2010 г. число учащихся школьного уровня - 13,36 млн учеников или 91,2 ученика на 1 тысячу жителей
То есть, охват детей образованием был ниже сегодняшнего, как минимум, в 16,4 раза, а, учитывая многодетность, даже еще ниже.
***
При этом, в России бурно развивалась промышленная революция,
на фабриках появилась масса нового оборудования, большей часть импортного, с электроприводом,
развивалось и собственное машиностроение,
в армии появилось оружие следующего поколения, и требовался, как минимум, грамотный сержантский состав,
росла и торговля, в Поволжье, Закавказье, в Сибири, в западных областях...
Село каждый год выбрасывало в города все новых и новых вчерашних крестьян, и города принимали всех.
Нужны были мастера на заводы, счетоводы, кладовщики да и просто грамотные рабочие - электрики, токари, фрезеровщики...
Но 18 июня (1 июля) 1887 г. издается утвержденный Александром III Доклад «О сокращении гимназического образования»
Под выпяченным на первое место предлогом предотвратить возможность получения образования детьми евреев из низших сословий,
с десятком реверансов и отступлений выражалась главное, касающееся ВСЕГО школьного образования в России:
"с приведением вышеизложенных мер в исполнение значительно сократится число учеников в гимназиях и прогимназиях и улучшится состав их"
Доклад под наименованием циркуляра о кухаркиных детях де-факто стал законом на 13 долгих лет.
Корнея Чуковского и неизвестное количество других детей-недворян (цифр нам не показывают и сейчас) тупо изгнали из гимназий.
- именно тогда, когда следовало особо поднажать именно на школьное образование.