chispa1707 (chispa1707) wrote,
chispa1707
chispa1707

Category:

О "лишних людях" - 2

chispa1707 в О "лишних" людях

Тема уже поднималась, многое в комментариях дельно оценено.
Но поскольку в Сети еще бродят тезисы о ненужности части человечества, тема еще актуальна.

В рамках племени лишние это те, для кого не хватает еды. Что можно сделать?
- истребить или потеснить соседей и присвоить чужие угодья;
- эмигрировать в надежде найти неосвоенные земли;
- придумать обоснование для убийства членов своего племени;
- изменить образ жизни и отыскать еще один пласт ресурсов.

В рамках всего человечества проблема выглядит радикально иначе:
- во время Мальтуса люди лишние потому, что не хватает сх-угодий - всем;
- в современности люди лишние потому, что они не нужны на производстве.

Глянем историю вопроса.

ПЕРВЫЙ ЭТАП - ВНУТРИСЕМЕЙНЫЙ:
Первое регулирование численности в истории - половое.
В нищем обществе лишняя роженица - обуза, поэтому сообщества убивают часть девочек.
И кормильцев-мужчин становится достаточно, чтобы содержать женщин в пропорции один к трем-пяти.
В Тибете и сейчас так, да и Китай от этого реликта пока не избавился.
По факту между женщинами идет конкуренция за мужчин, и в ней женщина обретает особую ценность.
А вот девочка - нет; в младенчестве особую ценность имеет мальчик. Интересный перекос.

В Европе остроту проблемы сняли женские монастыри.
Потенциальную роженицу превращали в вечную труженицу.
Кстати, это - прямое указание на глубокую нищету общества.

Современный мир по-своему сражается с проблемой - контрацепцией.
Средний европеец семьи из 12-16 детей не обеспечит, хотя в 19 веке - обеспечивал.
Имеет смысл обдумать это специально: цены на ресурсы явно завышены.

Ислам зарождался в исторически богатых регионах, и там лишний уже мужчина.
Поэтому его кастрируют или отправляют воевать, а у оставшихся мужчин - жен много.
А он может их всех прокормить - один.
Любопытно, что Европа также пережила эпоху массовых кастраций для оперы.
Опера - важный признак богатства общества, как и кастрация мальчиков.

Можно подумать, что современная "геезация" общества - та же кастрация, но это не так.
Гей остается работником, но отказывается содержать потенциальную роженицу, и она не рожает.
И - его некому в обществе заменить. Этот удар - строго по роженицам, как в Тибете.
Явление формально то же самое, что в раннем исламе (удаление лишних мужчин), но смысл его стал противоположным.

ВТОРОЙ ЭТАП - ПЛЕМЕННОЙ:
Любопытно, что античность опередила Средневековье, что позволяет кое в чем переставить их местами.
Общество имеет много еды, но ни с кем не воюет в силу достигнутого равновесия, а кастратов один хрен приходится кормить.
И лишние рты отправляют на стройку - хоть какая-то польза.
Важно, что античные масштабы строительства есть только в местах избытка продуктов питания и нигде более.

Легко допускаю мысль одновременного существования тибетской и античной схем в рамках, например, Италии условного 16 века.
Племена, севшие на товарные потоки, строят храмы и стадионы и кастрируют мальчиков для оперы,
а не севшие - отправляют потенциальных рожениц в монастыри.
Если надстройки в виде абсолютистского государства еще нет, то именно так и должно происходить.
Разные племена не несут друг за друга ответственности, - нет еще этих правовых норм, не вызрели.

ТРЕТИЙ ЭТАП - СОСЛОВНЫЙ:
Сама идея, что земля людей не прокормит, как бы принадлежит Мальтусу, но могла появиться лишь к середине 19 века.
Почему? Потому что идея вышла за рамки рода-племени. Мальтус пытается думать ЗА племена, он внутренне стоит НАД ними.
То есть, асболютизм уже состоялся.

В Европе перенаселение стало ОБЩЕЙ проблемой непосредственно перед освобождением крестьян.
Земли - при тех методах ее обработки - стало остро не хватать, а крестьяне (и дворяне - тоже) все плодятся и плодятся.
Реузльтат:
- чтобы не дробить земли, вводится единонаследие, а лишних детей помещики отправляют учиться;
- крестьян освобождают, и лишние рты уходят в город, сначала на оброк, а затем как безземельные.

Для Государства (а оно уже есть) этих людей все равно приходится кормить, но так от них есть хотя бы польза.
В современном мире метод обрел вид "права на свободу передвижения" и практики эмиграции.
Пугалки Мальтуса насчет нехватки еды не сработали: горожане дали селу новые орудия труда, и всем всего хватило.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП:
Теоретически он должен быть общегражданским, - что там у нас идет после ликвидации сословий? Гражданство.
Так оно и есть; вскоре после становления городов появились первые безработные. Лишние рты.
Проблема ослабляется трудовой миграцией и частичной занятостью. Можно спокойно сократить рабочий день.
Ясно же, что базовых благ хватает на всех, - неважно, каков процент безработных. Но рабочий день не сокращают.
На сегодня лишних людей переправляют в сферу услуг - так же как в античности отправляли на стройку, а в 1861 году - в город.

ПЯТЫЙ ЭТАП - РЫНОЧНЫЙ:
Технологии развиваются, что с ними ни делай. Вот и 3Д-принтер появился: печатает 3 этажа за 3 дня.
http://krivohigin-p.livejournal.com/26207.html
И что делать с новыми лишними людьми?

ИСТОРИЧЕСКИ ВОЙНА - НЕ РЕШЕНИЕ:
Основная пугалка - уничтожение излишнего населения - на деле ни разу не сработала.
Война хороша для передела ресурсов.
Сначала делили земли, покосы и пашни.
Затем - города на хороших реках и с хорошими бухтами.
Затем - податное население.
Затем - промышленные центры.
Затем - рынки сбыта.
Придет время и для следующего дележа ресурсов, - но не для их уничтожения.
Ресурсы отбирают, а не уничтожают.

Перестал ли человек быть ресурсом? Нет. Человек - единственный источник возвращения вложений.
Когда загружаешь ресурс руда в печь, на выходе получаешь ресурс сталь.
Когда загружаешь ресурс деньги в рынок, на выходе получаешь ресурс деньги.
Человек - универсальная печь, превращающая деньги в еще большие деньги.

ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ:
Деньги это рафинированное человеческое доверие. Чему не верят, то ничего и не стоит.
Видимо, следующая война станет войной за доверие. Даже не за рынки сбыта, они уже вторичны.
Это будет крупнейшая схватка в истории, Интернет - свидетель )))

Как написано в комментарии к предыдущему посту, "Принципиально управлять процессами несложно, они не живые. Людьми сложно, у них - формируется воля. Вот управление объектами-с-волей - это признак перехода общества на новый уровень сложности".

РЕШЕНИЕ:
Остался один - самый важный - пункт.
Что происходит каждый раз, когда встает вопрос о лишних людях?

А "лишней" части людей меняют статус:
- был потенциальным мужчиной, - стал кастрированным певцом;
- была потенциальной роженицей, - стала монахиней-швеей;
- был крестьянином, - стал строителем акведуков и ипподромов;
- был крепостным, - стал оброчным, а затем и безземельным;
- был гражданином, стал чьим-то иммигрантом...

Каждая перемена статуса сопряжена с изменением представлений человека о себе, о своем месте в мире.
И когда это представление меняется, операция по переходу цивилизации в новое социальное состояние завершается.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments