Население там чрезвычайно редкое, а затраты на сооружение, по меркам античного мира - просто космические.
Комплекс через трассу № 211 четко привязан к трассе № 16 - чрезвычайно прямой, то есть, очень современной.
Фотографии 1880 года есть в дневнике Минаева, всплывшем в 1955 году, в разгар индийско-советской дружбы.
Других черно-белых фотографий не вижу - только цветные.
Упоминания Эллоры есть в книгах, датированных 1803-1823 годом. Но выглядят эти книги чрезвычайно странно.
Дата издания 1823, но одновременно это репринт 1877 года (нижняя дата), а качество печати - второй половины 20 века.
Электронная версия Брокгауза об Эллоре знает, но ссылается на источники 1876-1893 годов.
Рисунков Эллоры 19 века нашел штук пять - видимо, из этих самых источников.
Гуглэнграмс выдает, в основном, работы Thomas and William Daniell, at the Free-School Press.
Специализация там жесткая - сплошные восточные достопримечательности.
Но Вильям Дэниэл рисовал и морские пейзажи в стиле Айвазовского, работавшего лет на 40 позже.
Это 1825 год.
В храмах Эллоры используется масса нефункциональных архитектурных имитаций - колонны, нервюры.
Нефункциональность говорит о быстроте создания - самостоятельная архитектурная школа сформироваться не успела.
В культуре метро и тоннелей своя школа постепенно сформировалась, и станция метро уже не похожа на автовокзал.
В Эллоре не успела.
Разные храмы исполнены в разной манере, характерной для разных исторических эпох, но времени для создания неимитационной школы не хватило.
Употребление имитаций нервюр и общий строй ряда храмов роднит их с европейскими средневековыми храмами.
В Индии я этих элементов пока не вижу.
Индус 6 века съездил в Германию 18 века, увидел нервюры, вернулся и воссоздал их точные образы в своем 6 веке.
При этом индийской архитектуре знание, как будут через 1200 лет выглядеть немецкие нервюры, не помогло никак.
Интересна имитация европейских металлических крыш, хорошо выдержаны формы, пропорции, стыки, коньки и трубы печного отопления.
Точно изображены слуховые окна - довольно поздняя новация. Не видевший этого лично, воссоздать ВЕСЬ комплект деталей не сумеет.
Главное, ни в камне, ни в дереве эти элементы не нужны; все эти формы - результат применения металлических кровельных материалов.
Помимо европейских храмовых архитектурных элементов, пещерным храмам требуется освещение - иначе статуи бесполезны.
Но освещение предусмотрено только электрическое. Подставок под факела или под жирники я так и не увидел.
Основные архитектурные решения приняты в расчете на туриста, а не прихожанина:
- масса деталей отлично видна с туристических ракурсов над храмом и совсем не видна от дороги;
- внутри комплексов теряют смысл до 80-90 % архитектурных деталей;
- проходы рассчитаны на малые, регулируемые потоки людей, а не на массы верующих.
По уровню посещаемости туристами Эллора - для Индии объект № 1.
В пещерных комплексах Эллоры отсутствуют следы жизнедеятельности человека.
Нет помоек и нет копошащихся в этих древних помойках счастливых археологов. Похоже, их никогда там не было.
Нет слоя копоти на потолках и стенах, а ведь от 1200 до 1500 лет коптили.
Нет хулиганских старых граффити. В Римских городах их полно.
Нашел я великолепную статью Д. Н. Воробьевой "Эллора - от храма к музею. История памятника в индийской действительности"
http://www.academia.edu/
Повторю своими словами: там, где в 1880-х насчитали 5 храмов (с 30 по 34) ныне высечены 23 храма.
Далее:
То есть, и здесь Эллора нетрадиционна и ОЧЕНЬ политически злободневна.
Для сегодняшней Индии единство - задача № 1. А тут как бы и прецедент есть.
Указано, что мусульмане Индии разрушали храмы неверных, но Эллора почему-то уцелела.
Думаю, потому, что ее не было.
Масуди упоминает Эллору мельком, обещая описать потом. Рукопись утеряна.
Вот еще.
Повторю сказанное: Эллору построили САПЕРЫ-ИНОВЕРЦЫ, а никакие не джинны.
Некто Сайкс засвидетельствовал, что в храме-святыне местные держали скотину.
Таги (местные маги) считали Эллору не священной, а сделанной из баловства.
В 1870-х годах храмы начали "очищать от грунта", которым они были засыпаны до половины.
Откуда появился грунт, не сообщается. Думаю, это означает, что именно тогда их и создали.
Спустя 30 лет в 1898 правительством был издан путеводитель по храмам.
В статье НИЧЕГО не сказано о собственно музейных экспонатах - по итогам "раскопок" 19 века.
Судя по всему никаких экспонатов и не было - никогда.
Свидетельства о древности Эллоры в книгах есть, а вещдоков нет. Подчеркну: ВООБЩЕ НЕТ.
В храмах Эллоры нет обломков древних инструментов, как и вообще культурного слоя - хотя бы полметра.
В любом городе России старше 300 лет стройка в центре - крупная проблема археологов, слишком уж много там всего.
В Эллоре 34 древнейших разнокультурных храмовых комплекса (самих храмов более 100), а артефактов - ноль.