Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Как выжили ханты при сдвиге полюсов
Веселый
chispa1707
Originally posted by rodline at Как выжили ханты при сдвиге полюсов

Сведения, которые сообщаются в сказах разных народов, взаимно дополняют друг друга, когда речь идёт о всеземных явлениях. Так потопная тема очень интересно раскрывается в сказаниях хантов. Совсем небольшой рассказ доносит до нас массу любопытных деталей, некоторые из которых идут вразрез с наблюдаемыми сейчас последствиями недавней катастрофы.

Я думаю, что в народной памяти сохранились события последнего полюсного сдвига, случившегося в конце 16-го века (версии иных авторов: 1444 г., 1572 г.)


Из книги Валерия Дёмина, "Тайник русского севера".

Хантыйская сказительница, Евдокия Архиповна Покачева, рассказывает..

«Когда времена менялись, ханты на другой земле жили. В тех далеких краях на промысел ходили. В тех далеких краях рыбу в реках и озерах ловили. Когда ночи стали короткими, а дни — длинными, стала прибывать вода. Много воды стало прибывать. Сделали люди огромные-огромные плоты. Что сумели, положили на них, детей посадили, сами сели. Большая вода подхватила плоты — понесла. Огромный огонь прыгнул в небо. И огромная вода потеснила небо. Одну большую ночь горел большой огонь. Одну большую ночь и один день шла-катилась большая вода на людей. Горело все. Горела земля. Горела вода. Большой, очень большой пожар был. Солнце на небе стояло, когда пожар был, когда вода большая была. Солнце не испугалось ни большой воды, ни большого пожара. Солнце никуда не уходило с неба. Смотрело на все, что было внизу, на земле.


Когда огромный пожар пришел и огромная вода пришла, вода подхватила плоты и понесла, их к горе. Большая гора посреди большой воды стояла. Мимо нее все плоты проплывали. На горе, на самой ее верхушке сидели звери, птицы, змеи. Рядом друг с другом сидели, а друг друга не трогали. Смирно сидели, ждали людей. Когда плот приставал к горе, звери прыгали к людям, птицы перелетали, змеи тоже ползли на плоты. Люди пугались зверей. Пугались птиц, змей пугались. Сбрасывали их в воду. Но как только люди начинали бороться со зверями, плот тотчас же переворачивался. Люди тонули в воде, а плот плыл дальше. Вода уносила от людей птиц, зверей, змей. Она спасала их. Остальные поняли: нельзя сбрасывать зверей, птиц и змей. Они, как и люди, должны жить, вместе жить на Земле и вместе спасаться на плотах. Так хочет Бог.

Люди перестали бояться зверей. Стали брать их на плоты. И плоты, которые прибились к горе и не могли от нее оторваться, поплыли дальше. Плыли, плыли плоты, долго плыли. С запада плыли. Потом остановились. Сидят люди на плотах. Смотрят. Кругом смотрят. Оглядываются. Ничего, кроме воды, не видать. Ни кустика, ни травиночки, ни даже маленькой шепочки, чтобы огонь разжечь, даже той не нашли, не увидели. Ни берегов, ни островов, никакой земли не увидели люди. Посреди большой воды остановились плоты, замерли, не движутся, не плывут дальше. Стоят на одном месте, не шелохнутся. Сидели люди на плотах, сидели, стали рыбу ловить. Сами рыбу ели, и зверей, и птиц, и змей тоже рыбой кормили. Так и выжили. Вода спасла людей. Рыба спасла людей. Вода принесла людей на эту землю. И много рыбы принесла вода. Люди ловили рыбу, ели. Остались жить.

Жили люди на плотах. Жили звери рядом с людьми на плотах до тех пор, пока вода не ушла. Когда совсем ушла вода, увидели люди землю. Стали люди протыкать землю. Хотели узнать, сколько земли сгорело. Протыкали, протыкали, а она все горелая. На целый аршин сгорела. Такой большой пожар был. То место, куда вода принесла плоты, люди назвали Тромаганом и стали здесь жить. Мой род, род Прока-чевых, стал здесь жить. Когда вода ушла, люди построили дом в три яруса. На самом верху огонь зажгли. Там всегда огонь горел…»
Источник

  • 1
Мансийский вариант истории Ноя, не более. И подтверждается это вот чем:
>Остальные поняли: нельзя сбрасывать зверей, птиц и змей. Они, как и люди, должны жить, вместе жить на Земле и вместе спасаться на плотах. Так хочет Бог.

В то время как манси "Верующие — православные, однако сохраняются традиционный шаманизм, культ духов-покровителей, предков, медведя" - т.е. никакого единого верховного Бога, который чего-то там хочет, в их "древних" сказаниях быть не может. А тут в тексте он есть.

Стали люди протыкать землю. Хотели узнать, сколько земли сгорело. Протыкали, протыкали, а она все горелая. На целый аршин сгорела. Такой большой пожар был

----
А это как объясните?

В этом месте горел водород, - его было тьма.
Половина здесь с моей схемой сходится, а половина - нет.

Мне кажется, что в ее сказании очень много конкретных деталей катострофы, которых нету в "библейской легенде", а конкретные детали всегда свидетельствуют о первоисточнике.

Именно так. Это не цунами, это почва проседала, причем, не мгновенно, но заметно - речь о сутках-двух-трех.
Позже земля выровняется, и воды вокруг места высадки не станет.
Это - ОЧЕНЬ МНОГО информации

А что тут объяснять? По-вашему, почва после пожара нетронута?



Лучше объясните, почему хантыйская сказительница Евдокия Архиповна Покачева меряет в аршинах.

И ещё из её творчества: "мухоморы приходят к шаману через потолочное отверстие чума, приносят книгу, в которую записывают все просьбы шамана" - доказательство левитации грибов?

#1

>>>По-вашему, почва после пожара нетронута?

Дыаааа...уровень аргументации у вас-скаааазочный!
Вы, похоже, и в лесу-то никогда не были в своей жизни.
Да что там "в лесу"- костра никогда не разжигали.


#2
>>>Лучше объясните, почему хантыйская сказительница Евдокия Архиповна Покачева меряет в аршинах.

Фамилия,имя,отчество хантыйской сказительницы Евдокии Архиповны Покачевой вам все без меня объяснить должны были БЫ.

В общем, из дискуссии вы выбываете на том простом основании, что вы просто флуд создаете.

"Брат Океана " легенда о потопе . О Енисее , что разлился и стал огромным , как океан .

Была такая книжка "14 тысячелетий назад" Дальневосточного книжного издательства, так там таких сказаний полным полно.
http://books.rusf.ru/unzip/add-on/xussr_gk/gorboa14.htm?1/7

Спасибо большое. Часть сказаний может отражать реальность.

Фраза "так хочет Бог" - явно из авраамической религии, то есть из более поздней версии верований. Инуиты до сих пор свой анимизм сохранили и в быту, и в сказаниях, так что ханты должны были тоже сохранить духов природы, а не Бога, пришедшего с юга, из тёплых краёв.

А если Бог - вставлен, то и сказание о великом потопе тоже может быть литературно обработанным вариантом сказки про Ноя, вставленным из библии в народные сказания.

В любом случае, сказания искажены до степени недостоверности, если _основной_ элемент веры (духи природы) с такой лёгкостью заменили на бородатого дяденьку на облаке.

О затоплении Северных народов

Произошел кратковременный подъём дна океана или опускание участка суши на огромной территории проживания хантов и ненцев. Продвижение соленной океанической воды с Северных морей распространялось по долинам рек вплоть до затопления всей суши. Соленая морская вода быстро проникает в мерзлый грунт до глубин залегания подошвы вечно мерзлых грунтов. Под ними постоянно скапливается метан из газогидратов и природный газ с глубоко залегающих подземных пластов. Выходящий метан вспенивает воду на огромных площадях и выгорает по мере выхода на поверхность. Подобное может произойти и в наше время. Причина кратковременного подъема уровня океана Севера Евро-Азии возможно кроется так же и в закупорке пролива Беринга паковыми льдами.

Re: О затоплении Северных народов

Такая силища выдавит паковые льды легко.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account