
Руководитель «Сбербанка России» Герман Греф во главе делегации из 30 российских бизнесменов и чиновников в марте 2016 года посетил Стэнфорд и Кремниевую долину в США. Его рефлексии относительно увиденного в США производят крайне сильное впечатление.
Украинская элита должна уделить крайне больше внимание тем тенденциям, которые обозначил Греф в своем выступлении.
Полный текст выступления на «Встрече лидеров».
Правило 50 миль которое существует в Долине.
Как ни парадоксально, я хочу сказать только о двух самых главных выводах, которые я вынес.
Первый: на самом деле, нет никакой конкуренции товаров, продуктов или услуг. Есть конкуренция моделей управления. И это главный вывод.
Компании уже не конкурируют за продукт.
Продукт так быстро меняется, так быстро совершенствуется, что совершенно бессмысленно пытаться что-то воспроизводить. И в общем, конкуренты научились копировать продукты и услуги так быстро, что зачастую…
Воспроизвести можно всё, что угодно, и можно выиграть только за счет более эффективной системы управления, которая, конечно, включает в себя все аспекты, о которых мы будем говорить. И в том числе, и, может быть, в первую очередь — аспект культуры.
Связанный с этим вывод, раньше этого не было так явно видно, а сейчас это абсолютно отчетливо ощущается — всем крупным компаниям понятно, что есть большая опасность со стороны финтеха…
Как сказал в этом году Джим Даймон, руководитель JPMorgan Chase: «Кремниевая долина уже здесь, и она кушает наш ланч».

Ни одна крупная компания не имеет шансов выжить в случае, если она не трансформирует свою модель управления
Потому что ключевая история — чем отличаются крупные компании от маленьких компаний или от выросших новых компаний… Ну, Google никто не назовет маленькой компанией или Amazon никто не назовет маленькой компанией — уже, но они сохраняют agility, такую проворность, гибкость, скорость. И вот это, наверное, сегодня самая ключевая история. Как старым компаниям (под старыми компаниями мы понимаем в все компании, которые не родились в течение последних 10-15 лет) – Microsoft, болеющей этой же самой болезнью, Cisco, в которой мы были, занимается трансформацией своей бизнес-модели и повышением своей мобильности и т. д. Все крупные компании занимаются одним и тем же. Мы начали свой визит с Alcoa— Alcoa занимается тем же самым. Boeing, представители которого у нас выступали, занимается тем же самым. HP— одна из крупнейших и легендарных компаний Кремниевой долины — выступали перед нами тоже. Они провели совершенно грандиозную трансформацию, разделив компанию на две части.

Производство всего «железа» сейчас считается commodities. У нас commodity — это нефть, газ, удобрения и т. д. Там уже commodities — телефоны, телевизоры, видеокамеры и т. д. – они ничего не стоят на рынке. Считается, что это старое производство, мультипликаторы к рыночной стоимости применяются старые.
В общем, HP делит компанию на 2 части.
Как раз на ту часть, которая продолжает производить commodities — хотя это высочайшие технологии, я думаю, что для любой российской hi-tech компании производить такой commodities считалось бы верхом хай-тека…
Так вот, это у них — такой «отстой», говоря на современном языке. Нужно создавать совершенно новую модель и производить новые продукты. И там мультипликаторы совершенно другие, с точки зрения рыночной капитализации.

Вторая история — это, конечно, скорости.
Отличное сравнение:
Знаете, я несколько лет назад почувствовал, что эту скорость нельзя передать в словах, ее надо передавать максимально в ощущениях. Важно, что наша команда, 30 человек, выехала и, что называется, почувствовала это собственной кожей, всеми фибрами, всеми молекулами. Там эта скорость ощущается очень явно. Если я скажу, что сегодняшний год — это как пять лет, или как семь — 10 лет назад, я, наверное, не очень сильно промахнусь. Потому что за год происходят очень большие изменения. Причем большие изменения во всем, в первую очередь…
Ну, всё это можно назвать технологиями.
И это, наверное, второй ключевой вывод, который уже становится зримым. Интересно, как долго это может продержаться, но пока не видно, что эти темпы, эти скорости будут снижаться. И здесь сразу же я вспоминаю разных экономических историков, говоря, что в России, к сожалению, традиционное отставание в технологическом укладе от западных стран — в несколько десятков лет. И первое ощущение, которое я оттуда вывез — что никто не гарантировал эти несколько десятков лет отставания. Это отставание может нарастать, если мы, конечно, все вместе с вами не начнем развиваться хотя бы с такой же скоростью. Если мы будем отставать, то тогда, к сожалению, этот технологический разрыв будет нарастать.
Вот, наверное, две ключевые мысли, которые я вынес оттуда. И то, что мы для себя наметили 4 приоритета на этот год, — 3 из них точно отвечают тому, о чем я сейчас сказал. Это модель управления, которая, собственно говоря, включает в себя команду и культуру.
Потому что ключевой историей в модели управления является культура.
[ Культура это не то, что нравится лично вам, а культура это всё, что эманирует данное общество. Вообще всё. ]
"Культурный авианосец для культурных людей." Часть №1
"Культурный авианосец для культурных людей." Часть №2
И второе — это, конечно, технологии.
Технологический уровень развития Земли.
Знаете, невозможно уже ни с кем разговаривать на предыдущем языке — это язык «дженералистов», что называется.
«Если ты не владеешь в деталях технологиями, то ты превращаешься в такого, знаете, спикера-клоуна, дежурного презентатора. Это ни у кого не вызывает ни впечатления, ни уважения.»
Как это потребление не главный а зачем тогда производить и за чей счет???Все остальное и все эти ступени это не более чем следствие и может быть вынужденные меры но ни как не причина.
На мой любительский взгляд.Те кто рулят миром деньги лишь инструмент и не более того.
Человек есть, а затем какает, - и то, и другое - потребность.
Но цель процесс - получение энергии для остального: драк за самок с их последующим оплодотворением, например.
Потребление не самоцель, а средство. Да, некоторые в этом застревают, и это начало - их, как самовоспроизводящихся систем, конца.
Ханин прокашлялся.
- Я думаю, что вам, комсомольским активистам, - сказал он громким и
хорошо поставленным голосом, - не надо объяснять, почему решения
двадцать седьмого съезда нашей партии рассматриваются не только как
значимые, но и как этапные. Тем не менее методологическое различие между
этими двумя понятиями часто вызывает недопонимание даже у пропагандистов
и агитаторов. А ведь пропагандисты и агитаторы - это архитекторы
завтрашнего дня, и у них не должно быть никаких неясностей по поводу
плана, по которому им предстоит строить будущее...
Сильно икнув, он потерял нить.
- Во-во, - сказал Татарский, - теперь точно узнал. Самое
потрясающее, что вы действительно целый час объясняли методологическое
различие между значимостью и этапностью, и я отлично понял каждое
отдельное предложение. Но когда пытаешься понять два любых предложения
вместе, уже словно стена какая-то... Невозможно. И своими словами
пересказать тоже невозможно.
И украинской элите в первую очередь нужно обратить внимание на сложившиеся тенденции - торговля реальными товарами сворачивается, элите остается торговать только образами, культурой и моделями управления.
Критика:
1. Майкрософт превращает в УГ всё до чего сможет дотянутся. Госкомпания, имея монополию на софт-продукты доит потребителей хуже Газпрома. Одноко деньги вместо растыривания по офшорам тратит на закупку перспективных фирм и технологий. Не имея аппарата управления хоронит продукты и идеи.
2. Производство, т.е. сборка телефонов и прочей электроники.
Есть производители компонентов (даже в автопромышлености куча мелких производителей, которые конкурируют между собой, нет нужды на производство глушителя собирать госмонополиста как в РФ). Эти производители компонентов отвечают строго за свой сегмент: производитель модемов-делает модем, десятки лет пилит модем. Производитель памяти разрабатывает память, десятки лет пилит ячейку памяти.
В результате мы имеем компоненты, которые можно собирать как кубики.
Айфон состоит из порядка 30ти таких кубиков. Эппл по сути пришёл на готовое и собрал свой айфон.
Малые станкостроители так же не заморачиваются над производством железа, посмотрите на китайские 3д принтеры, они сплошь собраны из взаимозаменяемых деталей. можно просто пройтись по рынку или порывшись в гараже и собрать 3д принтер.
Таким образом производство железа это уже инфраструктура, как было выше сказано commodites.
Следующий уровень, это сборка устройства из кубиков. Все уже научились собирать технику, это не уникальная услуга. Есть фирмы, которые могут собрать вам айфон по вашим хотелкам и ваш лейбл поставят.
А где же прибыль генерится то? А в сфере идей.
почему Рф отстаёт? потому что феодальная модель хозяйствования делает невозможным существование множества мелких, независимых поставщиков этих самых кубиков. У меня в городе убили руководителя предпприятия, производившего шаровую опору на ВАЗ. Поэтому в Рф каждый сегмент поделён мафиями и ценовой сговор делает невозможным приход новых игроков с новыми идеями и технологиями.
Поэтому в Греф создаст в РФ новую госмонополию производства компонентов по заоблачным ценам. Тут всё систему надо менять.
3. Управление. Это не в том смысле что кто то чем то управляет а в степени свободы подразделений. Производитель левого крыла Тойоты сам может взять кредит под 2% и провести НИОКР на доработку конструкции с целью снижения веса и себестоимости.
в РФ на это будет дан госгрант, который профессура растащит по углам, а студенты за отметки напишут курсовую об экономической эффективности обработки давлением металлических конструкций.
сравните КПД двух систем
>Производитель левого крыла Тойоты сам может взять кредит под 2% и провести НИОКР на доработку конструкции с целью снижения веса и себестоимости.
Нет ощущения парадоксальности ситуации? Что-то мешает целому НР взять кредит под полтора процента на то же самое?
Ответ прост - производство чего-либо настоящего становится нерентабельным повсеместно. Или уже давно таким стало. Вот эти "технологии", о которых столько упоминаний в статье это вовсе не набившие оскомину смартфоны и прочие надоевшие уже гаджеты. Жизнь не начинается с подключенного к интернету девайса и не вращается вокруг него, как это ни парадоксально будет для некоторых. Речь о финансовых технологиях, о том, как исхитриться и содрать с паршивой овцы еще клочок.
У нас на дворе кризис перепроизводства, описанный классиками марксизма-ленинизма, со всеми его прелестями. И, в отличие от прежних времен, дальнейший рост, на котором раньше выезжали уже невозможен - мир конечен, пределы достигнуты. Новых рынков не будет, а значит заточенная на рост система начнет пожирать саму себя. Отсюда эти судорожные движения со слияниями и разделениями и прочей немыслимой скоростью.
Человека развивать можно бесконечно.
И это не просто какой-то формальный набор указаний "передать бумаги туда-то", там на каждый шаг заготовлены эвристические методики с копанием от хотелок домохозяек до структуры молекул како-нибудь чистящего средства.
Для сравнения, нечто подобное было тут в рамках частных инициатив под названием ТРИЗ.
Edited at 2016-05-10 11:15 (UTC)
У меня полжизни прошло в старой парадигме, где такая мысль даже не допускалась, а вторая половина впитала потихоньку этот яд. Выросла уже, наверное, пара возрастов в новой парадигме, которые не представляют себе, как это: жизнь=работа.
Многим из них, кто работает, очень грустно от то, что можно не работать, а они - работают. И всё сознание поглощено желанием найти такую модель жизни, "чтобынеработать". А образцов такой модели современная культура дает в избытке.
Могу сказать, что вижу: никто не хочет работать.
В этом, на мой взгляд, корень рассматриваемых здесь проблем.
Если бьют по рукам, она не возникает. Или, точнее, возникает противоположная. Человек яростно защищает самое себя от насилия, а битие по рукам это именно насилие - над изобретательной природой человека.
Пофиг.
"Работаем из-под палки", "делаем на от..бись".
Его рефлексии относительно увиденного
"На дальних окраинах южных земель в битву вступают все
новые... Отодвигается все дальше и дальше на юг... Победного
передвижения... Большое Разрыхление Почвы в северных землях
ненадолго прекращено из-за отдельных и редких... Новые приемы
Заболачивания дают новые обширные места для покоя и нового
продвижения на... Во всех поселениях... Большие победы... Труд
и усилия... Новые отряды подруг... Завтра и навсегда
спокойствие и слияние..."