?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Матриархат, реконструкция (2)
Веселый
chispa1707
м4

ДО МАТРИАРХАТА
Вплоть до запрета на кровосмешение никакого матриархата быть не могло. Причина проста: в силу того, что племя представляло одну большую семью, счет родства (ни по-батюшке, ни по-матушке) не был нужен. Языковые реликты (именно реликты, а не сама практика кровосмешения) остались до сих пор в гавайском типе семьи. Различается только поколение и пол родственника. EGO называет всех женщин поколения родителей «мать», а всех мужчин этого поколения — «отец». В поколении EGO все родственники объединяются общим «сиблинг» (или «брат» и «сестра»).

ОТСТУПЛЕНИЕ. ПОЧЕМУ ОСТАЮТСЯ РЕЛИКТЫ
Это принципиальный вопрос. К изменениям подталкивают проблемы. Человек не меняет успешных стратегий. Именно в этом причина фиксации реликтовых институтов Саудовской Аравии. А наиболее прогрессивны в социальном плане те народы, которые пережили наибольшее количество изменений в "нежном возрасте", когда шло активное формирование культуры.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАТРИАРХАТА
Смотрим БСЭ
Матриархат (от латинского mater, родительный падеж matris — мать и греческого arche — начало, власть; буквально — женовластие), одна из форм общественного устройства периода разложения родового строя и перехода к классовому обществу. Основные признаки М.: доминирующее положение женщины в обществе, матрилинейность наследования имущества и должностей, матрилокальность или дислокальность брачного поселения (см. Матрилокальный брак, Дислокальный брак) — результат трансформации некоторых норм материнского рода. Впервые период М. был выделен И. Бахофеном на основании анализа древнеклассических мифов. М. исторически реконструируется у некоторых народов Тибета, в Древнем Египте и других государствах древности. Пережитки М. сохраняются у минангкабау (остров Суматра), некоторых народов Микронезии и других. Иногда термин "М." неточно используется для обозначения материнско-родового строя в целом или периода его расцвета.

РАССМОТРИМ ПО ПУНКТАМ
1. Доминирующее положение женщины в обществе. На практике доминирует старшая женщина. Остальные - шуршат.
2. Матрилинейность наследования имущества. На практике это выглядит так: стадо коров переходит от дяди к его племяннику, сыну его единоутробной сестры, то есть, прямиком от мужчины к мужчине - женщина в силу распределения ролей животноводством заняться не может, возможно, даже есть табу, прямо запрещающее ей приближаться к мужской собственности. Реально могут убить.
3. Матрилинейность наследования должностей. Архиепископ завещает контроль над церковными владениями племяннику - точно так же по женской линии. Его сестра (как бы центр власти) не может и приблизиться к управлению архиепископством. Даже за намек на такое можно было угодить на костер, - невзирая на титулы и состоятельность.
4. Матрилокальность брачного поселения. Мужчина-масаи пришел вечером в дом жены (стоящий рядом с домами ее сестер, матери и теток), переспал, а утром - на работу к стаду, туда, где и протекает его повседневная жизнь, туда, где и расположен подлинный источник его власти. Дети, кроме способных помогать отцу, остаются в доме.
Это - все.

Матриархат, на деле, существовал и в качестве реликтовых остатков существует. Более того, это серьезная сила, не считаться с которой невозможно. Но матриархат не имеет никакого отношения к женской джигитовке, отрезанию левой груди, убийству мужчин и садо-мазохистским фантазиям псевдо-православного толка. И начинается матриархат с запрета на кровосмешение и перемещения жениха в деревню невесты (матрилокальность брачного поселения)

РЕЛИКТЫ МАТРИЛОКАЛЬНОСТИ
1. Русские народные сказки о мертвом женихе. В основе - память о символических похоронах жениха перед его передачей в дом невесты. Род не имеет право отдавать своего члена, а вот после магической смерти можно и передать. Введение Домостроя изменило ситуацию, и похоронный черный стол начали накрывать для невесты, но и память о прежнем укладе осталась.
2. Традиционная, чисто сказочная нелюбовь к теще. Могла сформироваться только в условиях подчиненности теще (старшей женщины в семье) в ее доме.
3. Не так давно вымерший в Татарстане и Скандинавии обычай, когда жених до того, как забрать невесту, некоторое время приходит к ней домой, а то и остается ночевать.
Кое-где на юге матрилокальность брачного поселения и сейчас жива и здорова.

ПРАВИЛЬНОСТЬ МАТРИЛОКАЛЬНОСТИ
Если мы запрещаем кровосмешение, то жених и невеста должны быть из разных семей, как правило, из разных деревень. Мужской мир, как правило, находится вне дома, поэтому, сколько бы женихов ни вошло в деревню со стороны, между ними конфликта не будет: рыбак уходит рыбачить, охотник - охотиться, а крестьянин - пахать.
С невестами иначе: каждая вторгается в дом, в табуированный мир коренного рода. Каждая - чужая. И даже символические похороны почти ничего не решают: переучивать надо КАЖДУЮ.
Проблем не возникает лишь в условиях матрилокальности брачного поселения.

ПРИМЕР (КОПИПАСТ СТАРОГО ПОСТА)
Представьте две соседские деревни: деревня Ивановых и деревня Петровых.

ПАТРИАРХАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
Девушки Ивановых идут женами в деревню Петровых.
Напряг начинается сразу, потому что половина женщин в деревне (сестры и тетки) - Петровы, а половина женщин (жены и матери) - Ивановы.

А свекор-то говорит: "Неработницу ведут",
А сверковь-то говорит: "Неугодницу ведут",
А золовки говорят "Неузорницу ведут",

Невеста от Ивановых идет со СВОИМ приданым: и рушники у нее с неправильными тотемными узорами, и горшки у нее не той формы. И борщ она неправильный готовит. Но главное, когда она будет отдавать дочь замуж в родную деревню (для дочери, по батюшке уже Петровой, совершенно чужую), она отдаст за ней приличную часть семейного имущества.

И вот вопрос, каким узорам на рушниках она будет учить свою дочь? Тем, каким ее научили дома (узоры Ивановых), или тем, которые вышивает сестра ее мужа (узоры Петровых)? И от кого научилась сестра мужа этим узорам? От матери? Ну, так мать - урожденная Иванова, Органичнее будет, если она выучит дочку ивановским узорам, а не петровским.

И куда девается культура деревни Петровых? Если все рожающие женщины, в этой деревне - Ивановы. А нет никакой культуры Петровых! Исчезает эта культура в такой модели. Потому что место этой культуре - в деревне Ивановых, там, где собираются в конечном счете все женщины из деревни Петровых.

Ровно такой же напряг в ее деревне, куда приводят невест от Петровых.

ПОЛЕЗНОЕ
При этом мы видим, что патриархат приводит к интенсивному перемешиванию Ивановых и Петровых и появлению уже не племенной, а общенародной культуры. Причем, идет процесс очень быстро: за одно поколение Ивановы и Петровы - уже родня. За второе поколение ивановы-петровы уже смешаются с сидоровыми-козловыми. Пять-семь поколений, и губерния культурно едина. Никакой феодально-племенной разрозненности здесь быть уже не может, и никакая культурная самобытность здесь уже не сохраняется. Патриархат чрезвычайно жестко нацелен на прогресс и унификацию.

А что было ДО ТОГО? Как протекали века и века?

МАТРИАРХАТ
При матриархате невеста остается дома, при маме. Ей не надо ничему ПЕРЕучиваться, - и рушники у нее правильные, и горшки, и борщи. И свое имущество в чужой дом отдавать не надо. Девушку никто ее не тиранит, ее не насилуют всем гуртом (как в патриархальной Аравии 19 века), потому что все РОДНЫЕ мужчины в деревне - ее братья, а все НЕРОДНЫЕ зависят от своих жен, а те для нее - старшие сестры. Своих в такой деревне большинство.
Культура и стабильность сохраняются великолепно.

Минусы матриархата - отсутствие неравных браков, перемешивания, интенсивного развития.
Впрочем, держится это благолепие недолго :)

МАТРИАРХАТ. ДОПОЛНЕНИЕ
Костяк деревни - женщины.
Парни уходят к женам в соседний род. Именно поэтому в России остался такой свадебный реликт, как "испытание жениха".
В женином роду у парня есть мощная поддержка - мужчины из его деревни, женившиеся чуть ранее. Они - правящий клан.
С братьями жен мужики могут не считаться: братья все - щеглы, и едва они войдут в возраст, их сплавят - женят, то есть, отдадут в соседнюю деревню.
Женщины составляют сильную корпорацию. Если чей-то муж проявил себя плохо, они могут добиться от своих мужей изгнания проштрафившегося. Разведенка или вдова одна не останется - ее отдадут второй женой (как правило, брату потерянного мужа).
Право сильного уважается. Потому что сильный вождь, сильные мужики - залог стабильности и безопасности.
Культура мужчин и женщин в силу разной племенной принадлежности различна и взаимно табуирована. Мужчина не имеет права прикоснуться к женской собственности - и наоборот.
Когда мальчики подрастают (13-14 лет), их женят, то есть, отдают в соседнее племя. Процедура непростая, - чтобы отдать члена рода на сторону, его сначала следует символически умертвить. Чтоб духи рода не были в обиде, что племя отдало своего кровного родича. Отсюда, видимо, "мальчишник" - прощание с пока еще холостыми друзьями (при патриархате точно так же будет прощаться невеста, в патриархате символически умерщвлять надо именно ее).
(конец копипаста)

ПРОЙДЕННЫЙ ПУТЬ
1. Родоплеменные проблемы решаются строго внутри племени
2. Однажды принятые поло-ролевые табу священны
3. Распределение продукта идет в соответствии с иерархией
4. Старший всегда прав
5. Преемственность ролей по старшинству освящена обычаем
6. Брачные отношения законны, но есть и право сеньора
7. Табу на кровосмешение и более чем одно-кровный состав племени
8. Матрилокальность брачного поселения

Пролететь этот путь мы должны были мигом, и единственное, что останавливало социальный прогресс - миграции. На ранних, наиболее жестоких этапах семьи склонны дробиться - с целью избежать прессинга старших, но главное, в силу необходимого размера угодий. Охотнику надо очень много земли. Например, потому, что уничтожение хищников (а их приходится уничтожать) довольно быстро вызывает мор среди травоядных. А бывают еще и палы, и природные катаклизмы, и каждое такое потрясение способно побудить племя к раздроблению и расселению, и численность групп остается недостаточной для крупных социальных перемен.

Видел утверждение, что порогом считается 1200 человек. По достижению этой численности приходится вводить правила, игнорирующие личность человека и обращающиеся к его социальной роли. Не знаю, как с этим быть - пока.

Матрилокальное поселение (обычно их два, из двух союзных племен) это вершина первобытного общества и перелом к цивилизации. И вот дальше все зависит от чистого почти картежного расклада.

САМОЕ ВКУСНОЕ: РАСКЛАД
Представьте две породнившиеся деревни: рыбаки и скотоводы.
Скотоводы молятся Велесу, а рыбаки - Нептуну.
Деревня № 1. Все женщины и их малолетние дети из племени рыбаков, а все мужики - скотоводы
Деревня № 2. Все женщины и их малолетние дети из племени скотоводов, а все мужики - рыбаки

Причем, поскольку женщинам за стадом с ребенком наперевес не угнаться, для них это занятие табуировано, а вот рыбалка в силу легкости промысла и в качестве подсобного хозяйства для женщин не запрещена.

Деревня № 1. Мужики-скотоводы переезжают в деревню жен со своим имуществом за спиной (скот в поле), но это только их скот. Их жены-рыбачки и носа в поле не сунут. А вот своим сестрам и матерям, оставшимся в родной деревне, мужики и молочка всегда принесут, и свеженины.
Деревня № 2. Сходный племенной эгоизм наблюдается и во второй деревне. Мужики уходят с утра на рыбалку, но свежей рыбки домой не приносят, у них есть матери и сестры, за которых они отвечают. Ясно, что жены шипят, посылают проклятия в адрес Нептуна и благодарят своего Велеса за то, что он послал им хороших братьев.

Но это лишь в первом поколении. Лет за сто двусоставное племя разрастается до нескольких десятков тысяч человек, рассредотачивается на огромных территориях, постоянный прикорм кровных родичей становится физически невозможным и превращается в ежегодные подарки-подношения, чисто символические, а вот кормить своих детей уже приходится постоянно, - они-то всегда под боком.

Там, где мужики занимаются скотиной, аулы процветают, - и мяса у них вдоволь, и соль есть, и оружие покупают хорошее, и муку, и даже черевички женам, как у царицы, раз в году привозят. Более того, мужики настолько богаты, что могут себе позволить и жену для сына или племянника купить, и даже принять своих сыновей в свой род. Стада-то размножаются, и пастухи остро нужны, а чтоб перевести человека в свой род всего-то и надо, чтоб его усыновила любая женщина из рода. Делается это просто, всего три-пять кормлений грудью, и ребенок уже может считаться своим, скотоводом. Если грудью вскормила мать отца, то сын становится с отцом вровень, он становится отцу молочным братом, и здесь открывается бездна возможностей для махинаций со статусом, а значит, и с наследованием.

Думаю, именно в этих статусных махинациях лежат корни системы Кроу, когда сын сестры отца именуется "отец", то есть рангом выше, чем должно. Например, если мать - дальняя родственница отца, но принадлежит к поколению уровнем ниже, а статус считается по матери, то именно так и выходит. При совместной собственности родов жениться на младшей поколением это де-факто способ юридически снизить ценность своих детей в пользу своих племянников.

В системах типа Омаха - обратная ситуация, там старше родственники матери. По сути, перед нами не этнический прибамбас, и чисто иерархический; это борьба родов за власть. Жаль, что этнографы не додумывают мысли до конца.

НО ВЕРНЕМСЯ К НАШЕЙ ДЕРЕВНЕ...
Жены скотоводов упорно молятся своему Нептуну, изредка собираются на тайные собрания, где говорят на полузабытом рыбацком языке, но их культура уже обречена. Их ждет разбиение языческих идолов Нептуна и принятие скотоводческого монотеизма под эгидой Велеса.

В деревне, где мужики занимаются рыбалкой, ситуация похуже. Подарки от родственников-скотоводов становятся все реже, для женщин это занятие табуировано, а рыбкой богатства особо не накуешь. И только если мужики, пользуясь наличем лодок и навыков, понаставят на реках факторий и начнут возить по ней вяленую говядину от своих родственников, ситуация кардинально изменится. И объективно более бедное племя получит возможность встать над своими богатыми родственниками, поскольку держит в руках основное - обмен.

Именно на этом этапе закладывается все цивилизационное богатство. Основных сочетаний шесть:
- рыбаки + землепашцы (два варианта);
- рыбаки + скотоводы (два варианта);
- скотоводы + землепашцы (два варианта).

Но разнообразие может быть увеличено - с 3-х до, скажем, 18-ти, когда к ним добавятся солевары, медеплавильщики и неизбежные профессиональные торговцы.
(продолжение следует)

  • 1
Самый большой недостаток Вашей реконструкции - многословие.
Свою модель можете считать жизнеспособной лишь тогда, когда она уложится в пять, максимум - десять правил-Законов, однозначных и понятных даже ребёнку.

Мне, чтобы самому разобраться, надо иногда проговорить.
Да, десяток законов это идеально и вполне исполнимо - когда понимаешь, как это работает.

Вы пытаетесь построить социально-экономическую модель, поэтому должны учитывать, что любой социум состоит далеко не из академиков.
Если законы население не понимает, об их исполнении не может быть и речи.
В качестве примера:
Конституция США 1787 года содержала всего 7 статей.
И ещё:
"Сила закона в его мудрости" (с) Конфуций

к предыдущим обсуждениям


Re: к предыдущим обсуждениям

Обезвреживание - удачный термин :)))

Цивилизация, похоже, в сговоре с женщинами. Самые активные самцы или на самом верху, или на войне, или на зоне. Причем, на самом верху их сотые доли процента.

Интеллект определенно рулит.
Более того, когда женщина выбирает певца или поэта, она ведь ориентируется уже не на физическую мощь и неукротимость. Похоже, природа уже въехала, что сила проигрывает и успела заложить в женщин дополнительные критерии

1. Иногда все таки полезно академическое историческое образование. Первая лекция всех истфаков говорит, что кровосмешения не было - скрещивались с соседними племенами, что подтверждается тем, что эскимосы всех чужаков любезно спросят осеменить побольше своих женщин.
2. Для мужчин естественно убивать другие живые существа - это инстинкт охотника. Поэтому мужчины воюют а дети играют в стрелялки - симуляторы групповой и одиночной охоты.
3. основных промыслов только два- кочевое скотоводство и оседлое земледелие плюс примитивные занятия примитивных обществ - разбой и собирательство. Кочевое животноводство и оседлое земледелие формируют несмешиваемые общества, условно говоря татар и славян. Ценности у этих обществ разные. У славян ценность - "хозяин на своей земле" у татар - " место в иерархии"

Матриархат и там и там рулит до сих пор несомненно, так как мужчины живут меньше, но фишка в том что этика СССР размыла и эмульгировала эти общества. Это видно что в РФ женщинам пофиг что их детей убивают на войне. При матриархате так не бывает. Значит в данный момент происходит расслоение общества и установление первоначального состояния - то есть матриархата. Про татар я не уверен, но скорее всего так же, как и у славян, ведь в Германи рулит Меркель, в Англии - Королева, а в США-Олбрайт, Опра и Мадонна.

https://www.youtube.com/watch?v=KxDX8cy3jGU&list=UUxkdtxa54kQLRmmWaBH0K2w

Edited at 2014-10-02 17:07 (UTC)

Re: число Данбара - 150 человек

Спасибо огроменное!

Можно и по другому: Дева Мария, Статуя свободы, Жанна Дарк, Родина-Мать и тп ))

Да, современная символика несет в себе реликты прошлого.

Какие вы можете привести аргументы что сейчас в ведущих неазиатских странах патриархат а не матриархат?

В части азиатских стран верховная власть передается строго в соответствием с матриархатом.

патриархат в Ри это старообрядская община и их развитие - кремлевские старцы и система КПСС , в Украине и других славянских странах подобные заморочки не являются традиционными.

Уважаемый chispa1707! Рассмотрите пожалуйста версию про матриархат профессора Чудинова В. А..
Вот МОЁ ОПИСАНИЕ ВЕРСИИ:
Матриархат появляется и бытует когда условия быта и технологии не могут без перебоев снабжать общину или племя едой. Существующее разделение ремёсел сильно -мужчины охотятся ("в командировках") и после охоты у них бывает много мяса. Или не бывает. Но при невозможности заготовить (консервировать) мясо в прок -мужики-охотники часто ходят голодными.
Женщины же занимаются собирательством плодов, кореньев и ДИКОРАСТУЩИХ степных ЗЕРНОВЫХ. Хотя много еды за раз не добыть -но всегда бабы будут сыты (но без мяса). Коласья можно просто срывать руками. Хранить зерно можно в корзинах в сухой хижине - "хлеву".
По мне это половое разделение ремёсел, могло быть подкреплено боязнью потерять "удачу" -"прогневить богов". Если понимать "удачу" как чутьё, как способность замечать вовремя ВОЗМОЖНОСТИ и ОПАСНОСТИ -то это дорогого стоит.
Даже сейчас те кто живёт вместе с опасностью делают много всякого-разного чтобы не потерять свою "удачу".
К примеру козаки на Украине, были века, -отказывалис пахать землю. Из-за опасения потерять так ВОИНСКИИ УДАЧУ.

Вот что пишет профессор Чудинов:
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/005a/02110072.htm
Цитата -"Но поскольку существовало половозрастное разделение труда, женщины собирали хлеб, а мужчины добывали животных на охоте. В отличие от зерна мясо могло храниться всего несколько дней, так что заготовить его впрок даже при самой обильной охоте оказывалось невозможным. Напротив, женщины, принося даже понемногу зерна каждый день, могли заполнить им все амбары до предела. Если же при этом еда выдавалась представителям других полов не по первому требованию и не много, а сопровождалась различными ритуальными условностями, получалось, что мужчины бывали сытыми только пару дней после удачной охоты, а в остальное время питались очень скудно, отчего ходили худыми и сердитыми. И наоборот, женщины «жировали» в прямом смысле слова, то есть питались мучным в больших количествах, отчего весьма полнели. "

Идея понятна.
Я бы предпочел просмотреть все сочетания, не только женщины в поле, мужики на охоте, но и всякие женщины на рыбалке, мужики торгуют...

Цитата -http://www.runitsa.ru/publications/146/#35775
" К зиме, вероятно, собранного женщинами (а в палеолите они занимались собирательством дикорастущих злаков) зерна скапливалось так много, что было невозможно зайти в помещение (представлявшее собой, видимо, обычную хижину). Но поскольку существовало половозрастное разделение труда, женщины собирали хлеб, а мужчины добывали животных на охоте. В отличие от зерна мясо могло храниться всего несколько дней, так что заготовить его впрок даже при самой обильной охоте оказывалось невозможным. Напротив, женщины, принося даже понемногу зерна каждый день, могли заполнить им все амбары до предела. Если же при этом еда выдавалась представителям других полов не по первому требованию и не много, а сопровождалась различными ритуальными условностями, получалось, что мужчины бывали сытыми только пару дней после удачной охоты, а в остальное время питались очень скудно, отчего ходили худыми и сердитыми. И наоборот, женщины “жировали” в прямом смысле слова, то есть питались мучным в больших количествах, отчего весьма полнели. Так что переевшая женщина воспринималась, видимо, не столько некрасивой (то есть не имеющей эстетической привлекательности, как в наши дни) и тем более не как больная, к которой должно возникнуть сочувствие (ожирение может наступить в результате заболевания некоторых желез внутренней секреции и как следствие — в результате нарушения гормональной деятельности), а именно как “жирующая”, то есть имеющая в достатке пищу, в то время как мужчины ее в достатке не имели. Так что ненависть к жирной женщине была, видимо, сродни современной ненависти социальных низов к социальным верхам, у которых имеется все в достатке.

О половом разделении на бедных и богатых до данного примера мне не приходилось ничего слышать. С другой стороны, из данного примера понятно, что мужчины и женщины сходились вместе только для одного – для любовных игр («игр Ярила»). И это был единственный случай выразить свой социальный протест – через изуверское отношение к женщине («игры Перуна»). Отсюда становится понятным происхождение и смысл русского мата – использование слов, связанных с любовными утехами, в качестве наиболее бранных выражений. Заметим при этом, что в данном «поучении» мужчинам, как им поступать в отношении женщин, прослеживается не матриархат, и не патриархат, а полностью раздельное существование разных полов с редкими периодами бракосочетаний. С одной стороны, это дает объяснение существованию в античности амазонок – пережиточной формы такого рода чисто женской общины; с другой стороны, существованию дня Ярилы (позже ставшего днем Купалы), когда в самую короткую ночь мужчины и женщины сходились вместе, прыгали через костры, купались в реке и предавались любовным утехам. При совместной жизни необходимость в таком дне массовых соединений полов отпадает."

  • 1