chispa1707 (chispa1707) wrote,
chispa1707
chispa1707

Categories:

О компасе. Отступаю

Признаю свою неправоту. Компас мог использоваться в мореплавании очень активно.
Главное удобство - всепогодность и приемлемое указание в одном направлении.
Румбы на компасе абсолютно органичны, с портоланом работать очень даже можно.

Хуже того, так ли нужен моряку географический полюс при наличии компаса?
Компас капитан использовать для ориентирования может всегда, а географический полюс - только при наличии доп.условий.
Карта, наличие ориентира на местности, погода, наконец - без всего этого географический полюс ничего не значит.
Да, можно сориентироваться по звездам, но они, сволочи, дрефуют.
А ориентация по Полярной звезде даст не меньшие погрешности, чем по компасу.

Восстанавливаем очередность.

ДО КОМПАСА
Моряки плавают бережком и посматривают на звезды. Карты специфические - только линия берега.
Кое-кто на свой страх и риск пересекает моря прямиком, и появляются первые 4-8 румбов.
Должны сохраниться порталаны с малым числом румбов - они и есть самые ранние.

С КОМПАСОМ
Число румбов резко возрастает примерно до 16. Моря пересекают все, и появляются привычные портоланы.
Севером нормально служит магнитный полюс. Географический полюс игнорируется.
Магнитное склонение практического значения не имеет.
Подлинный портолан должен показывать именно на магнитный полюс, а не на географический.
Потому что так на порядок проще.

ДВА ПОЛЮСА
Думаю, что направления на магнитный и географический полюса в Европе практически совпадали.
Географический располагался в центре Гренландии, а магнитный - прямо за ним.
Ни с широтой, ни с долготой никто особо не заморачивался - за полной их ненадобностью.
Есть румб, есть расстояние в днях пути, и этого по факту достаточно.

НА СУШЕ
Компас на суше почти бесполезен. Река все равно куда надо довезет. Дорог мало, и они опасны.
Карта в нашем понимании на суше не нужна. Земли разделены меж феодалами, туда чужак даже не сунется.
Общие карты суши могли появиться только после того, как монархи нагнули грандов. А это 18 век, не ранее.
Реальная карта прошлого: линия морского берега с портами и бухтами и реки с городами на них. Все.

ДОЛГОТА И ШИРОТА
Долгота и широта могли обрести смысл только с началом плаваний в другое полушарие и за экватор.
Знание того, что планета шарообразна, само по себе потребности в долготе и широте не создает.
Нужду в долготе и широте создали мощные океанические течения, сделавшие румбы бесполезными.
Немаловажны и сезонные ветры, те же муссоны.
Что толку выдерживать румб по компасу, если тебя все равно сносит в сторону на пару тысяч миль?
Здесь впервые понадобились абсолютные ориентиры - типа Полярной звезды и Зодиака.

ЗОДИАК И ПРОЧАЯ АЛХИМИЯ
Обратите внимание, часы и градусная сетка Земли и неба идентичны и сделаны по общим шаблонам.
Это означает, что все это родилось одновременно и в строгой привязке к началу океанических плаваний.
Никакой нужды в Зодиаке, как и в Полярной звезде, до выхода в океан попросту нет.
Племя никогда не выходит за пределы своей территории, - иначе война. Даже за паршивый покос.
А свою землю люди и так знают - без Полярной звезды.

Интересен Зодиак в Дендерах - ну, тот, который взорвали, предварительно сняв копию.
Или этого Зодиака на деле не было, или египтяне поучаствовали в процессе колонизации наравне с Европой.
Это объяснило бы часть американских топонимов типа Род-Айленда.

ПРОБЛЕМА С КАРТАМИ
Проблема с картами до 19 века - приемлемые, а часто просто идеальные долготы. Вывод: реконструкция 19 века.
Потому что нужен хронометр, и что бы ни писали о Гаррисоне, а даже паровая машина еще не была достаточно точна.
По ТИ Гаррисон достиг результатов в период 1734-1783 гг. Сдвинем на 59 лет и получим 1793-1742 гг.
Это идеальное время для хронометра: в 1820-х пошли первые колониальные товары, а в 1840-х - пароходы.
В том случае, если сдвижка оси и впрямь произошла в 1783 году, достоверность дат становится еще выше.

КОЛУМБ
Колумб в моей реконструкции достиг Америки в 1743 году - думаю, не первым.
Собственно, именно здесь и могла быть поставлена задача создания системы широт и долгот. Это самое начало.
Ясно, что систему сразу же обкатали на суше, то есть, у нас должны быть ранние карты Европы с долготами.
Этому способствует то, что расстояния по Европе были уже в принципе известны, опорные точки - тоже.
Надо порыскать в промежутке 1744-1783. Могут обнаружиться.

КАНАДА
Стоит отметить, что на довольно приличных местных картах Северной Америки никаких долгот нет - есть румбы.
Например, на карте крепости 1780-х румбы есть, а долготы и широты нет. Они на суше и не нужны - это чисто морской прикол.

Что скажете, моряки?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments