Да, он явно был "улучшен", но уже не в этом дело, - вопрос решен принципиально.
В 1860 году царь собрал в Пуще всю элиту Европы и за рюмкой чая добился легитимизации своего режима.
И только после этого в Северо-Западном крае (бывшая Речь Посполитая) начали строить железные дороги.
Денег на дороги не было, однако уже была проведена инвентаризация, и земли и крестьяне стали капиталом.
Идеи независимости среди польско-литовских студентов были поддержаны и поощрены, и начался мятеж.
Спустя два года это привело к массовой конфискации не только имений, но также фабрик и - важно - шахт.
Именно на эти деньги правительство организовало массу требовавших затрат реформ и военных походов.
Но это - частность. Уже в 1857 году в России начали образовываться АО для строительства ЖД.
Возник соблазн, заложив имение, купить взлетевшие в цене акции и жить на разницу в доходах-расходах.
Государство имя не пачкало, и в 1863 году было создано питерское общество взаимного кредита.
Общество ВЫПОЛНЯЛО ФУНКЦИИ дочерней структуры Госбанка, юридически таковой не являясь.
К 1870 году ни один новый банк в России не мог бы даже появиться без поддержки этого общества.
В результате железные дороги в России были построены - по факту под залог помещичьих земель.
В 1872 году грянул кризис.
Нобель как раз приехал прицениваться к Кавказу, и цена нефти внезапно упала с 45 копеек за пуд до 2-3 копеек.
Но банковская система в России удержалась и держалась вплоть до 1881 года.
В 1881 году правительство, просто чтобы выплачивать проценты по своим обязательствам, тратило уже 34 % доходов.
Именно в такой ситуации Александр II Освободитель и был убит, а "бездельник и мот" Александр III вступил на престол.
Именно при нем крестьян и освободили на деле - в 1883 году.
В 1882 году был издан закон об обязательном выкупе земли крестьянами.
Этими крестьянскими новыми долгами и погасили долги прогоревших на железнодорожных аферах помещиков.
Дороги были построены, прогоревшие помещики пошли служить, ну, а крестьяне стали свободны - небесплатно.