До 1609 года. Галилео Галилей сделал бинокль.
Около 1850 года итальянский инженер Игнацио Порро придумал тип укороченной зрительной трубы с призмами. Призма – ключевой элемент.
1866 год. Эрнст Аббе усовершенствовал призму Порро.
Собственно, это – все.
Однако у меня есть вопросы. Например, как так вышло, что призму, превращающую длинную подзорную трубу в короткий армейский бинокль, оценили только спустя 273 года после первого описания (1611) Кеплером? Все эти предыдущие эксперименты с призмами доверия заслуживают? Или все – новодел? Мой ответ: новодел.
ПРИЗМА
История призмы тесно связана с дисперсией (разложением света) и спектром. Вот как выглядит хронология открытий в этой области, и сразу виден этот жуткий разрыв между 1666-м годом и 1800-м. Никто ничего не изучает и не открывает.
Давайте рассмотрим участок после 1800 года поближе. Обратите внимание, как близко находятся три тесно и вполне правомерно связанных события (красным цветом крупно), связанных с дисперсией. Там же начинается и мощная, плотная серия исследований спектра.
А вот расшифровка этих событий.
1850 год. Игнацио Порро представил миру стеклянную призму.
1862 год. Ф. Леру обнаружил аномальную дисперсию света (раньше него о дисперсии писал только эпический герой Ньютон – в 1666 году; о призмах пишут, а дисперсии не видят).
1866 год. Эрнст Аббе улучшает призму Порро и ставит ее на цейсовский конвейер.
Любопытно, что сама призма, как фигура, известна была. Вот ясное тому свидетельство.
Феликсъ Толль (под ред.) "Настольный словарь для справокъ по всемъ отраслямъ знанiя" 1863-1864 Типографiя и Литографiя И. Паульсона и Комп., Типографiя Г. Ф. Мюллеръ / Санктпетербургъ / Россiйская Имперiя
Однако бинокль у Толля еще без призм. По сути, это просто две трубы.
Да, и слова «дисперсия» Феликс Толль еще не знает.
Good by, Mr. Newton - вместе со своими призмами.
Нет, Феликс Толль о том, что Ньютон каким-то образом разлагал свет, читал…
Но обратите внимание, биография, письма и воспоминания Ньютона изданы пятью годами после того, как итальянский военный инженер Игнацио Порро представил миру свою призму – самую простую из всех возможных.