?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Что означает слово "русский"
Веселый
chispa1707
ВЕРСИЯ.
Слово "русский" довольно позднего происхождения. Вплоть до Петра большая часть районов будущей страны не осознавала себя (да и не была) единым государством, а межрегиональное отчуждение доминировало вплоть до 19 века, - отсюда столько шуток над цокающими и чокающими диалектами и взаимных оскорбительных кличек типа "Пермяк - соленые уши".
Разгадка происхождения слова "русский" кроется в двух тюркских словах: "ярлык" (тот, что как бы давался на княжение) и современное "урус" (орыс), то есть "русский". Начну с ярлыка. Дело в том, что это прилагательное, и вот как оно строится на казахском:
- алма - яблоко, алмалык - яблочный;
- арка - степь, аркалык - степной;
- баш (бас) - голова, башлык - головной (убор).
- ер - мальчик, мужчина, ерлык - мужской, мальчуковый.
На татарском, как недавно мне сказали, это слово звучит как "ирлек". Все логично: только тот, кто доказал, что носит в себе достаточно мужского начала "ер" (ир, яр) и может быть полноценным князем.
А теперь рассмотрим имя мамлюкского хана - Инал-Урус-Хан, как его объяснил Н. М. Будаев (buday.narod.ru/). Инал, синоним слова "Чанка" - рожденный от неравного брака. Хан - понятно, кто. А вот Урус - вовсе не "русский", как можно бы истолковать. По Будаеву, арус, урус, орус, уруш в тюркских языках означает «война, схватка, воинственный». Раскладывается это имя довольно ясно: ур (ар, ор, ер) - мужское начало, ус, (ас, ис, гуз, жуз) - чуток расширяя мнение Н. М. Будаева - родо-племенное подразделение тюркских народов.
Причем, Инал-Орус-Хан не единственный среди тюрков, кто носит "русский" маркер; был еще Урус-Инал - предводитель древних киргизов, Урус-Хан - претендент на золотоордынский престол, а личное имя Урусби, Орусби означает «воинственный князь».
На мой взгляд, Будаев прав; достаточно вспомнить происхождение слова "ярлык" (ерлык, ирлек). И вопрос у нас остается один: каким образом русские получили этот эпитет. Ответ у меня уже готов: аккурат во времена Петра, когда Московия начала успешно присоединять тюркские (и контролируемые тюрками) земли. Все разноплеменные полки московитов и союзников Москвы (пермяки, новгородцы, смоляне) были для тюрков просто "урусы" - солдаты. Вряд ли они их различали. И поскольку это было единственное действительно объединяющее народ и вполне достойное слово, оно и победило взаимные шуточные эпитеты.

более простой пример этнического и языкового становления болгар может дать ключи к пониманию, кто такие русские

Очень интересно

А где можно посмотреть этот пример?

Я всё же склоняюсь к версии "рассеян" (земля обетованная и т.д.).

Хорошая версия,

добротная))Но...может, все еще проще? Как ни совестно заниматься народной этимологией, внесу свой вклад. У слова "русский" есть однокоренное(моя так думать) "русый". Такое обозначение цвета волос весьма специфично, у европейцев его нет, называют "темный блондин".
Кажется, Марко Поло особо подчеркивал, что славяне в детстве имеют белые волосы, а потом темнеют, значит, это было необычно.
Тем более, Россия. "Росс" по-латыни - рыжий.Светлый.

Изумительно!!!

Вероятность такого происхождения термина также ОЧЕНЬ велика. Только прочел и сразу вспомнил, что рус, руз, руж, рыж, рад в славянских языках образуют целую серию слов, в частности означающих кровь (руда) и совет племен (рада). Причем, в Раде участвуют лишь те, кто осознает себя кровно связанными. Я бы сказал, что в качестве САМОНАЗВАНИЯ Ваша версия великолепна.

насчет трех цветов -- вкусно, конечно, но англоязычные до сих пор не различают синий и голубой))))))))))))) как тебе это?
а насчет этимологии -- была еще версия: русский -- однокоренное слово с русло, русалка -- т.е. народ, живущий по берегам рек.

Герберштейн упоминает, что московиты говорили ему -- термин "Россия" происходит от слова "рассеяние", т.е. два термина -- Московия и Россия уже тогда существовали параллельно.

А по поводу "ярлык"))))))))))) Казанова пишет в мемуарах, как пошутил над Августом-Станиславом, сказав, что имя Густав происходит от перестановки слогов: Густ-ав = Ав-густ.

Тот же метод, что и с ярлыком.


Итак, русские - это русые воинственные, рассеявшиеся из какого-то изначального центра по берегам восточноевропейских рек :)

А почему тогда поляки не русские? Они же, кстати, тоже "Речь" = РС.

"Речь" -- ничего не подтверждает! Ржечь Посполита -- это калька выражения "рес публика" с латыни.

Андрей, пардон, но читая твоих комментаторов хочется вспомнить Гоголя: -- а как начнете о сотворении мира рассуждать -- волосы дыбом встают!
-- так ведь своим умом дошел!"

Могу только добавить,

что посполитых продавать было нельзя, они были прикреплены к земле и переходили с ней к новому владельцу.

Re: Могу только добавить,

не помните как у русского классика? "У нас это даже люди есть не станут")))))))))))))
Посполиты -- люди, вот и все.
Синоним слова "публика" -- или если удобней -- publica

Первоначально название посполитые употреблялось для означения той части населения, которая несла земскую службу, независимо от того, были ли то крестьяне или мещане; но скоро посполитыми стали называться крестьяне по преимуществу.http://www.petrichenko.info/istoriya/pospolitye
люди -- это низшее сословие.

Слушай, как интересно!

Посполит мог стать казаком и наоборот!
Дело в том, что казачество - по любому ДОгосударственное явление. Тут есть над чем почесать репу.
А люди - да - как и хрестьяне: никем не замечаемый фундамент экономики, т. н. "подлое" сословие.

Разобрала

я слово "посполит". Приставка "по", суффикс "ит". Корень как бы "спол". На самом деле "с" тоже приставка, но пока несущественно. В русском однокоренное слово сразу не найдешь, а в украинском есть."Суспiльство", общество то есть, а точнее, СОобщество. Еще "спiлка",т.е., союз, и "спiлкуватися", т.е., общаться,сообщаться.О-и -чередующиеся в корне.
Получается, "посполит" - общинник.

Re: Разобрала

Дельно. Очень логично. Исторично. И непротиворечиво ни разу. Спасибо.

Кто бы мне помог

мой пазл сложить. Вы мноооого читали. Не скажете ли, когда в Европе появилось производство золотой фольги?

Речь о сусальном золоте? Об этой тоненькой почти прозрачной золотой пластинке?

Я подозреваю, что Старшие Арканы Таро - картинки "на злобу дня". Ну, 16 аркан Вам известен)) А первый, он же Маг, в некоторых колодах называется "мастер по изготовлению фольги". Ну, и...интересно. Второй аркан, он же папесса Иоанна...когда эта темная история случилась?

Папесса Иоанна — легендарная личность, женщина, якобы занимавшая папский престол под именем Иоанн VIII, между Львом IV (умер в 855) и Бенедиктом III (умер в 858).
***
Отличная тема. Таро является цельной системой, и такие системы возникают целиком - со всеми частями сразу. Если есть крыша, должен быть и фундамент. Если есть окна, обязаны быть и стены. И если есть труба, то внутри наверняка стоит печь.
***
Первое упоминание о сусальном золоте относится к периоду правления Южной и Северной династий Китая. История производства золотых листов в районе Лонг Тан, Наньцзин, насчитывает около 1700 лет.
***
Сохранилось «Изложение» производителей-экспонентов на Московской художественно-промышленной выставке 1882 г. братьев А. и И. Князевых, являющееся, по сути, подробным описанием технологии изготовления сусального золота и серебра, в своих основных чертах сохранившейся до наших дней.
***
Сегодня нам уже известно, что история сусального золота насчитывает около 5 тысяч лет и берёт своё начало в древней Индии.
***
Нам известны произведения египетских мастеров датируемые 2300 годом до Рождества Христова.
***
УЖАС! Информации не вижу вообще! Одни лозунги.
***
Дерзайте.

У каждого свои паззлы))

Скажите, а "между Львом и Бенедиктом" - это, по-Вашему, когда?
Я нашла, что фольгу делали во Флоренции в 16 веке.Привирают, поди.

Лев & Бенедикт

Похоже, это реальные фигуры. Этих двух в моей таблице пап-дубликатов нет. Либо, как вариант, напротив - фигуры целиком вымышленные.
***
Глядя на карты Таро и вспоминая и ныне бытующий обряд ощупывания папских яиц (якобы связанный с Иоанной, а на самом деле призванный вычислить кастратов), я склонен думать, что:
1. искони папство было мамством, то есть, высшее жречество принадлежало женщинам. Затем женщин потеснили кастраты и в конце концов, пришли мужчины.
2. Иоанна, скорее всего, была последней женщиной на престоле Ватикана. И было это не так давно.

Согласна,

не так уж давно это было. Во времена золотой фольги))
Кстати, о "мамстве". Есть старая книжка этнографа Л. Шапошниковой о народе тода. Она их изучала в переходный период. Матриархата, в общем, уже не было, важные дела - уход за скотом и дойку "захватили" мужчины. Но. Они для доения переодевались в женское платье. Тогда-то, разглядывая одежду священников, я и почувствовала смутные сомнения)))
И еще. В Таро есть аркан "хорошей" Звезды - 17 и "плохой" - Башня. Думаю, там еще много интересного.

Еще вспомнила!

Мужские "кровные" ритуалы, да и жертвоприношение крови, магия "крови" - подражание женским. Женщины использовали менструальную кровь.

Re: Еще вспомнила!

Ну, тогда уж надо вспоминать "классику жанра" у некоторых племен :) - имитацию схваток мужем, пока жена рожает

ЯЗЫКИ НУЖНО ЗНАТЬ
Как-то Примаков встречался с Патриархом всея Руси. Поветрие такое было у политиков- встречаться с Патриархом. Так вот, Патриарх Алексий был в церемониальном облачении, и гвоздем его была накидка (омофор). Примаков спросил Патриарха об этом элементе церковного гардероба. Алексий сказал, что сия деталь важна зело и присутствует на важнейших церемониях вот уже несколько столетий.
Короче, церковный раритет высокой значимости.
Примаков говорит : " А у Вас никто не пробовал прочитать, что на ней написано?" Алексий удивленно сказал, что ничего там не написано. Так Примаков его шибко огорчил. Предмет сей сделан из парчи. Парчу изобрели в Сирии, лучшая парча - сирийская, и православная церковь (РПЦ ) веками ее в Сирии закупала, даже сейчас предпочитают сирийские ткани.
Короче, на накидке арабеска (надпись, стилизованная под узор). Надо быть реальным спецом, чтобы в переплетении ветвей увидеть арабские лигатуры, Примаков спец. Там было написано: "нет Бога кроме Аллаха и Магомет - пророк Его"
Алексий ушел со встречи в шоке.
ОСнова РУСЬкого ЯЗыка, АРАбский ЯЗык.
Согласна арабского энциклопедиста аль-М-асуди (ум. 956 г.), пользовавшегося сочинениями араба аль-Д-жарми, побывавшего за сто лет в византийском плену, в северо-западной части (ГАЛИНдия, КУЙява) современной УКРАины (ӘҠРӘ-бә), существовал некий Союз (Ант) под названием Вали-нан (Волынь), куда, современные ис-тори-ки и размещают слав-ян (суләү-ен).
Я, как башКОРТ, ис-тори-ческие события буду рассматривать именно с точки зрения ис-тинного башКОРта, так что, прошу, на меня не вешать ярлык нациста, ещё хуже, фашиста. Вы же не вешаете ярлык расиста тем, кто с утра до вечера с телеэкранов нам внушают о каких-то “Белых Богах”?
Название “Вали-нан” в правильном произношении как “Вәли-нан”, отсюда и “Волынь”, в буквальном переводе именно с башКОРТского и понимается как “Собственники хлеба”. Отсюда мы и имеем Союз празднования ХЛЕБа (ҺАБ) как «ҺАБ-Ант-уй” (буквально: Хлебный Союз).
Не случайно же, где располагались Вали-нани, ис-тори-ки размещают и Ант-ский Союз.
Если мы правильно воспримем определение объединённого празднования Союза (Ант) как “Һаб (Хлеб)-Ант (Союз)-Уй (Дума)” (Һабантуй), то определение «Ант» буквально с башКОРТского и означает как «клятва» и «присяга», где «уй» означает «Дума». Вот отсюда мы и имеем понятие как «ГосуДартсвенная Дума».
Выше, когда затронул арабского энциклопедиста аль-М-асуди, в имени его букву «М» написал через чёрточку.
Дело в том, что в арабском языке, как и в русском языке, буква «М» является самой распространённой приставкой. Например, в русском языке определение «ЕСТЬ» (что-то у тебя) через приставку «М» доводится, что именно у тебя именно есть «М-ЕСТо». В русском языке приставку «М» (МО) может заменить и согласное «П» (ПО). Такое явление в арабском языке является обычным рабочим моментом.
То же самое прослеживается, когда В-ладимир стал княжить в Киеве (КУЙява), где за ТЕРЕМным (ТИРМә) д-вором он по-ставил деревянного П-еруна, М-окоша, С-трибога, С-имарга, Д-аждьбога и Х-орса.
То же самое прослеживается и в имени, М-стислав, внука Б-рячислава, который своей Тмутараканской ратью, подойдя к стен Киева (КУЙява), так и не решившись штурмовать, отошёл к Чернигову.
В то же самое время Святополк усмирял мятеж Полоцка пытаясь вернуть «ЧерВенские города».
В имени, Свя-то-полк, остановимся особо.
В арабском языке корень «СВЙ» означает «РАВНЯТЬСЯ», а когда читается как «САВИЙ», воспринимается как «РАВНЫЙ». Отсюда в русском языке мы и имеем понятие как «СВОЙ» (равный) и как «СВАЯ» (СТОЙКА), а если мы сюда внесём арабский инфикс «Т», у нас уже получится как «ИСтАВА» в значении как «ВЫПРЯМЛЯТЬСЯ».

Re: Урыс-хан

Спасибо. В лингвистических диспутах я заведомо проигрываю.

В том, что именно арабский язык и является основой русского языка, неопровержимо свидетельствуют в русском языке такие слова как: восвояси, до свидания, засевать, засветло, несведущий, несвоевременный, несвоенравный, осведомитель, святой, освобождать, освоиться, освящать, отсвечивать, отсеивать, посвящение, священник, свора, присвоение, посвящать, сватать, сват, свадьба, сведение, сведущий, свезти, свёкор, свергать, сверх, свести, светловолосый, светленький, свидетель, свинья, свистнуть, сводить, своевольный, свояченица, свысока, святотатство, святоша, уведомить, увезти, увековечить, уверенный, увеселение, увести, увещевать, увлечение, увольнение (отсюда и «УЁ»), хвалить, хватать, хворать, часовня, чествовать, часовой, четвертовать, шевелюра, шевелить, шиворот, явление, ясновидящий, до свидание и т. е.
Конечно, в этих словах внесены и элементы вплетения от башКОРТского языка, поэтому, чтоб хорошо разбираться в хитросплетениях этих слов русского языка, необходимо, в совершенстве владеть башКОРТским и арабским языками. Всё-таки, неприятно, когда слова выговариваешь, как попугай, как велено и приказано, а из-за языковой неграмотности, не в состоянии объяснить их формирование в слово. Разум, как-то, должен же преобладать над привычками подражания.
Чтоб понять, что арабские слова в русском языке именно не заимствованы, а именно на основе арабского языка формировался русский язык, мы это покажем на устоявшихся фразеологических оборотах, поговорок и пословиц.
Начнём с самого близкого к русскому человеку арабского слова как «БЛАГОДАРЮ», которое на арабском произносится как «БАЛАГ ДАРУ» и понимается как «ДОВЕДЁТ ОН (БОГ) ДО ДОМА». Это говорит, что предки русских в наших краях появились в результате каких-то религиозных призывов именно как воины ИС-ЛАМА.
Набожность человека не определяет его слабость, нрав, повадки и привычки. Поэтому, когда арабы замечают прикидывающегося послушным и кротким человека, они такого человека воспринимают именно под определением как «М-УТА-ХАЛИМ» («М», как и «ПО»), которое в русском варианте воспринимается как «ПО-д-ХАЛИМ», где буква «М» (ПО) является приставкой в арабском языке.
Если есть (М-ЕСТО) некоторые отклонения от норм права в поведении русского человека, значит,
должны быть и институты, которыми регулировались и взаимоотношения в обществе.
Как мы знаем КОЗА, это жертвенное домашнее животное, которую принято приносить в жертву во имя избавления от дурного и не желательного.
Русское слово «КОЗА» исходящего от арабского слова «КАЗА», в арабском буквально понимается не только как «РЕШЕНИЕ СУДА», но и как «СУДОПРОИЗВОДСТВО» и, естественно, как «СУД» и «СУДЬЯ». Вот почему, когда русскому человеку, кто-то, что-то, сделал не по его хотению и желанию, он непременно, на того человека прикрепит твёрдый ярлык «КОЗЛА». Не случайно же в арабском, под определением как «САДАР КОЗАВ», означает как «РЕШЕНИЕ СУДЬИ», то есть, понимается именно как «ВЫШЕЛ ПРИГОВОР».
У арабов приговор приводили в исполнение сразу же после его внесения под барабанную дробь имеющегося в штате судьи барабанщика. Отсюда в сознании русского человека и отпечаталось такое выражение, как «ВЫДРАТЬ» (РАТЬ) как «СИДОРОВУ КОЗУ», где определение «ДРАТЬ» от арабского «ДРЪ».
Так как решение судьи невозможно было осПОРИТЬ (ПОРОТЬ), которое приводилось неукоснительно и сразу же, в сознание русского человека неосПОРИМОСТЬ решения судьи воспринялось как «НА КОЗЕ НЕ ПОДЪЕДЕШЬ» и такими понятиями слов как: доказательство, заказать, исказить, казаться, казеин, казарма, казённый, казначей, казнокрад, казуистика, козырь, каркас, наказание, наказ, напоказ, не сказано, оказаться, оказия, отказаться, подсказка, показать, предсказать, приказчик, приказать, проказник, рассказ, сказка, указ, указка, указчик и т. е.
Раз коснулись повадок мира животного, в образе КОЗЛА, наложенного на человеческий быт, под образами и повадками животных в арабском понимании под определением «ЛИСА» понимается как «ХИТРАЯ», «СОРОКА» - как «ВОРОВКА», «БЫК» - как «РОГАТЫЙ», «БАРАН – как «НЕВИННЫЙ», «ВОЛК» - как «ЗЛОЙ» и т. е.