готовы принять. Да, внизу иерархии это приведет к очаговой полиандрии (многомужеству), что как бы отступление в прошлое, но дети-то сыты! И вообще, ситуация "много кормильцев на одну роженицу" по массе параметров заведомо выигрышная. И поскольку она выигрышная, племена, пошедшие на это, начнут попросту вытеснять менее удачливые и толерантные друг у другу сообщества.

ПРАВИЛО № 7
Неизбежный   в примитивных сообществах периодический дефицит мужчин приводит к захвату свободных чужих женщин и последующему табу на кровосмешение

(продолжение следует)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments