ПЕРВОЕ: такие сооружения есть ТОЛЬКО в благоприятных в смысле пропитания, а потому сильно перенаселенных районах. При урожае сам-сто один крестьянин легко прокормит пару десятков бетонщиков и камнетесов.
ВТОРОЕ И ГЛАВНОЕ: кроме как на храмы, цирки и акведуки, эти ресурсы тратить некуда. Причем, народ плодится и плодится, крестьяне и мастера растут числом почти как пшеница, едва ли не сам-сто, и вожжи отпускать нельзя - едва дашь воли более чем положено, и начнутся центробежные процессы. Так что выход один - всех на стройку!
Может появиться возражение: а почему бы не повоевать?
А с кем? Все ближайшие племена - давно - младшие родственники. Да, может появиться конфликт с кем-то из дальних, но в родоплеменном устройстве любая война кончается быстро и просто - родственным браком. У элиты еще нет никаких иных целей.
Да, в трудные времена бывают кровавые жертвоприношения, но полное отсутствие массовых захоронений казненных говорит об исключительно малом значении этих обрядов. Показания католических отцов - не в счет, поскольку вещдоков нет. Вообще нет. Только рисунки воспитанных в монастырях туземцев, обнародованные лишь в самом конце XIX века.
А КАК ЖЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ?
Оно есть, но развивается весьма избирательно. Все, что прошло согласование, - тот же бетон, красители для фресок, мозаика - охотно внедряется, но никаких целей, помимо традиционных целей племени, поставлено быть не может. Изобретатель связан по рукам и ногам, поскольку личности, как и собственности, вне племени еще нет.
Отличная иллюстрация такой страны возникла в качестве реликта в коммунистическом Китае. Мао всерьез размышлял, не поставить ли над всем Китаем крышу, чтобы сделать страну закрытым помещением (трудовых ресурсов на такие проекты хватало), а вот новации попросту прекратились. Общество с уровнем мышления сельской общины ничего, не укладывающегося в мышление сельской общины, породить не могло. Это и есть античная Индия, античная Эфиопия, античный Египет и античная Византия: роскошные храмы и цирки, сытое население - и на этом все.
Я бы сказал, что это и есть подлинный коммунизм с полным воплощением принципа "От каждого по способностям, каждому по потребностям", просто потребности были не личные, а объективные статусные. Неженатому не нужен отдельный дом, и его не строят. Ребенку нет надобности в оружии, и ему его не дают. Частной собственности нет в принципе, и даже фараон лично не владеет ничем. Всем, чем он распоряжается, он распоряжается на правах полубога со статусом первопредка и строго в рамках этого статуса.
ПОВОРОТ
Вы уже знаете все, что я скажу: случился переворот. Род стали считать по отцу, число жен стало регламентированным, а имущество перешло из рук племени в частные руки. Именно поэтому и появилось представление о личности и ее отдельных, частных правах. И только тогда появился рынок и торговля в ее нынешнем виде.
На последнем тезисе я настаиваю особенно. Вспомните это бесчисленное количество писцов древнего Египта - ровно то же было и везде: учет и контроль, как единственная альтернатива рынку и торговле, поскольку ни рынка, ни торговли еще нет. Есть какой-то обмен, возможно даже с платежными эквивалентами, но ни о какой купеческой свободе нет и речи. Есть касты, обслуживающие интересы царства, и когда царю надо, он легко залезает в кассу и берет ровно столько, сколько ему надо. Именно так поступили в Англии и Франции с торговцами-евреями, и это было законным!
Пожалуй, внести перемены могла только катастрофа. Главное, что произошло: массовая гибель элиты, как следствие, разрыв межплеменных связей и нелигитимность любого центрального правительства. Да. легитимность была восстановимой - но не в те сроки, что были нужны человечеству для выживания. Власть надо было выстроить в считанные годы, и для этого следовало переступить через кровно-родственные правила.
И мы через них переступили.