chispa1707 (chispa1707) wrote,
chispa1707
chispa1707

Categories:

О нужде в появлении дорог

Вплоть до НТР 19 века торговля носит сезонный характер.
Крестьянин (точнее, барин) не выйдет закупаться на рынок, пока не сдаст урожай.
Поэтому и купец не бежит на ярмарку с каждым закупленным у Демидовых серпом - пусто на этой ярмарке с апреля до октября.
Купец копит материалы на складах, договаривается с бурлаками и посредниками и начинает развозить товар по точкам точно к сроку.

Да, горожане потребляют активнее, но и они подвязаны к сезону.
Особенно если в стране 85 % населения - крестьяне. Так было в России в самом конце 19 века.
А в конце 18 века крестьян было 95 %.

И именно поэтому рек в качестве транспортных артерий хватает за глаза. Дороги просто не нужны, - спешить-то некуда.
Спешат лишь армия, полиция, курьеры да ревизоры; все - государевы люди.

Им дороги нужны еще и потому, что у них есть потребность пересекать бассейны поперек течения рек.
У купца такой потребности не возникнет, даже если захочется, - очень уж дорого выйдет.
А государев слуга казенных денег не считает: за него уже заплачено.

Единственные дороги, необходимые купцам, это волоки, но они коротки и отлично обустроены.
Короче, в 1812 году Смоленской дороги могло попросту не быть - физически. За ненадобностью.
Дипломату проще, безопаснее и тупо комфортнее за пару дней из Питера в Гданьск на шхуне доплыть, чем трястись два месяца по размокшему чернозему.
А кому еще, кроме дипломатов, эту дорогу тропить?
Некому.

Вывод: сухопутная дорога это симптом развитой государственности. Именно РАЗВИТОЙ.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments