?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Крепостное право. Мои домыслы
Веселый
chispa1707
Вопрос имеет прямое отношение к тому, чем я прямо сейчас занят, - к сословным войнам.
Поскольку суть заметена по ковер очень тщательно, приходится эту суть домысливать.
***
Племенное общество знает, что такое дисциплина. Убери подчинение старшим, и наступит хаос и распад.
В какой-то момент сильно старшая семья становится по факту несменяемой, - это самая первая знать.
Этой знати подчиняются (иначе нельзя), но ее права не безграничны. Племя может и обряд изгнания из рода провести - был бы весомый повод, например, голод сразу после того, как вождь продал все зерно и не оставил запасов.

Хочу напомнить о прецеденте: Марину, жену Эрнана Кортеса именно изгнали из рода, и императрица Мексики (реальная императрица) стала никем. И сразу же стал никем Кортес, ее муж. Ватикан, введя отлучение от Церкви, просто последовал за племенными нормами.

Впрочем, барыню обычно не трогают, - достаточно заменить плохого барина.
И в какой-то момент появляется ленное право. Это буфер между народом и вождем.

Барин, он ведь не дурак, он живет в крепостце, вместе с дающими ему все права женами и их потомством.
Если дела идут неважно, он на деревню и носа не покажет. Он туда поставит своего человечка - ленника.
Ленник - полноправный представитель барина, но его убийство или изгнание в момент мятежа ничего не даст.
Все принцессы - у барина, а не у ленника.
И барин всегда хороший (просто он далеко и ничего не знает), а ленник всегда плохой.

Ясно, что на ленника жалуются много и часто, и раз в год, в Юрьев день его меняют. И барин - снова хороший.

Есть указания и на более сложное устройство. Каждая дочь сразу получает свою долю (приданное) и становится сеньорой.
Именно отсюда регулярные летописные указания на женский пол сеньора, которому присягают вассалы.
И именно из этой когорты управляющих сеньора, когда ей это станет угодно, выберет мужа. И ясно, что ребята стараются.
Отец и мать посматривают со стороны и вмешаются только если это станет необходимым.

Поскольку потомство растет числом быстрее, чем новые земли, рано или поздно наступает кризис власти.
Все (теперь уже потомственные) управляющие становятся мужьями чьих-то дочерей, племянниц и внучек.
Юрьев день утрачивает смысл, а плохой управляющий совмещается в сознании масс с плохим барином.
И бежать этому барину некуда. Не по карману ему собственная крепость.

И вот здесь появляется нужда в крепостном праве - объективно появляется.
Мы помним, что крепостное право это регламентация бесплатного труда.
Прежде вся продукция формально принадлежала обществу, а фактически сосредотачивалась в барских руках.
В момент введения крепости произошло размежевание земли и труда на барское и общинное.

Общине сложно без барина; он знает, как продать зерно и полотно, и где взять топоры да иглы. Поэтому его доля признается справедливой. В результате крестьяне 15 дней в году работают на 20 % барских земель и еще 45 дней в году - на 80 % своих земель, на прокорм.

И сразу - поправка: В Европе и России ситуация была различной.
В Европе развитие и впрямь уперлось в потолок, а вот в России свободная земля еще была, отсюда и другие пропорции: 80 % барской и 20 % - общинной. Но - реформы прошли почти синхронно, - потому что отставать в таком деле попросту опасно.

Именно в момент закрепощения крестьянина община впервые получила право позиционировать себя отдельно от барина, - у нее появилась своя ликвидная собственность, свой товар. Именно в это время барин снял с себя юридическую ответственность перед своим племенем за голод и стал несменяемым, - он перестал быть феодалом и стал отдельным собственником отдельных угодий. Но - с регламентированной обязанностью крестьян отдавать часть труда на обработку этих угодий.

В этот момент на рынке появилась новая прослойка поставщиков зерна - крестьянские общины.
Уверен, что они продолжали пользоваться услугами барина на рынках, и взлет производительности однозначно был.
Проблемой оставалсь высокая рождаемость: в России эти условные 20 % общинных земель были освоены чрезвычайно быстро, а 80 % барских земель (способных прокормить еще четыре раза столько же народа) крестьяне продолжали обрабатывать бесплатно. Именно отсюда и недовольство, и самозахваты барской земли, и воровство барского леса.

Хочу подчеркнуть, что в Европе этот процесс прошел радикально иначе. Деталей не расскажу, но вижу по документам, что там возникла масса иных правоотношений, - сказалась изначальная нехватка земли - уже на этапе закрепощения.

Прямо сейчас в процессе реконструкции вижу, что у нас крепостная реформа обернулась мятежом декабристов (крупных земельных собственников), в Латинской Америке - мятежом латифундистов (сверхкрупных земельных собственников), а в той же Германии на 1525 год (на деле 1825) приходится мятеж крестьян и мелкого рыцарства. В разных регионах пострадали разные социальные группы.

Могу предположить, что в Германии в результате раздела земель на барские и крестьянские большая часть не сумевших оформить брачные отношения ленников физически осталась не у дел. Ну, а крестьяне просто уже понимали, что этой земли им и на одно поколение не хватит. Именно в связи с этим первые массовые сведения о заморских продуктах начали поступать именно к 1825 году. Власть судорожно искала выход и, вне сомнения, считала массовый вывоз крестьян в Америку - не худшим выходом.

Постоянно варюсь в описаниях сословных конфликтов и не вижу ни одного по существу дела. А нам требуется понимание.

  • 1
Власть судорожно искала выход и, вне сомнения, считала массовый вывоз крестьян в Америку - не худшим выходом.////

точь в точь - описание нашего текущего момента!!!

Вкратце, весь процесс имел сутью перевода собственности рода в собственность верхушки и освобождения этой верхушки от ответственности за индивидуумов рода. Разрыв круговой поруки, другими словами.

Можно по-Марксу: процесс присвоения обобществленной собственности племени/рода. Ничем не отличается от современной ситуации, когда взявшие под контроль государственную собственность провели передачу ее узкому кругу лиц с параллельным демонтажем социальной системы и органов управления.

Это означает, что помещики прекрасно осознавали, что именно за реформа им предложена.

Прекрасно сознавали, что это приведет их к отрыву от людских ресурсов (племени/рода), т.к. главный сюзерен/король берет их всех в свое подданство, с тем чтобы распространить на населения централизованные налоги и рекрутскую повинность. На Западе проявлением протеста было сопротивление шотландских кланов, выразившееся в многочисленные "национальные" войны с англичанами, которые последовательно проводили операцию раскрепощения и вывоза излишков людского ресурса в колонии.
Выражаясь современным языком, центральная власть проводила политику не только прямого управления населением, но и принудительной мобильности оного.
В современной РФ это проявляется в стимулировании переселения на Дальний Восток, а в имперской России это заселение степных районов Малороссии и Сибири.

  • 1