Годом завершения переворота на сухопутном транспорте, годом создания железной дороги в теперешнем смысле слова, началом эры механического рельсового транспорта без всяких оговорок был 1830 год, год открытия Манчестер-Ливерпульской железной дороги.
«Железные дороги, – писал Энгельс, – были устроены лишь в последнее время. Первая крупная железная дорога была проведена от Ливерпуля до Манчестера (открыта в 1830 г.)».
"Особенную роль в популяризации идеи рельсовой дороги и паровоза сыграл Томас Грей. Уроженец города Лидса, он еще в юные годы имел случай ознакомиться с паровозом Бленкинсопа и его зубчатой рельсовой дорогой. В 1816 году, будучи в Бельгии, Грей принимал участие в обсуждении проекта судоходного канала, который должен был соединить Голландию с промышленными районами Бельгии. Здесь он впервые выступил публично с защитой преимуществ рельсовых дорог над всеми иными способами передвижения. Вернувшись на родину, он взялся за разработку грандиозного проекта сети рельсовых путей, которая должна была соединить все важнейшие торговые и промышленные пункты Англии и Шотландии. По словам Грея, его план "совершенно преобразует лицо как материального вещественного мира, так и общества".
Свои идеи Грей изложил в вышедшей в 1820 году брошюре: "Соображения об общественных железных рельсовых дорогах". Грей пытался прежде всего доказать выгоды общественных рельсовых дорог для всех слоев населения. ...Сам Грей никаких практических результатов так и не добился, но его книга много способствовала популяризации идей нового вида транспорта: в течение пяти лет она выдержала пять изданий." via
Пророческие слова Т. Грея о том что план железных дорог "совершенно преобразует лицо как материального вещественного мира, так и общества", оправдались в полной мере.
В развитие написанной в апреле 2014 года статьи Концептуальное: железные дороги и войны-революции рассмотрим социальные последствия строительства железных дорог не в плане роста городов, промышленного производства и прочих позитивных факторов, но наоборот - самые серьезные негативные последствия - последствия нарушения сложившихся прав землевладельцев.
Есть такая предусмотренная законом процедура отчуждения земельных участков для общественных нужд, в том числе для полос отвода и охранных зон железных дорог.
Ситуация весьма болезненная даже по мелочи и даже в тех случаях когда частные лица только планируют строительство. Достаточно известный пример - комедия Эльдара Рязанова "Гараж", основанная на реальной истории — собрание гаражно-строительного кооператива «Мосфильма», участником которого был Эльдар Рязанов, решало вопрос исключения "лишних" пайщиков в связи с изъятием части ранее выделенной территории под строительство автотрассы.
Можно себе представить, какие эмоции будут у давно обжившихся на своих земельных участках людей, особенно если они с них кормятся.