С монголо-татарами также все ясно: они жили полосой от Азербайджана через Северный Кавказ, Крым и Белоруссию до Литвы.
Теперь проблема № 1 - черкесы. Напрашивается гипотеза, что это потомки армии, пришедшей в Причерноморье из Ирана, и оставившей свои следы в виде Y-хромосомы. В принципе, передать навыки военного дела всем своим потомкам на местах эти люди могли, но что-то у меня ничего не срастается...
К русско-турецкой войне 1877-1878 годов черкесы рулят в Египте, являются проводниками воли Османов по всей Малой Азии, на Балканах, отчасти - на Кавказе, в Крыму и возможно местами в Украине. Что они пишут о себе сами?
"Различают 2 линии мамлюкских султанов: представители первой были тюрками и были размешены на островке ар-Рауда на Ниле, и поэтому их называли морскими мамлюками".
Это исторический остров Рода, он же Родос (не тот, что числится им теперь) прямо в Каире. Остров перекрывал собой путь из Индий в Европу - богатейшее место в мире, я об этом уже писал (historyisnomore). Если это не выдумка, то черкесы - точно такой же остаток Римской империи, как евреи, греки и армяне.
«Мы правили почти на целом Востоке», - так ностальгически звучит это предложение из «Меморандума конфедеративных князей Черкесии» 1830 года.
Очень интересна эта дата меморандума. Передел завершен, Европа победила, Россия вот-вот войдет в Константинополь, защищая его от черкесских мамлюков Египта, а саму Россию, вместе с реликтовыми остатками Орды, аккуратно подчинили Ольденбурги - совсем незадолго до того. Есть над чем подумать.
Мамлюки в Египте были кавказского и черкесского происхождения. Они основали династию из 23 черкесских правителей, которые управляли в Египте с 1382 по 1517 годы.
Здесь, разумеется, есть последовательное соединение параллельных хроник и сдвиги в цикл Урана. 1517-й год это, как минимум, 1768-й (3 цикла Урана), а как максимум, 1827 год (3 цикла плюс 59-летний сдвиг).
1382 год это как раз там, где Тохтамыш воюет с Тамерланом, то есть, скорее всего, 1799-й (5 циклов Урана). Если так, то черкесы взяли Египет достаточно случайно, почти сразу после катастрофы 1792 года, и правили недолго.
Неясен способ расселения на таких огромных территориях. Завоевания исключены. Байки о мальчиках-рабах, покупаемых для военной службы, тоже исключены. Нормальный матриархальный брак? Возможно. Однако сохранить общее самоназвание в этой схеме нереально, - разве что "черкес" это не этноним, а, например, профессия...
Есть над чем репу почесать, короче.
Далее - копипаст
ЦАРСКАЯ ДИНАСТИЯ ЧЕРКЕССКИХ МАМЛЮКОВ В ЕГИПТЕ
Колыбель одной из первых цивилизаций в истории человечества. Это таинственные пирамиды и воинственные фараоны. Загадочный Сфинкс и величавый Нил. Страна мифов и интригующих загадок, цивилизация, оставившая нам величественные памятники, поражающие воображение людей всего мира.
Что привлекало молодых адыгов, в сущности детей, именно сюда, в эту далекую загадочную страну?!
Почему долину, в которой располагается ныне Горячий Ключ, адыги называли Мысыр? Мысыром адыги называли и Каир и Египет в целом. Со временем ученые, наверняка, найдут ответы на эти вопросы. Страна, в которой около 150 лет правила династия черкесских мамлюков, привлекает все большее число любителей истории древних народов. А адыги являются, по мнению великого американского ученого Луиса Моргана, серьезного исследователя древних народов, одним из четырех народов мира.
Что неумолимо влекло адыгов сюда? Почему рьяно и самоотверженно защищали они эту страну от завоевателей всех мастей.
Лревняя земля Египта обильно полита кровью черкесских мамлюков.
Египет и Хеттское царство... Хеттское царство и Египет...
Войны и мир... Мир и войны...
Бракосочетание хеттских принцесс и египетских фараонов и, наоборот, дочерей фараонов и хеттских царевичей.
Возможно, здесь и кроется одна из загадок черкесских мамлюков, влекшая их в Египет. Ведь родство древних хеттов-хаттов с абхазо-адыгами в научном мире не вызывает уже сомнения.
Черкесский султанат в Египте возник на обломках державы Аййу-бидов. Он занимал стратегически важный район мира на стыке Запада и Востока. По своей сути этот султанат являлся империей черкесских рыцарей с обязательной для империи метрополией и подчиненными ей провинциями.
Империя черкесов была окружена вассально зависимыми территориями. Вплоть до последних дней существования границы империи черкесов расширялись.
Черкесский султан, несмотря на то, что фактически избирался на трон высшими эмирами, являлся абсолютным монархом. Он клялся служить верно интересам мамлюков, а те, в свою очередь, приносили клятву верности султану.
При султане имелся совещательный орган, состоявший из опытных эмиров сотни. Самый старший, как правило, возглавлял совещание.
Правление султана начиналось с того момента, как он облачался в султанскую мантию. Он назначал и смешал по своей воле всех сановников в государстве, а также халифа, командовал армией в важнейших кампаниях, подписывал указы и являлся высшей судебной инстанцией.
Резиденцией черкесских султанов была каирская цитадель, построенная Салах ад-Лином. Она располагалась на высоком холме и считалась неприступной твердыней. Правительство размещалось во дворце.
Уильям Поппер в своей работе «Египет и Сирия при черкесских султанах» перечисляет символы султанской власти:
1. Халифская мантия, из черного атаса с черным головным убором - традиционное облачение аббасидских халифов Багдада.
2. Трон из мрамора, по форме напоминающий кафедру (такие троны имелись, кроме цитадели, во всех главных сирийских городах). огороженное решеткой место для молитв в мечети каирской цитадели.
4. Надпись султанского имени на предметах и одеждах, выполненная в виде цветной вышивки.
5. Султанское седельное покрывало из кожи, полностью покрытое золотым шитьем.
6. Султанский зонтик желтого или коричневого шелка, вышитый золотом и увенчайный фигуркой птицы, выполненной из серебра и покрытой золотом. Носился над головой султана одним из высших эмиров.
7. Шейный платок султанского коня из желтого атласа, покрывавший шею коня от глаз до конца его гривы.
8. Султанские пажи (два конюших одного возраста, одетых в желтые шелковые вышитые плащи (накидки) и вышитые шапочки, верхом на конях), которые должны были быть максимально похожи друг на друга и экипированы подобно султанскому коню. Во время процессий оба пажа ехали впереди султана.
9. Султанские знамена с вышитыми на нем именем или почетным прозвищем султана.
10. Оркестр, составленный из барабанов, труб, флейт или гобоев различной высоты звука. Этот оркестр играл каждый раз после захода солнца и сопровождал султана в его поездках и военных кампаниях.
11. Певцы.
12. Медные тарелки наподобие маленьких щитов (служили аккомпоне-ментом барабанам и флейтам).
13. Султанские палатки для выезда разных цветов.
14. Султанский сменный конь - один из султанских коней, которых по очереди выставляли перед дворцом, чтобы султан в любой момент мог выехать.
15. Кинжал.
16. Панцирь.
Черкесские султаны стали последней средневековой династией арабского мира.
Их суверенитет над Хиджазом с его священными городами Меккой и Мединой, присутствие в Каире Аббасидских халифов и четырех главных кадиев суннитского толка давали им повод претендовать на главенствующее место в мусульманском мире. Они носили титул «султан ислама и мусульман», а свое государство рассматривали как центр мусульманства.
По представлениям мусульман, земля ислама всегда была единым целым. Мусульманин повсюду находился под сенью своей веры, встречал того же бога, те же молитвы, аналогичные законы и схожие обычаи.
«Эта единая земля ислама должна была иметь единого вождя и наставника», - пишет Н.А. Иванов.
Им считался самый могущественный правитель, борец за веру и защитник всех правоверных. Таковыми в глазах мусульман являлись черкесские (мамлюки) султаны Египта, чья власть признавалась в Мекке и Медине, чьи воины охраняли и чьи эмиры руководили хаджем.
Кроме того, мамлюкские султаны обладали исключительным правом отправлять священное покрывало для Каабы. Этой старинной халифской прерогативой обладали только ЧЕРКЕССКИЕ МАМЛЮКИ и закреплена она была за ними почетным титулом: «служитель обоих священных городов». Какими они были, черкесские мамлюки?
Султан Баркук сделал воспитателем своего сына ученого беглеца из Магриба Ибн Халдуна.
Кансав аль Гури продвигал людей не по признаку родства, но исходя из их личных качеств.
Сын султана Фарадж стал первым в мире правителем, запретившим рабство, хотя это и осталось благим пожеланием.
Словом, Сирия и Египет имели в лице черкесских султанов, правителей, которые в необходимый момент выходили в бой с врагами.
Правление черкесских мамлюков в Египте и Сирии отмечено подъемом экономического благосостояния и расцветом культуры и искусства. В особенности таких областей, как архитектура, гончарное производство и обработка металлов.
К эпохе правления черкесов относится, по-видимому, и зарождение геральдики. Существовали тесные торговые связи с христианскими державами Средиземноморья.
Почему коренное население Египта терпело мамлюкское господство?
В жизни наиболее деятельных египтян первенствующее значение имела не религия, а экономическая выгода. А это требовало стабильности в военно-политической сфере, и обеспечить ее могли жителям Сирии и Египта только мамлюки.
Земледельческое население Египта - смиренные и трудолюбивые феллахи - искало защиту от буйных бедуинов опять-таки у мамлюков.
Монопольное владычество своей нации погубило государство черкесов в Египте и Сирии. Их крайний национализм трансформировался в анархию и безначалие. Каждый черкесский эмир считал себя султаном, и черкесская община распалась на ряд враждебных группировок: Захирийа, Ашрафийа, Инамейа, Муаййадийа...
Лишь благодаря Измене важнейших эмиров армия султана Селима I одержала победу во второй османо-черкесской войне 1516-1517 гг. Черкесское государство было разбито.
После каирской катастрофы правящие группы Черкесии охватила апатия.
Время величия и статус мировой нации были утеряны, и как оказалось, навсегда.
Сопротивление их экспансии на Кавказ стало смыслом политических и юенных акций Черкесии в период с 1517 по 1864 гг.
«Мы правили почти на целом Востоке», - так ностальгически звучит это предложение из «Меморандума конфедеративных князей Черкесии» 1830 года.
Ментальность черкесской элиты была такова, что капитуляция и подчинение более мощному противнику в ее рамках были невозможны.
Можно сделать заключение, что поражение 1517 г. являлось прологом 1864 года, когда трагедия военного разгрома и депортации повторилась, но уже в масштабе всего этноса.
Мамлюки в Египте были кавказского и черкесского происхождения. Они основали династию из 23 черкесских правителей, которые управляли в Египте с 1382 по 1517 годы.
Защищая страну, в которой они пришли к власти, и ее народ от захватчиков, они завоевали авторитет народа Египта. Им удалось отбросить монголов. Мамлюкское войско отразило нападение крестоносцев, которые пришли на Восток не только для спасения священной гробницы от мусульман, но и с другими не столь благородными целями.
Различают 2 линии мамлюкских султанов: представители первой были тюрками и были размешены на островке ар-Рауда на Ниле, и поэтому их называли морскими мамлюками.
Вторая линия была представлена черкесами, которые расположились в башнях цитадели. Их называли бурджитами (от арабского слова «бурджи» - «башня»). Первым бурджитским правителем был черкес Баркук (1382). Он стал основателем черкесской династии султанов Египта.
Одно из преданий доносит, что Баркук, будучи подростком, со своим другом Барче шел через Сирию в Египет. Проходя по одной из улиц Дамаска, они столкнулись с толпой людей, преследуемых полудиким львом. Толпа схлынула, лев, рыча, приближался к детям. Мальчик стоял, заслонив собой друга, пристально смотря в глаза зверю. Вдруг лев упал на колени перед Баркуком. Восторженная толпа чествовала мальчика, предрекая ему царствование.
Пророчество, как оказалось, сбылось. Пройдет время и Баркук станет правителем Египта.
135 лет правили адыгские (черкесские) монархи огромным, по тем временам, государством. При них на новые высоты поднялись культура, искусство, архитектура Египта.
Нуриет Сообцокова
"Адыги-черкесы"