Пусть будет. Не вопрос.
Просто стать известной и окупиться стереофотография не могла вплоть до начала печати фотографий на открытках.
Это связанные технологии.
Первыми иллюстрированными открытками в России считают фотографические видовые открытки с изображением достопримечательностей Москвы. Известна серия из пяти таких открыток, на которой есть надпись, позволяющая их датировать: "Дозволено цензурой. Москва. 18 ноября 1895 года".
Ничего раньше в рунете не нашел.
Изготовляться в частном порядке стереофотографии могли и до 1895 года.
Но я пока не вижу в Гугле стереоскопа старше 1901 года.
Самая ранняя стереофотография - 1896 год.
Братья Андервуд в 1891 году впервые фотоаппарат увидели - какие из них пионеры стереофотографии?
Как хотите, но фотограф не будет шлифовать линзы и отливать бронзовые корпуса. Нужны заводы.
Интересен провал в хронологии развития стереофотографии между 1860 годом и 1939.
300 лет до н.э. Впервые о том, как именно человек воспринимает глубину пространства, выяснил Евклид еще в III столетии до н.э. Достигается этот эффект вследствие разности получаемого изображения одного предмета правым и левым глазом
Леонардо да Винчи описал способности мозга человека создавать объемную картинку при помощи данной особенности
1600 написана первая стереокартина. Сделал это художник Джованни дела Порта из Италии, а спустя несколько лет при помощи техники парных изображений Хименти да Эмполи сумел повторить данный эксперимент. Немного другую технику использовал французский художник Буа-Клэр, которые применил метод растров для создания стереокартин. Сальвадор Дали был одним из художников, применивших метод игольчатого экрана для создания картин. Данный метод был изобретен отцом объемного кинематографа, Алексеевым. Известно даже, что Лев Толстой пробовал себя в создании стереоскопических рисунков.
1611 немецкий оптик Иоганн Кеплер в своем сочинении «Диоптрика» изложил теорию стереоскопического восприятия
1613 сам термин «стереоскопия» появился в 1613 году.
1833 Чальз Уитстон изобрел зеркальный стереоскоп, при помощи которого можно было получить объемное изображение. В приборе использовался метод смешения двух исходных картинок. В течение пяти лет Уитстон создает коллекцию стереофотографий, подводит мощную научную базу
1838 Чарльз Уитстон выступает со своим историческим докладом перед членами Лондонского Королевского общества. Знатоки истории поразятся, ведь фотография появилась лишь спустя год, в 1839 году. Именно поэтому Уитстон и использовал для своих работ именно нарисованные картинки.
1844 Идея совместить стереоскопию и фотографию пришла другому англичанину — Дэвиду Брюстеру, изобретателю калейдоскопа, — в 1844 году. Он пытался заинтересовать ею оптиков, но безуспешно
1849 шотландский ученый Давид Брюстер изобрел устройство, оснащенное двумя объективами, при помощи которого можно было создавать стереопары
1850 Дэвид Брюстер познакомился с французскими оптиками Дюбоском и Солеем, которые и наладили серийное производство аппарата. Успех превзошел все ожидания
1851 Полноценные объемные фотографии изобретатель стереоскопии Чарльз Уитстон смог продемонстрировать лишь в 1851 году.
1853 Патент на получение объемных фотографий получил в 1853 году Клод.
1855 французский изобретатель Бернард создал зеркальную насадку, установив которую на обычный однообъективный фотоаппарат можно было снимать стереопары. Конструкция этого устройства была несовершенной, поэтому спустя некоторое время англичанин Барун внес полезные дополнения
1858 Через 5 лет французский исследователь Жезеф д’Альмейда описал анаглифный метод создания стереофотографий, с помощью которого можно было видеть объемные изображения, одев перед этим специальные очки с красным и зеленым стеклами. Первое видео, использующее данный метод, появились лишь в 1920-х годах, и назывались они тогда пластиграммами.
1859 «В скором времени тысячи жадных глаз приникали к отверстиям стереоскопа, словно к окошкам в бесконечность», — писал в 1859 году Шарль Бодлер.
1860 Оптимальным решением стала сконструированная в 1860 году бинокулярная камера. Два объектива, помещенные на расстоянии 6,5 см один от другого, открывались и закрывались одновременно за счет соединительной штанги. Это не только избавляло фотографа от манипуляций с аппаратом, но и позволяло синхронизировать съемку стереопары и, таким образом, получать стереографические изображения движущихся объектов (достижение, особенно актуальное в связи с сокращением времени выдержки в рамках сначала мокроколлодионного, а затем и броможелатинового процесса).
1939 Особую популярность стереофотография обрела в первой половине XX столетия. Уже в 1939 году была создана компания по выпуску узкопленочных стереокамер. Название компании — View-Master, из ее цехов вышло не одно инновационное решение из области стереофотографии.
1941 Первый в Москве, да и во всем СССР стереокинотеатр, был открыт в 1941 году. Экран в этом кинотеатре был проволочным, растровым