Чтобы поставить русскую крепость на чужой земле, следовало войти в обоюдовыгодный симбиоз с местным князем. Этот сюжет повторяется. Именно это дает право от его имени собирать пошлину за проход с тех же персидских купцов. У князя - право на землю, у пришлых - технология вымогательства.
Казаки этим делом промышляли и до прихода питерских, возможно, под крышей "другой Москвы". По сути эта - та же самая "внутренняя пошлина" "рыцарей-разбойников", как в Европе - один в один. А потом с другой Москвой что-то случилось, и в регион пришел крупный хищник с севера.
В условном 1764 году казаки убили посла от царя, прибывшего с предложением как-то регламентировать сборы с тех же персов. Официально считается, что посол предложил прекратить грабеж.
К 1768 году правительство поставило несколько ключевых крепостей и стало достаточно сильным, чтобы монополизировать всю таможню. Казаков посадили на пайку. Одна крепость выпендрилась, и им перекрыли кислород, а время было трудное. В том же году казаки подчинились и стали частью питерской системы.
Разин - часть старой системы, он еще не въехал, что ситуация изменилась. Прибыл в Черкасск, начал качать права, а там, пока его не было, многое поменялось. Ясно, что старшины его повязали.
И вот подобная ясность наступает не только с казаками, и в трад.версии истории этого не уловить.
Интересно описание Терека и Кубани. Рыбы было столько, что, закинув сеть, потом ее невозможно было вытащить. Ловили руками. В период нереста река словно двигалась вспять и была цвета рыбьих спин - вся. Я так понимаю, это то же время, в которое добывали русский жемчуг. А потом сверху осело до 14 метров "культурного слоя" из глины, и все кончилось.