chispa1707 (chispa1707) wrote,
chispa1707
chispa1707

Categories:

«Автопортрет» да Винчи

Оригинал взят у nezvanov в «Автопортрет» да Винчи
Эту заметку я хочу посвятить истории «автопортрета» Леонардо да Винчи. Речь пойдет вот об этом широко известном рисунке:



История, изложенная далее, позаимствована из ЖЖ Александра Павленко alexander_pavl (см. 1), 2), 3), 4)), при этом сам Павленко ссылается на монографию немецкого искусствоведа Ханса Оста (Hans Ost, Das Leonardo-Portrat in der Kgl. Bibliothek Turin und andere Falschungen des Giuseppe Bossi, Gebr. Mann Studio-Reihe, 1980), то есть у меня получается пересказ пересказа. Однако же, мне хотелось бы расставить по-своему акценты в этой истории.

Рисунок этот всплыл из ниоткуда в 1845 году. Если говорить точнее, то директор Туринской Библиотеки Доменико Промис приобрёл его за 40 000 франков у синьора Джованни Вольпато, антиквара и торговца произведениями искусства, по указанию короля Карла Альберта Савойского.

Биография у Джованни Вольпато абсолютно карнавалистская: в молодости он был цирюльником в Париже, затем обучал в Лондоне игре на гитаре дочь некоего богатого англичанина… Спустя некоторое время он уже был квалифицированным экспертом по антиквариату и предметам искусства! Кроме того, он занимался реставрацией графики старых мастеров, стал секретарем, а затем профессором Академии Альбертины в Турине. В 1837 Вольпато становится инспектором художественных галерей, а с 1841 года заведует хранением и консервированием графического кабинета Библиотеки Реале. И в 1845 году предлагает к продаже до той поры неизвестный автопортрет Леонардо да Винчи.

При атрибуции рисунка, особенно если идет речь о старом рисунке, важны, помимо всего прочего, три вещи: 1) история (происхождение) рисунка, 2) интерпретация сюжета, 3) стилистический анализ. Пройдемся по этим пунктам.

Происхождение «автопортрета да Винчи» неизвестно, откуда он взялся у Джованни Вольпато – неизвестно. Выдвигались самые разные предположения. Например, уже после смерти Вольпато, рассматривалась гипотеза, что этот рисунок, ВОЗМОЖНО, находился в одной из транспортных карет, вывозивших из Италии награбленные Наполеоном сокровища. Эта карета подверглась разбойному нападению, затем украденный рисунок КАКИМ-ТО ОБРАЗОМ попал в Англию и впоследствии ПО СТЕЧЕНИЮ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ оказался у Вольпато. Мощное построение, не правда ли?

Перейдем ко второму пункту. Почему было решено, что на рисунке изображен именно Леонардо да Винчи? В «Жизнеописаниях» Вазари всячески подчеркивается красота Леонардо (хотя Вазари с ним никогда не встречался), а также приводится следующее изображение да Винчи:



Портрет Леонардо да Винчи, гравюра из «Жизнеописаний» Вазари

Кроме того, известна и технически наиболее совершенна фальшивка XVIII века, выполненная в манере XVI века, где Леонардо изображен в причудливом берете, этот портрет много раз копировался и гравировался:



Изображения Леонардо да Винчи в берете

Почему же было решено, что на рисунке, купленном в 1845 году у Джованни Вольпато, изображен именно Леонардо? Дело в том, что в то время была популярна идея, что Рафаэль изобразил Леонардо да Винчи в образе Платона на знаменитой фреске «Афинская Школа»:



Рафаэль. Афинская школа (фрагмент)

Именно похожесть изображения старика с рисунка на образ Платона с фрески Рафаэля и послужила основанием для его идентификации как Леонардо. Конечно, этот старик отличался от других изображений да Винчи, известных в середине XIX века, но уж ОЧЕНЬ ХОТЕЛОСЬ.

Наконец, стиль. Несомненно, это легко узнаваемый, характерный стиль рисунков Леонардо да Винчи, которые получили широкую известность в Европе после того, как Карло Джузеппе Герли (Carlo Giuseppe Gerli) опубликовал в 1784 году великолепный альбом репродукций.

Вместе с популярностью стиль Леонардо приобрел также и подражателей. Самого, пожалуй, известного из них звали Джузеппе Босси (Giuseppe Bossi, 1777 – 1815). Это был талантливый график, в искусстве рисования он достиг удивительных успехов. В общем и целом Босси стремился постичь технику и манеру маcтеров Ренессанса, собственно же творчеству Леонардо да Винчи Босси посвятил значительную часть своей жизни.

Босси постоянно штудировал манускрипты Леонардо, доступные для посторонних, копировал рисунки, тексты, даже научился писать левой рукой справа налево почерком Леонардо. Босси создал несколько сотен копий рисунков Леонардо и рисунков в стиле Леонардо. Манеру своего кумира Босси умел воспроизводить виртуозно.



Копия манускрипта Леонардо да Винчи, выполненная Джузеппе Босси





Рисунки Леонардо да Винчи и их копии, выполненные Джузеппе Босси

Известно также, что Босси изготавливал подделки. Правда, он не извлекал из этого какую-либо материальной выгоды – делал он это исключительно для удовлетворения собственного тщеславия и для того, чтобы похвастаться перед друзьями. Известен лист, якобы подписанный Рафаэлем, но на самом деле нарисованный Босси. Еще одна его подделка – рисунок «Падение Икара» якобы Микельанджело.

Босси собирал старую графику, гордостью его коллекции был альбом «неизвестного художника умбрийской школы XVI столетия». В своих дневниках и мемуарах Босси рассказывает трогательную историю о том, как получил "умбрийский альбом" в Парме от неназванной дамы и - о чудо! - именно в этом альбоме не хватало листа, который он за два года до того купил у антиквара в Париже! Лишь в конце XX века было доказано, что «умбрийский альбом» - творение самого Босси. Работа была выполнена настолько качественно, что фальшивку удалось доказать лишь благодаря нескольким деталям: на одном рисунке изображено здание, напоминающее раннеготический собор, а в Италии эпохи Ренессанса и маньеризма архитектура готики считалась варварской, примитивной, подвергалась поношениям и никому из художников (за исключением Раймонди, подделывавшего гравюры Дюрера) не пришло бы в голову зарисовывать декларативно уродливое здание. На другом рисунке присутствует набросок головы в алонжевом парике, а ещё на одном - картина в раме, неприемлемой для времён ранее середины XVII века. То есть, никакой химический анализ и прочие методы современной науки не применялись (видимо, ввиду их бесполезности в данном конкретном случае), и лишь тщательный анализ самих изображений и соотнесение их содержания с нашим представлением о культурном контексте XVI века позволили установить факт подделки.

Повторим, что, судя по всему, подобные подделки изготавливались Босси не корысти ради, а лишь для того, чтобы похвастаться перед знакомыми и повысить реноме своей коллекции. Многочисленные же «леонардески» Босси вообще не были секретом, его увлечение творчеством Леонардо и умение рисовать в стиле да Винчи были общеизвестны.

В 1810 году была опубликована написанная Джузеппе Босси книга «Del cenacolo di Leonardo da Vinci» («Круг Леонардо да Винчи»). На одном развороте с титульным листом была напечатана следующая гравюра:



Гравюра из книги Джузеппе Босси «Del cenacolo di Leonardo da Vinci», 1810

Мы видим, что рисунок, проданный Вольпато в 1845 году, был известен за десятилетия до этого! Подпись под рисунком, насколько можно разобрать, говорит о том, что у Леонардо были длинные волосы, густые брови и длинная борода, что делало его похожим на античного Прометея. Указано, что это цитата из книги Ломаццо «Храм живописи», впервые изданной, как говорят нам энциклопедии, в 1590 году.

Таким образом, гравюра представляет из себя иллюстрацию к описанию внешности да Винчи, взятому из книги конца XVI столетия. Может ли данная гравюра быть копией оригинального рисунка самого Леонардо? Уже упоминавшийся нами искусствовед Ханс Ост, посвятивший свою монографию творчеству и личности Джузеппе Босси, считает такое предположение невероятным, поскольку нигде – ни в мемуарах Босси, ни в его дневниках, ни в воспоминаниях его современников – нет указаний на то, что Босси хотя бы видел (не говоря о том, что имел в своем распоряжении) неизвестный ранее рисунок авторства да Винчи. Гораздо естественней предположить, что рисунок является работой самого Босси, который, вдохновившись описанием из книги Ломаццо, нарисовал иллюстрацию в стиле Леонардо и поместил ее в свою книгу.

Ну вот, собственно, и все. Строго говоря, утверждение Ханса Оста, что Босси является автором изображения, которое мы видим на так называемом «автопортрете Леонардо да Винчи», является лишь гипотезой, однако, гипотезой в высшей степени правдоподобной и хорошо согласующейся с фактами. В исторических исследованиях в подавляющем большинстве случаев на большее рассчитывать не приходится. То есть, с точки зрения исторической достоверности авторство Босси следует считать наиболее вероятным.

А вот как раз с доказательствами подлинности «автопортрета да Винчи» дела обстоят совсем плохо. Все они разбиваются о факты, изложенные выше.

В заключение отмечу, что Ханс Ост далеко не одинок в своем мнении о том, что «автопортрет Леонардо да Винчи» - фальшивка. Так, искусствовед Франк Цёльнер тоже считает автопортрет подделкой или в лучшем случае копией. Эта точка зрения высказана им в монографии Frank Zöllner, Leonardo da Vinci, Taschen (2000).

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments