И вот довольно уместно появился пост vaduhan_08 о римском праве, где во главе угла - Личность.
Ясно, что это - фейк: вплоть до конца 19 века все решали сословные сообщества - всем миром.
Личность как значимое социальное явление появляется где-то с эпатажных вердиктов тургеневского Базарова.
Аккурат в это время и создавалась эта странная история сверхпродвинутого Древнего Рима. Зачем?
Есть такой социальный феномен: сбывающиеся ожидания. Даже эксперимент на эту тему проведен.
Молодым учителям, массово пришедшим в школу, представили один из классов. как сборище гениев.
На деле, класс был вполне себе троечный и чрезвычайной серый. Но вот учителя этого не знали.
Объективно с началом эксперимента не изменилось ничего, кроме появившихся новых ожиданий.
И класс закоренелых троечников начал выдавать интеллектуальные фейерверки - день за днем.
А в конце учебного года этот класс уже стабильно брал первые места на всех олимпиадах. Объективно брал, заслуженно.
В середине 19 века в университеты массово хлынули молодые дворяне из самых глухих провинций.
И вот нужно было им объяснить, что именно Личность, а не дворянское собрание создает ценности.
Именно Личность проектирует мосты, строит железные дороги, руководит разведкой и оценивает гос.бюджет.
При этом, провинциальные молодые дворяне исповедуют старинное правило: верно лишь то, что подтверждено опытом предков.
Чем древнее, тем надежнее.
Что делать? Объяснять им всю сложность и неоднозначность происшедшей социальной революции?
Так даже профессура еще не во всем разобралась.
И обучение требующимся канонам начали с чистого листа, типа всегда и везде так было, и лишь до вашей глухой провинции не дошло.
- везде и всегда, кроме самых диких, было уважение к персоне;
- везде и всегда была патрилинейность и моногамия;
- везде и всегда интеллект шел на первом месте, а насилие на втором.
Если кто не верит, может справиться с историей Древнего Рима.
И молодняк это схавал, а Древний Рим стал шаблоном для всех основных перемен второй половины 19 века.
Пацанам впарили те ожидания, что чуть позже с таким блеском претворились в реальность.
И я не уверен, что был путь эффективнее и короче.
***
Я понимаю, что реальные движущие механизмы более примитивны и жестоки, но и этот механизм был, он реальность.
Ближе к финалу понадобится отдельная работа, что-то типа "Апология традистории", и написать ее должен ревизионист.