Ксения Дёготь
Учебники по деньгам (это обычно финансы и денежное обращение, а также политэкономика - и прочие экономиксы) весьма поверхностны.
Приводится байка о золоте-ракушках и прочих супертоварах... Акцент переносится именно в деньги как некую вещь-в-себе.
Однако для денег важнее другое качество: ВЕРА людей в их существование, которое, канечно, должно проверяемо каждодневным опытом ... однако, как добиться того, штобы люди поверили в деньги (становление денежного обращения) и сохраняли эту веру - желательно превращая ее в СВЕРХВЕРУ, те. превращали в накопление денег.
Т.е. за деньгами связывается такая же реальность, как за обычными товарами (правда товар тоже определяется через деньги - все по геделю) ... те в силу повседневности расчетов люди перестают сомневаться в виртуальности денег и даже думают о том, что они были всегда.
Деньги имеют эмитента. Очевидно, что эмитент может быть в определенной степени централизован: мировые деньги - доллары США, региональная валюта - рубль рф, а также местные деньги - деньги города.
Мой опыт изучения римского права привел меня к позиции, что рим есть по суть любой город, которые выступал важной связкой для окружающих деревень (сел и прочих поселков).
Каждый город эмиссировал определенную валюту, посредством работы определенных по существу ремесленников менял-банкиров.
И только с созданием жд транспорта, морских колоний и прочих средств транспорта - стала возможна централизация крупных территорий, до создания таких видов транспорта - ни о каком центральном банке речи быть не могло. В рф-ри - такой транспорт (официально) тока с 1860-х годов...
Однако менял городских (особенно богом забытых или даже прогрессивных) должен кто-то учить и внедрять эти знания - по всей видимости, это осуществляли группировки менял из крупных городов, которые в дальнейшем и подчиняли себе мелкие городки...
В настоящее время под деньгами понимаются несколько разные вещи: что вроде бы сказано через функции денег...
Функции денег скрывают такое понятие как ценообразование, которое политэкономии скрывают под законом спроса-предложения...
Однако здесь более важно именно стоимость перемещения товаров на значительные расстояния ... вот в этом плане грек для меня внес ясность: зачем зерно выращивалось крестьянами (тк его удобнее транспортировать на большие расстояния, выход в море - прорубленное петром - копеечное перемещение товаров на большие расстояния)
те законом спроса-предложения закрывается вопрос о стоимости перемещения товаров...
МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Автор прав.
Чтобы единый эмитент появился, необходимы гарантии быстрой доставки денежных знаков на места.
ЖД-транспорт в Европе стал авторитетным около 1842, а первый центробанк (в Англии) создан в 1844-м.
В период 1820-1840 пережил становление и пароходный транспорт.
Варшавский монетный двор закрыт в 1868 году, а в 1869 сдана в эксплуатацию железная дорога Брест-Варшава.
***
В 1845 во Франции установлены размеры минимальных и максимальных вкладов в сберкассах.
Максимальный размер установлен, чтобы успевать доставлять деньги в нужных объемах.
***
В 1861 году в Британии сберкассы начали работать через почту, - транспортировка налажена.
В 1862 году в России уже 46 губернских сберкасс, а в 1842 году - еще одна, в Санкт-Петербурге.
***
Почтовые боны, свидетельства, выдаваемые почтовыми бюро или отделениями взамен внесенных незначительных сумм и дающие право на немедленное получение такой же суммы во всяком отделении, принадлежащем к тому же управлению, введены в Англии с 1878 года.
В США такие боны введены в 1883 году.
В малюсенькой Бельгии - в 1884-м.
2008 г. с 11 августа в российских почтовых отделениях не принимаются письма и почтовые переводы в Грузию. Это связано с тем, что был перекрыт основной канал обмена почтой — воздушное сообщение.
То есть, техническая возможность доставки сообщения о переводе имеет первостепенное значение.