chispa1707 (chispa1707) wrote,
chispa1707
chispa1707

Category:

Матриархат, реконструкция (2)

м4

ДО МАТРИАРХАТА
Вплоть до запрета на кровосмешение никакого матриархата быть не могло. Причина проста: в силу того, что племя представляло одну большую семью, счет родства (ни по-батюшке, ни по-матушке) не был нужен. Языковые реликты (именно реликты, а не сама практика кровосмешения) остались до сих пор в гавайском типе семьи. Различается только поколение и пол родственника. EGO называет всех женщин поколения родителей «мать», а всех мужчин этого поколения — «отец». В поколении EGO все родственники объединяются общим «сиблинг» (или «брат» и «сестра»).

ОТСТУПЛЕНИЕ. ПОЧЕМУ ОСТАЮТСЯ РЕЛИКТЫ
Это принципиальный вопрос. К изменениям подталкивают проблемы. Человек не меняет успешных стратегий. Именно в этом причина фиксации реликтовых институтов Саудовской Аравии. А наиболее прогрессивны в социальном плане те народы, которые пережили наибольшее количество изменений в "нежном возрасте", когда шло активное формирование культуры.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАТРИАРХАТА
Смотрим БСЭ
Матриархат (от латинского mater, родительный падеж matris — мать и греческого arche — начало, власть; буквально — женовластие), одна из форм общественного устройства периода разложения родового строя и перехода к классовому обществу. Основные признаки М.: доминирующее положение женщины в обществе, матрилинейность наследования имущества и должностей, матрилокальность или дислокальность брачного поселения (см. Матрилокальный брак, Дислокальный брак) — результат трансформации некоторых норм материнского рода. Впервые период М. был выделен И. Бахофеном на основании анализа древнеклассических мифов. М. исторически реконструируется у некоторых народов Тибета, в Древнем Египте и других государствах древности. Пережитки М. сохраняются у минангкабау (остров Суматра), некоторых народов Микронезии и других. Иногда термин "М." неточно используется для обозначения материнско-родового строя в целом или периода его расцвета.

РАССМОТРИМ ПО ПУНКТАМ
1. Доминирующее положение женщины в обществе. На практике доминирует старшая женщина. Остальные - шуршат.
2. Матрилинейность наследования имущества. На практике это выглядит так: стадо коров переходит от дяди к его племяннику, сыну его единоутробной сестры, то есть, прямиком от мужчины к мужчине - женщина в силу распределения ролей животноводством заняться не может, возможно, даже есть табу, прямо запрещающее ей приближаться к мужской собственности. Реально могут убить.
3. Матрилинейность наследования должностей. Архиепископ завещает контроль над церковными владениями племяннику - точно так же по женской линии. Его сестра (как бы центр власти) не может и приблизиться к управлению архиепископством. Даже за намек на такое можно было угодить на костер, - невзирая на титулы и состоятельность.
4. Матрилокальность брачного поселения. Мужчина-масаи пришел вечером в дом жены (стоящий рядом с домами ее сестер, матери и теток), переспал, а утром - на работу к стаду, туда, где и протекает его повседневная жизнь, туда, где и расположен подлинный источник его власти. Дети, кроме способных помогать отцу, остаются в доме.
Это - все.

Матриархат, на деле, существовал и в качестве реликтовых остатков существует. Более того, это серьезная сила, не считаться с которой невозможно. Но матриархат не имеет никакого отношения к женской джигитовке, отрезанию левой груди, убийству мужчин и садо-мазохистским фантазиям псевдо-православного толка. И начинается матриархат с запрета на кровосмешение и перемещения жениха в деревню невесты (матрилокальность брачного поселения)

РЕЛИКТЫ МАТРИЛОКАЛЬНОСТИ
1. Русские народные сказки о мертвом женихе. В основе - память о символических похоронах жениха перед его передачей в дом невесты. Род не имеет право отдавать своего члена, а вот после магической смерти можно и передать. Введение Домостроя изменило ситуацию, и похоронный черный стол начали накрывать для невесты, но и память о прежнем укладе осталась.
2. Традиционная, чисто сказочная нелюбовь к теще. Могла сформироваться только в условиях подчиненности теще (старшей женщины в семье) в ее доме.
3. Не так давно вымерший в Татарстане и Скандинавии обычай, когда жених до того, как забрать невесту, некоторое время приходит к ней домой, а то и остается ночевать.
Кое-где на юге матрилокальность брачного поселения и сейчас жива и здорова.

ПРАВИЛЬНОСТЬ МАТРИЛОКАЛЬНОСТИ
Если мы запрещаем кровосмешение, то жених и невеста должны быть из разных семей, как правило, из разных деревень. Мужской мир, как правило, находится вне дома, поэтому, сколько бы женихов ни вошло в деревню со стороны, между ними конфликта не будет: рыбак уходит рыбачить, охотник - охотиться, а крестьянин - пахать.
С невестами иначе: каждая вторгается в дом, в табуированный мир коренного рода. Каждая - чужая. И даже символические похороны почти ничего не решают: переучивать надо КАЖДУЮ.
Проблем не возникает лишь в условиях матрилокальности брачного поселения.

ПРИМЕР (КОПИПАСТ СТАРОГО ПОСТА)
Представьте две соседские деревни: деревня Ивановых и деревня Петровых.

ПАТРИАРХАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
Девушки Ивановых идут женами в деревню Петровых.
Напряг начинается сразу, потому что половина женщин в деревне (сестры и тетки) - Петровы, а половина женщин (жены и матери) - Ивановы.

А свекор-то говорит: "Неработницу ведут",
А сверковь-то говорит: "Неугодницу ведут",
А золовки говорят "Неузорницу ведут",

Невеста от Ивановых идет со СВОИМ приданым: и рушники у нее с неправильными тотемными узорами, и горшки у нее не той формы. И борщ она неправильный готовит. Но главное, когда она будет отдавать дочь замуж в родную деревню (для дочери, по батюшке уже Петровой, совершенно чужую), она отдаст за ней приличную часть семейного имущества.

И вот вопрос, каким узорам на рушниках она будет учить свою дочь? Тем, каким ее научили дома (узоры Ивановых), или тем, которые вышивает сестра ее мужа (узоры Петровых)? И от кого научилась сестра мужа этим узорам? От матери? Ну, так мать - урожденная Иванова, Органичнее будет, если она выучит дочку ивановским узорам, а не петровским.

И куда девается культура деревни Петровых? Если все рожающие женщины, в этой деревне - Ивановы. А нет никакой культуры Петровых! Исчезает эта культура в такой модели. Потому что место этой культуре - в деревне Ивановых, там, где собираются в конечном счете все женщины из деревни Петровых.

Ровно такой же напряг в ее деревне, куда приводят невест от Петровых.

ПОЛЕЗНОЕ
При этом мы видим, что патриархат приводит к интенсивному перемешиванию Ивановых и Петровых и появлению уже не племенной, а общенародной культуры. Причем, идет процесс очень быстро: за одно поколение Ивановы и Петровы - уже родня. За второе поколение ивановы-петровы уже смешаются с сидоровыми-козловыми. Пять-семь поколений, и губерния культурно едина. Никакой феодально-племенной разрозненности здесь быть уже не может, и никакая культурная самобытность здесь уже не сохраняется. Патриархат чрезвычайно жестко нацелен на прогресс и унификацию.

А что было ДО ТОГО? Как протекали века и века?

МАТРИАРХАТ
При матриархате невеста остается дома, при маме. Ей не надо ничему ПЕРЕучиваться, - и рушники у нее правильные, и горшки, и борщи. И свое имущество в чужой дом отдавать не надо. Девушку никто ее не тиранит, ее не насилуют всем гуртом (как в патриархальной Аравии 19 века), потому что все РОДНЫЕ мужчины в деревне - ее братья, а все НЕРОДНЫЕ зависят от своих жен, а те для нее - старшие сестры. Своих в такой деревне большинство.
Культура и стабильность сохраняются великолепно.

Минусы матриархата - отсутствие неравных браков, перемешивания, интенсивного развития.
Впрочем, держится это благолепие недолго :)

МАТРИАРХАТ. ДОПОЛНЕНИЕ
Костяк деревни - женщины.
Парни уходят к женам в соседний род. Именно поэтому в России остался такой свадебный реликт, как "испытание жениха".
В женином роду у парня есть мощная поддержка - мужчины из его деревни, женившиеся чуть ранее. Они - правящий клан.
С братьями жен мужики могут не считаться: братья все - щеглы, и едва они войдут в возраст, их сплавят - женят, то есть, отдадут в соседнюю деревню.
Женщины составляют сильную корпорацию. Если чей-то муж проявил себя плохо, они могут добиться от своих мужей изгнания проштрафившегося. Разведенка или вдова одна не останется - ее отдадут второй женой (как правило, брату потерянного мужа).
Право сильного уважается. Потому что сильный вождь, сильные мужики - залог стабильности и безопасности.
Культура мужчин и женщин в силу разной племенной принадлежности различна и взаимно табуирована. Мужчина не имеет права прикоснуться к женской собственности - и наоборот.
Когда мальчики подрастают (13-14 лет), их женят, то есть, отдают в соседнее племя. Процедура непростая, - чтобы отдать члена рода на сторону, его сначала следует символически умертвить. Чтоб духи рода не были в обиде, что племя отдало своего кровного родича. Отсюда, видимо, "мальчишник" - прощание с пока еще холостыми друзьями (при патриархате точно так же будет прощаться невеста, в патриархате символически умерщвлять надо именно ее).
(конец копипаста)

ПРОЙДЕННЫЙ ПУТЬ
1. Родоплеменные проблемы решаются строго внутри племени
2. Однажды принятые поло-ролевые табу священны
3. Распределение продукта идет в соответствии с иерархией
4. Старший всегда прав
5. Преемственность ролей по старшинству освящена обычаем
6. Брачные отношения законны, но есть и право сеньора
7. Табу на кровосмешение и более чем одно-кровный состав племени
8. Матрилокальность брачного поселения

Пролететь этот путь мы должны были мигом, и единственное, что останавливало социальный прогресс - миграции. На ранних, наиболее жестоких этапах семьи склонны дробиться - с целью избежать прессинга старших, но главное, в силу необходимого размера угодий. Охотнику надо очень много земли. Например, потому, что уничтожение хищников (а их приходится уничтожать) довольно быстро вызывает мор среди травоядных. А бывают еще и палы, и природные катаклизмы, и каждое такое потрясение способно побудить племя к раздроблению и расселению, и численность групп остается недостаточной для крупных социальных перемен.

Видел утверждение, что порогом считается 1200 человек. По достижению этой численности приходится вводить правила, игнорирующие личность человека и обращающиеся к его социальной роли. Не знаю, как с этим быть - пока.

Матрилокальное поселение (обычно их два, из двух союзных племен) это вершина первобытного общества и перелом к цивилизации. И вот дальше все зависит от чистого почти картежного расклада.

САМОЕ ВКУСНОЕ: РАСКЛАД
Представьте две породнившиеся деревни: рыбаки и скотоводы.
Скотоводы молятся Велесу, а рыбаки - Нептуну.
Деревня № 1. Все женщины и их малолетние дети из племени рыбаков, а все мужики - скотоводы
Деревня № 2. Все женщины и их малолетние дети из племени скотоводов, а все мужики - рыбаки

Причем, поскольку женщинам за стадом с ребенком наперевес не угнаться, для них это занятие табуировано, а вот рыбалка в силу легкости промысла и в качестве подсобного хозяйства для женщин не запрещена.

Деревня № 1. Мужики-скотоводы переезжают в деревню жен со своим имуществом за спиной (скот в поле), но это только их скот. Их жены-рыбачки и носа в поле не сунут. А вот своим сестрам и матерям, оставшимся в родной деревне, мужики и молочка всегда принесут, и свеженины.
Деревня № 2. Сходный племенной эгоизм наблюдается и во второй деревне. Мужики уходят с утра на рыбалку, но свежей рыбки домой не приносят, у них есть матери и сестры, за которых они отвечают. Ясно, что жены шипят, посылают проклятия в адрес Нептуна и благодарят своего Велеса за то, что он послал им хороших братьев.

Но это лишь в первом поколении. Лет за сто двусоставное племя разрастается до нескольких десятков тысяч человек, рассредотачивается на огромных территориях, постоянный прикорм кровных родичей становится физически невозможным и превращается в ежегодные подарки-подношения, чисто символические, а вот кормить своих детей уже приходится постоянно, - они-то всегда под боком.

Там, где мужики занимаются скотиной, аулы процветают, - и мяса у них вдоволь, и соль есть, и оружие покупают хорошее, и муку, и даже черевички женам, как у царицы, раз в году привозят. Более того, мужики настолько богаты, что могут себе позволить и жену для сына или племянника купить, и даже принять своих сыновей в свой род. Стада-то размножаются, и пастухи остро нужны, а чтоб перевести человека в свой род всего-то и надо, чтоб его усыновила любая женщина из рода. Делается это просто, всего три-пять кормлений грудью, и ребенок уже может считаться своим, скотоводом. Если грудью вскормила мать отца, то сын становится с отцом вровень, он становится отцу молочным братом, и здесь открывается бездна возможностей для махинаций со статусом, а значит, и с наследованием.

Думаю, именно в этих статусных махинациях лежат корни системы Кроу, когда сын сестры отца именуется "отец", то есть рангом выше, чем должно. Например, если мать - дальняя родственница отца, но принадлежит к поколению уровнем ниже, а статус считается по матери, то именно так и выходит. При совместной собственности родов жениться на младшей поколением это де-факто способ юридически снизить ценность своих детей в пользу своих племянников.

В системах типа Омаха - обратная ситуация, там старше родственники матери. По сути, перед нами не этнический прибамбас, и чисто иерархический; это борьба родов за власть. Жаль, что этнографы не додумывают мысли до конца.

НО ВЕРНЕМСЯ К НАШЕЙ ДЕРЕВНЕ...
Жены скотоводов упорно молятся своему Нептуну, изредка собираются на тайные собрания, где говорят на полузабытом рыбацком языке, но их культура уже обречена. Их ждет разбиение языческих идолов Нептуна и принятие скотоводческого монотеизма под эгидой Велеса.

В деревне, где мужики занимаются рыбалкой, ситуация похуже. Подарки от родственников-скотоводов становятся все реже, для женщин это занятие табуировано, а рыбкой богатства особо не накуешь. И только если мужики, пользуясь наличем лодок и навыков, понаставят на реках факторий и начнут возить по ней вяленую говядину от своих родственников, ситуация кардинально изменится. И объективно более бедное племя получит возможность встать над своими богатыми родственниками, поскольку держит в руках основное - обмен.

Именно на этом этапе закладывается все цивилизационное богатство. Основных сочетаний шесть:
- рыбаки + землепашцы (два варианта);
- рыбаки + скотоводы (два варианта);
- скотоводы + землепашцы (два варианта).

Но разнообразие может быть увеличено - с 3-х до, скажем, 18-ти, когда к ним добавятся солевары, медеплавильщики и неизбежные профессиональные торговцы.
(продолжение следует)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments