Немцы рубят напрямик: юридическое лицо отличается тем, что его участники (акционеры, учредители) не несут ответственности по обязательствам фирмы своим личным имуществом.
Вплоть до приговора имущество еретика - склады с товаром, флоты, бухгалтерские книги, долговые расписки - вплоть до вынесения приговора поступало в текущее управление специальным работникам - приемщикам инквизиции.
Если еретика оправдывали, имущество надлежало вернуть. Ясно, что оправдательных приговоров было немного. Более того, дела наиболее богатых еретиков тянулись годами, и в руки Церкви и Короны переходило только то, что оставалось по итогам управления, и ясно, что иногда почти ничего не оставалось. И вот здесь возникает новая юридическая ситуация.
Приемщик - человек на службе. Клерк. Не всегда такой же умелый финансист, как висящий на дыбе еретик. Может ли, станет ли он отвечать своим личным имуществом перед кредиторами еретика? Не факт. Он всего лишь ПРЕДСТАВИТЕЛЬ.
Станут ли отвечвать за это имущество Церковь и Корона? Если еретика осудят, - нет. Если оправдают, тоже нет. Потому что вся ответственность лежит на Трибунале Инквизиции, а эта организация не имеет имущества. Это монахи, посвятившие себя Богу. Все, что у них было, они перед принятием обетов раздали родственникам, нищим и Церкви.
Инквизиция - вынужденное юридическое лицо; принимая в управление чужое имущество, она заведомо не имеет чем за него отвечать. Поэтому в кратчайшие сроки инквизиции передали массу дел, в том числе контрабанду медной монеты и торговлю порохом и лошадьми.
Перед нами юридическая революция. И дело даже не в инквизиции; дело в акте крещения. До крещения субъект права - род, тюрьмы не нужны, функция суда - быстро и качественно утрясти разногласия между семьями правонарушителя и потерпевшего.
Но ересь - сугубо личное дело индивида; семья за человеческие мысли не отвечает. Субъектом права становится персона. И теперь уже нужна тюрьма. Сын от матери (зная, что семье все равно придется ответить) не убежит, а персона - легко.
А теперь - комментарий.
Корни юр.лица - в третейском суде. Представьте: два диких-предиких племени не поделили корову. Воевать не хотят, но и уступать не желают, а потому передают корову известному своей честностью старцу, которому и доверяют провести следствие, вынести вердикт и передать сокровище законному владельцу.
Дело запутанное, следствие длится долго, и третейский судья вынужден корову кормить и поить, а потом становится ясно, что животное принадлежит спорщикам на равных, а значит, разделить ее нельзя. И старец продает корову на сторону за два увесистых мешочка соли, которые и делит поровну между тяжущимися.
Корова, попав к новому хозяину, помирает, и ее с разражением притаскивают старцу, требуя два замечтельных мешка соли обратно. Но у того соли уже нет, она у долевых собственников спорного имущества. Новый пострадавший обращается к вчерашним спорщикам, но те разводят руками: не они принимали решения о продаже. Они отдали ЖИВУЮ корову и получили за нее точный эквивалент. Все концы сходятся на старике, плохо кормившем и поившем, а затем еще и продавшем уже захворавшее доверенное имущество.
Проблема в том, что известный своей честностью старик не может расплатиться за корову; максимум, что у него можно отнять в качестве возмещения, так это пару-тройку мышей.
Что мы видим? Управляющий не совпадает с собственником. У собственников физически нет возможности накосячить при сделке. А совершивший сделку не может за нее в полной мере ответить. Перед нами - типичное юр.лицо. Из первобытно-общинного строя.
Вывод: юридическое лицо - базовый инструмент современной спекулятивной экономики уходит корнями в самое начало человечества, - так же как и деньги, залоги, товарные запасы и даже фондовые рынки. Все это имело прототипы с самого начала, - как только человек стал человеком.