?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Статистика ориентации храмов
Веселый
chispa1707
Итак, для решения нашего вопроса придется вернуться к теме, будоражившей умы общественности некоторое время назад, а именно к ориентации церквей по сторонам света. До сих пор популярна мысль, что по ней можно найти направление на старый северный полюс. Некоторое время назад я пытался разобраться с этой темой, для чего с прекрасного сайта temples.ru , большое спасибо его создателям, был скачан список сохранившихся церквей постройки 1400-1760 годов, потом из первых 500 случайным образом были выбраны 200, а потом для 100 первых из них я нашел в гугльмапе азимут вход-алтарь. На первой сотне энтузиазм у меня иссяк, дальше попытался обработать полученные результаты. Получилась картина, похожая на нормальное распределение, но все же с двумя пиками, на 75 и 90 градусов примерно.

Изображение - savepic.net — сервис хранения изображений

Попытка разделить выборку на 2 группы и найти между ними разницу показала, что статистически значимых отличий между ними нет и отбросить утверждение о случайности этого явления нет никаких оснований.
В этом году я снова вернулся к этим данным, и попробовал разместить их на графике, отложив по осям год-азимут. Получилось следующее:
Изображение - savepic.net — сервис хранения изображений
График получился весьма интересным. Например, четко видно, что 15 век заметно отличается от остальных. Еще очень хорошо просматривается Смутное время – огромный разрыв в начале 17 века.

После рассмотрения этого графика возникла мысль разбить данные на несколько групп. Первое, что напрашивалось это 2 группы с границей в 1615 году.
Изображение - savepic.net — сервис хранения изображений
Видно, что принципиально ничего не поменялось – наше событие не имеет отношения к смутному времени.
Давайте произвольно сдвинем границу наших групп, в 1680-й год, например?
Изображение - savepic.net — сервис хранения изображений
Опа – картина резко поменялась! Вершины наших групп-холмов заметно разъехались, только горбик слева в «желтой», более близкой к нам по времени группе говорит, что в нее попали данные, возможно к ней не относящиеся.
А давайте ка разобьем данные не на 2 а на несколько групп? Во-первых выделим 15-й век, чтобы он не мешался своей явной аномальностью на фоне остального. Во-вторых выделим промежуток от него до 1615 года - мы уже видели, что его пик приходится на 75 градусов+- , он бует у нас контрольной группой. Оставшееся разобьем на 2 группы и посмотрим на них. Пропустив промежуточные итерации сразу приведу то, что получилось в итоге. Сначала точечный график с изображением цветом наших групп.
Изображение - savepic.net — сервис хранения изображений
А теперь итоговый график плотностей вероятностей азимутов:
Изображение - savepic.net — сервис хранения изображений

Видно, что граница изменения ориентации храмов проходит на самое начало 17 века. К приведенному на графике 1715 году переориентация новых сооружений уже практически завершена. Для сравнения график на 1700-й год, по нему видно, что процесс вовсю идет, но имеется и значительное количество построек в старом стиле.

Таким образом, на основании нашей выборки можно предположить, что к началу 18 века в строительстве культовых сооружений в России произошли заметные резкие изменения. Известно ли что-либо об этом из истории? Конечно! Это так называемое Московское барокко или Нарышкинский стиль. Переходный от средневековой русской архитектуры к более поздней, распространившийся в конце 17-начале 18 века. Какое это отношение имеет к церковному расколу, спросите вы? Ученые считают, что самое прямое:
Патриарх Никон в 1650-е годы запретил строительство шатровых храмов, выдвинув взамен традиционное пятиглавие, (википедия).
Некоторые исследователи (М. А. Ильин) обратили внимание, что начальная фаза «московского барокко» тесно связана с возобновлением строительства Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря, и что как ордерная декорация, так и центричность планировочного решения, характерная для церковных построек «московского барокко», могла быть заимствована столичными мастерами именно из этого здания. Воскресенский собор был заброшен после осуждения и ссылки патриарха Никона (1666 г.). Царь Федор Алексеевич добился прощения и возвращения Никона (1681), по его повелению строительные работы в Воскресенском соборе были продолжены после более чем десятилетнего перерыва. С прощением Никона архитектура Воскресенского собора привлекла к себе внимание просвещенных кругов Москвы: элементы объемно-пространственного решения и система оформления собора были взяты в качестве исходных образцов для создания нового стиля в архитектуре.

Как видите, изменение церковной архитектуры напрямую связывают с церковным расколом и его главным идеологом. Только результаты этих действий ярко проявляются не во времена, к которым их относят, а несколько позже, во времена Петра 1, когда, собственно и возникли политические и экономические для них предпосылки – введение подушной подати, реформирование сословий и внедрение западных обычаев во всех сферах жизни.
Напомню, что Петр 1 и Алексей Михайлович умерли в один день календаря, 8 февраля по новому стилю.
Еще напомню об абсурдном запрете каменного строительства везде, кроме Санкт-Петербурга, якобы изданном Петром в октябре 1714 года. Действительно, какое влияние постройка кирпичной церкви в каком-нибудь Ельце может оказать на питерское строительство? Давайте глянем по нашей выборке, как соблюдался этот запрет? Я разбил наш временной промежуток на 10 равных частей, получилось следующее:
(1677.2, 1715.8] 28
(1638.6, 1677.2] 19
(1715.8, 1754.4] 15
(1522.8, 1561.4] 12
(1754.4, 1793] 10
(1484.2, 1522.8] 6
(1561.4, 1600] 5
(1406.614, 1445.6] 2
(1600, 1638.6] 1
(1445.6, 1484.2] 1

В выборку попали 15 строений из этого периода – третий результат на всю выборку, т.е. запрет соблюдался, как и ожидалось, никак. Но зато в период 1600-1638 попала 1 церковь, это наше знаменитое смутное время.
Ну и в завершение еще пара цитат из Википедии:
• В 1702 году Петр I посещает Выг — большое старообрядческое поселение и не трогает стаообрядцев.
В 1734 году старообрядцы на Ветке приняли через миропомазание епископа Епифания, который в течение года поставил 14 священников; затем поселение старообрядцев было окружено царскими войсками; все постройки: дома, кельи и церкви были сожжены; было захвачено около 300 иноков и более 800 инокинь, их разослали по многочисленным монастырям новообрядческой церкви под строгий надзор: здесь их насильно водили в храмы за церковные службы, увещевали принять православие…

Изображение - savepic.net — сервис хранения изображений
Тут надо сразу сказать, что как раз статистика говорит, что особой разницы между описанными группами нет. Только пурпурная, 15 век уверенно статистически отличается, но в ней всего пяток позиций, появление в выборке еще всего пары может поменять ситуацию кардинально. Так что это всего лишь разведочное исследование, требующее дальнейших уточнений.
.

  • 1
Олег (автор) ошибся в главном и простом: нельзя сравнивать азимуты на разных долготах.
Но, всё-же, что-то в этом есть.. Возможно, что таким образом можно будет уловить местности с "модой" ориентирования на имя.
Заберу себе тоже.

>нельзя сравнивать азимуты на разных долготах.

Это если считать, что в ориентации какую-то роль играет направление на северный полюс, и это направление менялось.
Я так не считаю. Это просто восток-запад, восход и заход солнца, а они меняются в зависимости от времени года.

Мы уже эту тему с Вами обсуждали: если мы хотим получить осевые по сторонам света, то и получаем их по восходу-закату в неважно какое время года.
Расположение севера ведь не зависит от нашего желания)
А вот почему храмы воротят, порой - причины разные.

Да, обсуждали - только точное решение будут использовать в случае, когда оно необходимо. Расположение церкви на местности это другой случай - тут за точностью не гнались никогда.
Среди пересмотренных мной церквей нашлась, например, круглая :) В каком-то селе. Я так и не смог уверенно определить ее ориентацию.

В последнее время очень точно садят на север

>В последнее время очень точно садят на север

Ну, сейчас найти север не составляет труда.
И то, дорожная сетка вокруг храма оказывает большое влияние - часто строят по ней, а не на какой-то там географический полюс.

Оставим, давайте про другое: в рамках одной территориальной единицы, в средней полосе, ваш подход большой погрешности не даст. Вот и хочу, в свою очередь, у Вас подучиться работе с массивами. Что за программа? Я понял из начала записи, что перенос ручной.
Это мне помогло бы выявить регионы с той или другой мотивацией закладок, что не безинтересно.

Данные об азимутах получал, конечно, вручную.
Данные о годе постройки приходится тоже вносить вручную, выше объяснил почему.
Сбор табличных данных с сайтов - либо https://www.import.io , но он бесплатно собирает только по 1 странице, приходится делать это много раз. Либо Python+BeautifulSoup либо R.
Обработка данных - опять же R либо питон с пакетом pandas + пакет seaborn для красоты графиков.
Про R у нас мало кто слышал, но, как ни странно, масса хорошей литературы на русском, позволяющая легко пройти порог вхождения.
Питон постоянно на слуху, но литература в основном о программировании вообще, нам же интересен пакет pandas, найти внятное руководство для начала работы непросто.
Графики в питоне (точнее в seaborn) красивее.
Ну и книжку порекомендую - "Искусство визуализации в бизнесе". Тот редкий случай, когда содержание намного лучше названия. Книга - бриллиант, ищется в сети легко.

Cпасибо за ссылку на книгу! :)
Прошу посоветовать ещё! :)

А Вы и сами можете посоветовать, если я не ошибаюсь :) Вот по питон чего-нибудь?
Автор данного блога к интеллектуальной собственности относится трепетно, поэтому не хотел я ссылку давать, оно и так гуглится по названию за секунду. Исправляюсь
https://vk.com/doc200786403_309147855?hash=dbdcf3a60f06650f35&dl=f451eb3c4dd6cfd148

Возможно вы меня не точно поняли, я только просил ещё посоветовать книги, которые вы считаете достойными чтения.

Думаю, что прямых ссылок можно не давать, достаточно одного названия и, желательно но не необходимо, год и номер издания. :)

Могу и сам посоветовать, но чукча больше читатель чем писатель... :)
Лутц М. - Изучаем Python - 4-е изд - 2011 ~1300страниц.
Лутц М. - Карманный справочник - 2015 ~400страниц.
Лутц М. - Программирование на Python, 2 тома, 4-е издание, 2011 ~2000страниц.
Маккинли У. - Python и анализ данных - 2015 ~500страниц.

По R могу посоветовать Мастицкий, Шитиков - все, что найдется, Кабакофф "R в действии", и на английском Crawley , The R Book - оч. хороший справочник.
А по питону список знакомый - вот как раз первые 3 книги для непрограммиста, желающего просто данные покрутить, слишком перегружены общими знаниями, а последняя скорее объемный справочник по pandas для людей в теме, начинать с него непросто. Еще хорошие слайды Александра Дьяконова по этой теме нашлись
https://alexanderdyakonov.wordpress.com/2015/11/06/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D1%81-pandas-%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D1%8B/#more-571

Edited at 2016-02-11 10:33 (UTC)

На Хабре хорошая подборка статей по тэгу "R" с практическими примерами...

Например (в камментах ссылки на книги, статьи по анализу данных)...

Это то, что называется...на любителя)

Это намного менее страшно, чем выглядит на первый взгляд :) Утверждаю, как далекий от программирования человек. Весь выше приведенный пост это 1 табличка из 3 колонок и десяток простейших строчек на питоне, из которых уникальны 4 или 5, остальные повторения. Такой примитив уже позволяет быстро крутить туда-сюда наборы данных, рисовать графики и прикидывать статистическую значимость выявленных закономерностей.

крутое исследование, но его можно несколько улучшить, на мой взгляд:
1. надо бы давать гистограммы, а не какие-то непонятные кривые непонятно как нормированные, чтобы было видно, сколько событий (храмов) в каждом сампле
2. надо больше храмов

1. Гистограммы восприятие ничуть не облегчат, я пробовал. На второй сверху картинке, справа на оси Y как раз можно увидеть одну из гистограмм - понятнее не станет.
А плотность вероятности это характеристика ряда распределения, показывающая, сколько единиц совокупности приходится на единицу интервала, ввиду непрерывности облегчает восприятие.
2.Надо, но занятие это муторное. Я сдулся на сотне. Потом дата постройки - для обработки нужна одна, а реально их минимум две, начало и завершение строительства, и что было в промежутке - неизвестно. Или вместо даты указано - 20-30 годы XVII века. Приходится в каждом случае принимать волевое решение, уповая на то, что разнонаправленные ошибки взаимно компенсируются. Все это отнимает уйму времени. Хотите, выложу координаты тысячи+ церквей? Останется их только в гугльмап подставлять? Или 500, но с полной информацией, доступной по имеющейся ссылке на temples.ru? И скрипты для обработки.

Можно мы немного наследим?
http://pro-vladimir.livejournal.com/192988.html
http://pro-vladimir.livejournal.com/195994.html

А коротенько, ориентация храмовых комплексов на местности, велась по линиям сил. Или "Лей линиям". Что к полюсам привязаны весьма условно.

Это примерно как плотины мы строим поперёк рек. И да, если провести анализ ориентации плотин по местности, то там тоже можно будет найти некие закономерности. Одни на север, другие на юг.

Да и эти лей линии гуляют, как та девиация. То есть, рядом могут стоят храмы с разной ориентацией. Типа "река" поменяла русло. И "плотину" то есть храм, перетягивают следом на новое место, иногда совсем недалече.

Да и даты постройки храмов очень и очень условное явление. Многие могли стоят задолго до "постройки" или "заложения" лишних отверстий, чтоб не дуло.

Воот!.. Тоже так подумалось почему-то...

Что привязка к конкретным каким-то энергетическим местным потокам...

Тут интересней были бы графики совпадения направленности храмов друг на друга в неких радиусах - вдруг "сотовая сеть" навроде современной GSM легко выявится?..

  • 1