Ликвидация крепости выбросила ВСЕХ и РАЗОМ крестьян РФ на рынок. И сразу же понадобилась мелкая разменная монета. До ликвидации крепости помещик покупал и продавал сам - за ассигнации. Но крестьянин а) неграмотен, б) не верит в бумажку, в) не обладает крупными товарными запасами: ему не нужна трехрублевая ассигнация, ему надо 1 рубль 65 копеек монетой, лучше если с разными номиналами.
ВЫВОД: надо обращать внимание на крупные вбросы мелкой монеты. Скорее всего, она выброшена для простонародья, получившего какие-то новые права
РУССКИЕ АССИГНАЦИИ
99 % сделок в России - внутренние, страна такая. За рубеж товар вывозят немногие и крупными партиями, а в порты товар стекается миллионами способов. Поэтому основной потребитель ассигнаций - русский помещик, заводчик или купец. Начало оборота ассигнаций - 1762 год. Это сложное время; плавает номинал медной монеты (Шуваловские дела), муж Екатерины II пытается секуляризовать церковное имущество, а главное, пошли в залог имения.
Имения могли пойти в залог в двух связанных случаях:
- жесткой конкуренции на внешних рынках;
- перепроизводстве продукции внутри России.
И для этого нужна сельскохозяйственная революция - хотя бы в Европе. Все Европу не смотрел, но во Франции в это время живут плохо, особенно крестьяне. Сельскохозяйственная революция двинется вслед за промышленной несколько позже - после 1830-х годов.
ВЫВОД: проблем у русского помещика следует искать позже, непосредственно перед освобождением крестьян, думаю, в интервале 1845-1860. Именно в этом интервале пошло относительно дешевое железо, а значит, плуги и сеялки. Здесь же место перепроизводству, екатерининским ассигнациям и секуляризации церковных земель.
ЛОШАДЬ В КРЕСТЬЯНСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Крестьянину в руки лошадь попасть могла только выбракованная, после военных.
ВЫВОД: Следует искать период, когда численность кавалерии была стабильной, а войны не было. Там и лошадка попала в крестьянские руки.
Второй признак - плуг, сеялка и косилка; здесь уже без лошади - никак. То есть, лошадка стала нужна позарез после получения относительно дежевой пудлинговой стали. В Обухове такой завод работает около 1860 года. Ясно, что в Европе несколько раньше.
ЭМИГРАЦИЯ КРЫМСКИХ ТАТАР И ЧЕРКЕСОВ
Крымские татары начали активно выезжать в Турцию после 1860 года, пик - 1863 год.
На Кавказе горцев стали выселять в 1859 году и тоже где-то до 1863 года. Тот же период.
В это же время идут мятежи в Литве, Украине, Беларуси и Казани, мятежи масштабные.
В это же время поднимают восстания крестьяне, вплоть до появления лже-Константинов.
В такой ситуации государству устоять сложно: нужна масса ресурсов, причем прямо сейчас.
Самое простое решение: мобилизация безземельных крестьян (их масса) за медную монету.
ВЫВОД: вывода нет. Возможно, государство и не устояло.
АМЕРИКА И РОССИЯ
Две братские страны, построенные синхронно с помощью иезуитов. Отношения были испорчены в один-единственный момент: с приходом Н. С. Хрущева. Никита Сергеевич оттер от руля чекистов, и, явно не догоняя, что происходит, начал по-крестьянски простодырно строить социализм. Нашего брата из лагерей выпустил, в космос полетел, рабовладение отменил, дешевых квартир простым людям понадавал... с тех пор его Лубянка и ненавидит, до икоты.
ТАК НАЗЫВАЕМОЕ ЗАКАБАЛЕНИЕ
Форма использована в США, якобы в XVII веке. Европейский крестьянин обещал судовладельцу деньги за перевоз, а так как денег не было, при высадке подряжался в кабалу на год и благополучно расплачивался с перевозчиком. Эта ситуация могла возникнуть в единственный и очень короткий промежуток времени - сразу после освобождения из крепости. Крестьянин был уже лично свободен, но навыка продавать свою рабочую силу, иначе как наймом на длительный срок, не видел. Сами механизмы найма по-новому еще не вызрели.
А вообще, распад общин после освобождения был предопределен. Прежде всего потому, что каждый получал свой участок земли. Далее - или проедать его и идти в батраки, или пытаться устроиться в городе или за океаном.
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ДВОРЯНИН ОТ ПРИРОДНОГО СЕНЬОРА
Природный сеньор либо управляет родовым имением матушки, незамужней сестры или тетки, либо женится на девушке с приданным, и управляет уже ее имением. Есть лишь одна формальность: он должен пройти процедуру, делающую его вассалом брата или дяди или полномочного опекуна невесты по материнской линии. Лишь после этого земля невесты поступает в его распоряжение. Во Франции доходило до абсурда: покупая нужный участок земли богатый и родовитый человек иногда был вынужден формально стать вассалом нищего и никчемного князька, - а других юридических форм не было.
Классический дворянин получает землю и крестьян из рук монарха (речь не идет о поздних личных дворянах) и присягает лишь ему. Наиболее массовый переход в дворянство, видимо, произошел по итогам катастрофы, когда земли природных дворян попали в заклад или в руки приемщиков инквизиции. Контекст указывает на то, что имел место торг: голова с плеч (вариант - на костер) и твоя земля вместе с людьми конфискуется в пользу Церкви и Короны, или присягаешь. Большинство предпочло присягнуть.
СВОБОДНЫЙ КРЕСТЬЯНИН
Свободный крестьянин - фейк. Если он даже не в отцовских руках помещика или государства, над ним стоит, как максимум, семья старейшины общины и, как минимум, родители. До появления института гражданства лично свободных людей практически нет, разве что разбойники и голодранцы. Но разрешение на персональные действия он теоретически получить может, и время от времени это происходило, - как исключение.
Многое изменил Домострой, но большой вопрос, когда он, на деле, был внедрен. Согласитесь. что институт снохачества (до середины XIX века повсеместно, а фрагментами вплоть до XX века) несколько противоречит той идее, что взрослый мужчина (сын снохача) отвечает за свою семью сам.
МАФИЯ
Мафия переводится как семья (видимо, близко к мать). Любопытно было встретить этот термин в средневековой истории Северной Африки. Важно, что стандартная итальянская мафия придерживается норм, характерных для феодализма, конкретно, оммаж. Очень ожидаемо, что там, где игнорируемые приличным обществом итальянцы преобладали, возникли институты самоуправления - в виде профсоюзов.
Первичные ростки этого института есть везде, и первый профсоюз - младшая аньда (поколение) племени, у нее тоже есть права, и она их отстаивает. Так и кочует все та же аньда из эпохи в эпоху - в виде мафии, профсоюза и даже комсомола.
Кстати, русская крестьянская община, если без соплей, не сильно отличается от портовой мафии. Конокрада забивали до смерти всей деревней, включая малышей, - чтобы и в ссылку идти так же - всей деревней. Понятно, что здесь виден интерес богатой верхушки, - кони как раз у них, а бить заставляют и голодранцев тоже, чтобы было кому в ссылке эту верхушку обрабатывать. Но и у низов есть интерес, - где им еще работу под боком найти?
Интересны постоянно всплывающие указания на мафиозные институты староверов, пинком открывавших все двери при царе, да и в компартию нормально вошедшие.