Медики пишут, что психопатия - не болезнь, а паталогия развития личности. Ключевое в психопатии - отсутствие эмпатии, сопереживания другим. Однако в некоторых человеческих сообществах отсутствие эмпатии - единственная выживательная стратегия.
КРИМИНАЛ. Уголовная культура (а это именно культура) формально психопатична: сопереживание персонажа к менту или опущенному физически опасно, а потому эмпатией там не злоупотребляют.
СИЛОВИКИ. Менты, внутренние войска, чекисты профессионально безжалостны. Это - признак профессионала, смотрящего не на слезы сажаемых и разгоняемых, а в четко прописанные служебные инструкции.
БИЗНЕС. Если приходится выбирать: уволить четверть персонала или проиграть конкурентам, хороший бизнесмен выберет увольнения. На биржах условия на порядок жестче, и это не личный выбор брокеров.
АДМИНИСТРАЦИЯ. В борьбе между уходящим под снос домом и новой автострадой выигрывает автострада, и никто из стоящих в пробках по 3-4 часа в день сожалеть об этом не станет. На это администрация и ориентируется.
СУТЬ ЭМПАТИИ: как сопереживание, так и его отсутствие, это политический выбор. В первом случае ты становишься в один ряд с управляемыми, а во втором - в ряды управленцев.
ЭМПАТИЯ, КАК ПРИЗНАК ИНФАНТИЛИЗМА. В заочном диспуте между


В основе - биологическая природа человека. Ребенок уязвим, а потому обладает высочайшей эмпатией и способностью вызывать эмпатию в ответ. Ребенок не пахнет зрелым самцом, у него нежная кожа, тонкий голос, огромные глаза и невероятные способности к подражанию, - все в нем говорит: я для тебя безопасен, и я сделаю все, как ты скажешь.
Именно уязвимость ребенка заложила в нем высочайшие интеллектуальные способности: хочешь выжить - думай, пробуй, наступай и мгновенно отступай. Если ему позволять все, то ведерком по фейсу будет получать не только бабушка, но и каждый, кто скажет слово против. А если его за проступки лупить, он быстро обучится лгать и отыщет массу социально приемлемых оправданий. Так и должно быть.
Психопат из ребенка вырастает в единственном случае: если его не пытаются воспитывать (нет обратной связи), и решения приходится выбирать самостоятельно, без ориентации на мнение остальных. Хороший кандидат в психопаты - беспризорник, не сумевший прибиться к стае таких же, как он сам.
Кажущееся отсутствие воспитания в интеллектуальных семьях именно кажущееся. Просто механизмы управления тоньше.
И однажды дети взрослеют, и начинают входить в общество. И вот здесь без открытого принуждения - никак. Люди уже по глазам видят, с кем имеют дело, и подчиняются только тому, кто готов подчинять. На практике это один из 10-12 человек - во всех типах сообществ. Остальные в какой-то момент предпочли позицию вечного ребенка: ты начальник, ты и думай.
Всегда ли этот 1 из 10-12 человек - психопат? Нет.
Просто управление не предполагает сопереживания. Обратная связь строится, минуя психологическую близость, столь же строго выстроенными структурами, оказывающими эмпатию на профессиональной основе: врач, повар, священник.
Будущий управленец - любого профиля - входит в мир, устроенный по психопатическим принципам.
- Мне посрать, как ты это сделаешь, но чтоб к утру было готово!
- Получи пайку и отойди, добавка не положена.
- Селезенку придется вырезать, но от этого еще никто не умирал.
- Я отпускаю тебе грехи твои во имя Отца и Сына и Святого Духа. Следующий!
Сопереживанию здесь места нет. Его и от своей женщины не всегда добьешься )
Более того, ожидающий сопереживания (как и раздающий его) в качестве управленца попросту профнепригоден.
Фундамент всего этого опять-таки в нашей биологической природе. Стае нужен вожак - действительно нужен. И эффективность вожака - не производное от эмпатии, на практике эффективность вожака - производное от количества тестостерона. А это сила, агрессия и решимость.
Ясно, что к управлению приходят не только сильные. На практике, прирожденные "психопаты" процентов на 90 концентрируются в зоне, силовых структурах, бизнесе и администрации. Обычно они не чрезмерно умны (ибо рано повзрослели, то есть, утратили способность к эмпатии, а значит, и творчеству, быстрее остальных), однако этого и не надо. Там важно быть самим собой - реальным и крутым.
И ясно, что стройками, отделами и цехами руководят не они, а адаптировавшиеся "умники", снизу. Они выучили лексикон, они получили реальные механизмы, у них есть цели, наконец. Да, это часто имитация, да, подчиненные часто это понимают, но система всегда на стороне рулящих.
Можно ли на самом деле вернуть себе заложенную в нас природой психопатическую упертость без возвращения в детскую же глупость? Да, профильных психотехник масса. Ключевая проблема - самоидентификация персонажа. Если перерождение будет неполным, обязаны быть побочные эффекты.