chispa1707 (chispa1707) wrote,
chispa1707
chispa1707

Category:

О запрете употребления телятины на Руси

Оригинал взят у leeharveyoslik в О запрете употребления телятины на руси.
У Куздры в обсуждении запрета на употребление конины возник спор на тему - можно ли было есть говядину при Иване Грозном. После непродолжительно поиска выяснилось, что говядина вполне себе была разрешена и употребляема:
"Потом, вошло человек двадцать прислуги; они несли огромные блюда с разными жаркими, както: [19] гусями, бараниной, говядиной и другими грубыми мясами;" Рафаэль Барберини, "Relazione di Moscovia Scritta da Raffaello Barberino al conte di Nubarola, Anversa li 16 ottobre, 1565"

В "Домострое" к примеру читаем следующее:
"C Петрова дня в мясоед к столу подают: лебедей, потрох лебяжий, журавлей, цапель, уток, почки заячьи, вырезки жареные, языки говяжьи жареные, баранью грудинку жареную, кур соленых, желудки да шейки куриные, баранину печеную, уху куриную, говядину соленую [...]"
Далее там же:
"Если же не доедят потрохов за осень, пригодятся они в рождественский мясоед, а рубцы и губы, и уши, и ноги коровьи во весь год сгодятся на студень; когда ни делай студень – всегда удовольствие."

То есть запрета на употребление говядины не было. Зато телятину не употребляли:
"Редко и неохотно едят все восточные славяне телятину; разумеется, образованные слои населения составляют исключение. Вероятно, старый обычай не есть телятину вызван хозяйственными соображениями. Теленка следует откармливать, пока он не станет побольше." Зеленин Д.К."Восточнославянская этнография" (с.145 в издании 1991)

Хотя Зеленин называет причинами этого запрета вполне себе хозяйственные мотивы, вполне вероятно, что ранее запрет носил религиозный характер и был присущ именно православию. В частности, об употреблении телятины Лжедмитрием I:

"Страстный к обычаям иноземным, ветреный Лжедимитрий не думал следовать Русским: желал во всем уподобляться Ляху, в одежде и в прическе, в походке и в телодвижениях; ел телятину, которая считалась у нас заповедным, грешным яством;"
(Н.М Карамзин «История государства Российского» т.11 гл.4)

"Однажды, за столом Царским, Князь Василий Шуйский, видя блюдо телятины, в первый раз сказал Лжедимитрию, что не должно подчивать Россиян яствами, для них гнусными;" (там же)

Еще о Лждемитрии  и телятине:
"И вскоре после женитвы своея в той же час воздвиже бурю и гонение на христианы, и опроверже христианскую веру, и начат суботствовати римски, яко же обещася папе о том в среду и в пяток телчия мяса и прочая нечистоты ясти." "Русское историческое повествование XVI-XVII веков" С. 65, 67

Хотелось бы привести еще пару цитат из "независимых" источников - от иностранцев, проживавших в то время в России:,

"В субботу 10 мая, на третий день свадьбы, царь приказал приготовить в кухне все по-польски и среди других кушаний — вареную и жареную телятину. Когда русские повара увидели это и рассказали всем, в царе стали сильно сомневаться, и русские стали говорить, что он, верно, поляк, а не московит, ибо телятина считается у них нечистой и ее не едят. Они это молча стерпели, выжидая удобного случая." К. Буссов. Московская хроника

"11 мая великий князь велел готовить в поварнях все кушанья на польский лад, жарить и варить телятину; у русских поваров было омерзение к ней, и они разнесли об этом молву между дворянами, гражданами и простым народом. Русские очень презирали за это великого князя, злословили его и говорили между собою: “Да, он и вправду жестокий еретик!” — однако ж вели себя смирно и выжидали случая." Петр Петрей, "История О Великом Княжестве Московском"

Не знаю как вам, но мне эти цитаты кажутся (как сейчас говорят) "схожими до степени смешения". Кто там у кого украл я не скажу, возможно оба автора черпали из одного источника.
Чем употребление телятины закончилось для Лжедмитрия I общеизвестно. А вот чем грозило употребление телятины простым "россиянам"? Если обратиться к Петрею, то прочесть можно следующее:

"Когда великий князь строил с башнями и раскатами город Орел, лежавший на литовской границе, он до того изморил голодом рабочих и крестьян, что они принуждены были убить самого жирного между ними и так спаслись от голода. Другие же, которые не могли есть человечьего мяса, принуждены были с голода заколоть теленка. Узнав о том, великий князь велел евших телятину сжечь живьем и пепел бросить в реку, а евшие человечье мясо были прощены и избавлены от наказания. Это потому, что москвитяне питают отвращение к телятине и есть ее для них гораздо грешнее, нежели человечье мясо."
Петр Петрей, "История О Великом Княжестве Московском"


Вторит ему и Яков Рейтенфельс:

"Телятины все упорно сыздавна, не знаю по какой причине, избегают до того, что царь Иван Васильевич приказал бросить в огонь рабочих, строивших крепость в Вологде, за то, что они, вынужденные голодом, купили и зарезали теленка."
Яков Рейтенфельс, "Сказания светлейшему герцогу Тосканскому Козьме Третьему о Московии", Книга третья, Глава 16


У Скрынникова, в двухтомнике "Великий государь Иоанн Васильевич Грозный" есть следующие строки:

"В синодике записей за 1569 г. имеются следующие пометы: «На Вологде отделано: князя Петра Кропоткин... Василия повар, Федора помясы, Неупокоя, Данило, Михаила плотники». Избиение плотников было вызвано тем, что царь был недоволен ходом строительства крепости в Вологде. Повод для расправы был выбран самый благочестивый. Крестьяне, присланные в Вологду для строительства крепости, голодали. Однажды им удалось раздобыть телятину, употребление которой в пищу строжайше запрещалось церковными правилами. Грозный, узнав о таком «великом грехе», велел сжечь провинившихся живьем."
Скрынников Р. Г. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный: в 2 т. — Смоленск: Русич. — Т. 2. с. 56

Правда, я не совсем понимаю откуда взялся пассаж с сожжением живьем за употребление телятины. Из приведенных доказательств только
"Синодик опальных царя Ивана Грозного (7091 ГОДА)" где указано следующее:

Весна-лето 1569 г.
[На Вологде отделано: князя] Петра [Кропоткин], Третяка [и человек его Тимофея] Кожара, Василия [повар], Федора [помясы], Неоупокоя, Данило, Михаила [плотники], [болахонец] Ананя.
[Нижегородцы из земского]: Ивана, Третяка [Сидоровы], Данила [Айгустов], Ивана [Татьянин переславлин].


Так что за что же именно и каким образом были умучены оные плотники мне не ясно. Из того, что я читал по истории применения "бескровной смерти" на Руси, вытекает, что сожжение обычно применялось к еретикам, вероотступникам  да всяческим другим ведьмам.
Версии обоих иностранных гостей весьма подозрительны.
Версия Петрея вообще очень похожа на страшилку для цивилизованных европейцев про варваров - дескать человека им съесть проще чем теленка. Дикари-с. (Эта версия полагаю весьма бы позабавила Абсентиса - христианство и каннибализм и здесь, как видим, идут рука об руку).
Версия Рейтенфельса при меньшей людоедскости тоже выглядит подозрительно - рабочие оголодали, но при наличии денег (ведь сам же говорит, что купили) остановили выбор почему-то на греховной телятине. В общем дело ясное, что дело темное.

Как выяснилось, автором истории про Орловских людоедов и сожженых в Вологде телятоедов являлся Александр Гваньини:

"В 1569 году были посланы сто пятьдесят поселян строить крепость, называемую на местном языке Орло. Им нечего было есть, так как в тех местах тогда свирепствовал голод; несчастные были вынуждены из-за недостатка пищи убить своих девять человек и питаться их мясом, чтобы утолить жестокий голод.
В том же году, когда сам князь был в крепости Вологда, которую приказал построить и укрепить, сами мастера испытывали сильный голод; они купили теленка, зарезали его и таким способом насытились. Об этом услышал великий князь и приказал всех их схватить и сжечь, тогда как, однако, сама необходимость могла бы их извинить. Ведь уже много веков у русских и московитов существует суеверное представление, что великий грех, который должен караться смертью, если кто заколет теленка и осмелится его съесть."

Александр Гваньини "Описание Московии"

Оставим все описанное на его совести - невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть им написанное. Остается отметить только, что "многочисленные" подтверждения этого случая, являются фактически пересказами разных "летописцев" одного и того же произведения. Вон и у Шлихтинга эта история всплывает:

"Все московиты чуждаются телятины и считают большим позором, если кто ею питается. Вышло так, что когда крепостные крестьяне тирана были посланы в Вологду для постройки крепости, то несчастные из-за сильного голода и недостатка в продовольствии, не имея ничего для еды, купили телят и питались ими. Когда тиран узнал это, он приказывает некоторых сжечь живыми за то, что они питались (этим) мясом, (говоря), что великий грех — есть телятину, меньший — конину, которую они предпочитают всему."
Альберт Шлихтинг, "Краткое сказание о характере и жестоком правлении московского тирана Васильевича"

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments