Но ее в природе немного, и я весь в сомнениях, можно ли ЗАВАЛИТЬ мир изделиями из самородной меди.
А мы в Бронзовом веке видим именно это: мощная Циркумпонтийская МП завалила мир своими изделиями.
***
Свыше 90 % меди заключено в сульфидных рудах, довольно часто это халькопирит., он же медный колчедан — минерал формулой CuFeS2.
Именно этот минерал и представлен на Кипре - в огромных количествах.
КАК ИЗВЛЕКАЮТ МЕДЬ ИЗ ПИРИТА
Для получения меди из сульфидных руд, обожженную руду сплавляют в шахтных или отраженных печах с кремнеземом и коксом. При этом большая часть железа переходит в шлак в виде силиката железа FeSiO3, медь же превращается в сульфид CuS, который вместе с остающимся еще в руде сульфидом железа образует штейн, собирающимся на дне печи под слоем шлака. Дальнейшая обработка штейна ведется с целью удаления из него оставшегося железа, ведется в конверторах. Сквозь находящийся в конверторе расплавленный штейн, к которому добавлено необходимое количество песка, продувают воздух или, что более эффективно, кислород.
Химические процессы, происходящие в конверторе, довольно сложны.
Находящиеся в штейне сульфид железа превращается в окись железа и удаляется в виде силиката в шлаке:
2FeS + 3O2→2FeO + 2SO2
2FeO + 2SiO2 →2FeSiO3
Медь восстанавливается до металла. При этом, вероятно, происходят следующие реакции:
2Cu2S + 3O2→ 2Cu2O + 2SO2
2Cu2O +Cu2S →6Cu +SO2
Выделяющееся при этих реакциях тепло поддерживает в конверторе температуру 1100-1200ºС и делает излишним расход топлива.
Вдувание воздуха продолжают до тех пор, пока не восстановится вся медь, о чем можно судить по характеру вырывающегося из конвертора пламени . Расплавленную медь выпускают в песчаные формы, где она застывает в виде толстых пластин.
Полученная выплавкой из руды сырая, или черновая медь содержит от 2 до 3 % различных примесей и нуждаются в дальнейшей очистке, или рафинировании, что производят либо так называемым сухим путем, либо с помощью электролиза.
ОТСЮДА ВОПРОС:
Древние-предревние киприоты имели шахтные печи, кокс, конверторы?
Или мы чего-то еще не знаем?