chispa1707 (chispa1707) wrote,
chispa1707
chispa1707

Categories:

Реальное прошлое

Ритуальное совокупление святой Пятницы

"Все, кто получает жизнь в этот день и в этом святом месте, будут счастливы навеки", - говорили православные паломники, приходившие в Иерусалим для участия в службе святой Пятницы.

После "адского хоровода, который верующие водили, взявшись за руки", они совокуплялись прямо в храме.

Подобный ритуал, к существованию которого православное духовенство относилось вполне терпимо, совершался, по свидетельству доктора Лортэ, еще в 1875 году.

Марсиро Ж. История сексуальных ритуалов М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. -320 с ISBN 5-232-00878-1.

Пятница - день крестной смерти, день скорби, день искупления, день исполнения великой тайны Древние римляне посвящали день пятницы богине Венере, германцы - Фрее, славяне - св. Параскеве
Параскева (Параскева Пятница, Прасковья Мучильница, Парасковья Временная, Христовым Страстям Причастница, Прасковея Грязниха (Грязнуха), Порошиха, Льняница, Трепальница, Параскева Сербская, Тырновская, Тырновка, Пятина, Петна, Паника) - народное название дней памяти святых Параскев, которых в русской православной традиции насчитывается четыре

20 марта / 2 апреля - римской мученицы, пострадавшей при Нероне с сестрами Фотиною Самарянынею и Кириакою;
26 июля / 8 августа - Преподобномученицы Параскевы, родившейся в 138 году в деревне близ старого Рима.
14 / 27 октября - Преподобной Параскевы Сербской, которая была родом из Эпивата, близ Силистрии; прославилась святостью и подвигами в середине XI в. в Палестине, когда и был установлен день ее памяти.
28 октября / 10 ноября - мученицы Параскевы, нареченной Пятницы, родившейся в III в. в Иконии (южная Турция). В Житии сообщается, что ее богатые и благочестивые родители, особенно почитали день страданий Христовых - пятницу, соблюдали строгий пост, молились, раздавали нищим милостыню, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день Параскевою, что в переводе с греческого означает Пятница.

Святая Параскева Пятница пользовалась особым почитанием у восточных славян, наравне с Николаем Чудотворцем и Богородицей. На старых севернорусских иконах даже встречается изображение ее лика на обороте иконы Божьей Матери. В народных представлениях, святая Параскева считалась покровительницей одноименного дня недели - пятницы , поэтому все поверья, существующие в народе насчет пятницы, относились и к самой Параскеве.
Храмы во имя святой Параскевы исстари назывались Пятницами. Таким же образом именовались небольшие придорожные часовни на столбиках, кресты, а в древнее время - столбы с изображениями святой Пятницы, которые устанавливались на перекрестках и распутьях дорог и считались священными.

Сами перекрестки тоже носили названия пятниц. Пятницами же назывались и скульптурные деревянные резные изображения святых Параскевы и Николая Угодника). Иконы св. Параскевы особенно почитались и украшались вышитыми полотенцами, лентами, цветами, душистыми травами, монистами и другими подвесками. На иконах Параскева изображалась суровой подвижницей, высокого роста, с лучезарным венком на голове.
В народе Параскева Пятница представлялась красивой девушкой или молодой высокой худощавой женщиной с длинными распущенными волосами, символизировавшими лен, которая является в белой сорочке и плахте или нагой, часто в крови от уколов спиц и веретен, использовавшихся женщинами при прядении и ткачестве в пятницу, нарушивших таким образом запрет на работу в этот день .

С наибольшим уважением к Параскеве Пятнице относились девушки и женщины, отчего этот день и получил название "бабьего" или "женского" праздника .
В народных легендах Параскева Пятница предстает повивальной бабкой - "простой бабой, которая занималась повоем" ("повой" - помощь женщине при родах; "повивать" - принимать младенца).
Параскеву, наряду с Покровом Богородицы, считали покровительницей брака и родов, а дни Покрова и Пятницы виделись тождественными и заменяющими друг друга. Параскеву также просили о замужестве. В день св. Параскевы девушки гадали о женихах, подобно тому, как гадали в день Покрова.

Происходило органичное соединение образов Параскевы и Богородицы, что отразилось в фольклорном материале, где в духовном стихе о милостивой жене дева Мария именовалась и Богородицей и Пятницей
В народных представлениях Пятница и Богородица - защитницы женщин, распорядительницы браков, покровительницы дома и женских занятий.
Слившийся образ Пятницы - Богородицы имеет языческие корни, в его основе лежат представления о божестве в женском облике. Недаром проводится параллель между почитанием Параскевы Пятницы и культом Мокоши Святая Параскева видится естественным продолжением Мокоши после принятия православия.

Первоначальный образ языческого божества Мокоши был унаследован "земледельческой Богоматерью - Пятницей" и соединил в себе черты христианских святых, считавшихся покровительницами женщин.
Культ Пятницы соотносился также с почитанием Николы и Недели/воскресенья . Часто св. Параскева наделялась функциями Доли сообщая человеку, как ему лучше поступить для более благополучной жизни, или сама соединялась в народных представлениях с Долей.
Кроме функции покровительницы браков и Доли, Параскева Пятница считалась покровительницей женской зимней работы, в первую очередь, прядения, а также прях
По древним верованиям, св. Параскева признавалась покровительницей полей и плодородия, земли и скота. В день памяти св. Параскевы в церковь приносили для освящения разнообразные плоды и зерно, которые потом хранились крестьянами в домах, как священные предметы, до следующего года.

В народе верили, что св. мученица Параскева исцеляет людей от тяжелых душевных и телесных недугов. По поверью, целебным свойством обладали травы, цветы и другие привески к образу Параскевы, поэтому их сохраняли весь год и использовали в случае болезни: травы варили, а их отвар давали пить больным.
Святая Параскева считалась покровительницей воды: "вода земли /земная влага/ и Параскева тождественны". Об этом говорят бытующие в народе предания об иконах Параскевы Пятницы, "явленных" на воде, ручье, роднике или колодце, вследствие чего вода приобретала особую животворящую силу, становилась святой и целебной. При подобных источниках и колодцах, называемых в народе "пятницкими" или "Пятницами", вешались иконы св. Параскевы, ставились часовни и кресты.. Водой мыли больные места, обливались, брали с собой в бутылках, чтобы использовать в течение всего года, так как вода из пятницких источников не цвела и не портилась. Людей, небрежно относящихся к ключикам, постигало несчастье.

Покровительствовала св. Параскева и торговле. Принято было праздновать девять торговых пятниц, следующих одна за другою в продолжении девяти недель после Пасхи. По пятницам обычно происходили в городах и деревнях торги и ярмарки. Так, в Звенигородском уезде Московской губ. ярмарка носила название Берендеева пятница.
В народном сознании Параскева Пятница виделась и как добрая заступница и как грозное карающее божество, поэтому старались не прогневать ее и относились с должным почтением. Существовало поверье, что св. Пятница ходит по земле в виде молодой женщины и смотрит за жизнью людей, как соблюдаются обычаи и запреты. Некоторых подвергает наказанию, а иных награждает и милует.

Само название Пятницы указывало на тот день недели, в который следует почитать св. Параскеву. Поэтому в течение года праздновали не только день св. Параскевы, а почитали также "временные" или "именные" пятницы, т.е. те, которые отмечались перед главными годовыми праздниками.
Пятницы, упоминаемые в "Сказании о 12 пятницах", по народным представлениям, это живые существа, к которым обращались с молитвой и прошениями. Народное воображение рисует их в виде девушек, причем "Десятая пятница" считается среди них старшей, вместе с "Девятой пятницей" она доносит до Бога молитвы людей раньше остальных "пятниц", так как по убеждению крестьян стоит ближе к Богу, святым угодникам и Богородице.

Кроме "временных" пятниц отмечали "обетные", когда в случае произошедших несчастий - падежа скота, неурожая хлеба, тяжелых болезней, стихийных бедствий, пожаров давался обет не только соблюдать строгий пост по некоторым пятницам, но и отмечать их как праздничные. Также соблюдался строгий пост и воздержание во время всех пятниц
Чтобы не разгневать св. Параскеву Пятницу необходимо было в день ее памяти и в другие пятницы соблюдать определенные обычаи и не нарушать запретов. В русских духовных стихах о страшном суде говорится, что соблюдение среды и пятницы отворит райские двери, а пренебрежение к ней уготовит адские муки.

В эти дни запрещалось работать: по пятницам "работы не работати, дела не делати никакого чернаго; ни угодья, ни белки, ни лесоважи, ни рыбы ловить, ни ягод, ни губней не носити".
Не разрешалось: прясть, ткать - "а то у Параскевы Пятницы засорятся глаза" ; пахать ; боронить, стирать, "золить" белье , печь хлеб; мести сор из избы; мыть полы ; смеяться ; купаться и купать детей.
В случае непочитания дня Параскевы Пятницы, она сурово карает ослушавшихся - сдирает кожу с женщин, которые ткали полотно в пятницу и вешает ее на станок; на обеих руках скручивает пряхам пальцы, покрывает заусенцами, не приходит на помощь роженице, если та не соблюдала заповедей Параскевы; отнимает зрение Параскева подбрасывает в окно женщине веретено, прядущей накануне пятницы, и одобряет ее, если женщина выбрасывает веретено обратно в окно.

В поверьях и легендах Параскева предстает не только как защитница женщин, но и как суровая властительница, не допускающая нарушения установленных правил.
Распространенным был рассказ о том, как в наказание Параскева Пятница превратила непочтительную женщину в лягушку; с тех пор лягушки и появились на земле.
В народе сложилось двоякое отношение к пятнице; во-первых, как к несчастливому дню (любое дело в пятницу не принесет удачи; все начатое в пятницу не будет спориться, будет "пятиться" ; во-вторых, как к легкому дню, освященному постом и молитвами
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments