?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Крепостничество - обрядовая часть и т.п.
Веселый
chispa1707
(мысли вразброс)

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ
Налог налагают сверху, а подать означает добровольную передачу снизу вверх; подать ПОДАЮТ, а не отбирают.
Такое отношение к делу характерно для племенных отношений, где права старших признаются безоговорочно.

Подушная подать имеет фиксированный характер: столько-то денег с души. Причина - явный избыток земли на Руси.
При недостатке земли урожайность ограничена количеством земли, - хоть миллион крестьян поставь, а толку не будет.
Поэтому в Индии поземельные налоги и в начале 19 века брали, а у нас урожайность была ограничена числом крестьян.

Пишут, что до освобождения подушную подать вносил помещик, после освобождения - уже община. Недоговаривают.
Реальный выкуп земли крестьянами начался с 1883 года, а подушную подать отменили в 1887 году - из-за недоимок.
Крестьяне безоговорочно платили банкам за землю, пусть и с процентами, и отказывались платить подушную подать.
Что с ней не так?

Подушная подать - племенной реликт, добровольно от младших к старшим, и крестьяне это еще помнили.
Чуток распишу.

ПРАВО СИЛЬНОГО
Право сильного рулит. Едва кандидат в рыцари встал на колени и вверил свою жизнь чужому оружию, он признал, что он против короля - слабак и рохля. Оммаж несет в себе совершенно ту же символику абсолютного подчинения.
Вот условный Ольденбург захватил условную Святую Русь. И теперь ему надо нагнуть ТОЛЬКО земельных магнатов.
Станет ли магнат с ним тягаться? Нет. Причина - родоплеменные реликты феодального устройства.

Ленники магната выставят положенное число воинов на оговоренный срок, но - не более того. Это не их война.
Могли бы помочь родственники-мужчины, но они рулят в чужих им родах, и траты на войну эти рода не одобрят. Это не их война.
Именно эти племенные правила сильнее всего мешали дикарям выставлять большие войска против европейцев 19 века.
В племенной структуре такая разобщенность - норма.

Магнат может тягаться только с таким же магнатом, находящимся в таких же условиях.
Он не может тягаться ни с Венецией, ни с Генуей, ни с Флоренцией, ни с Гамбургом - только с равным по весовой категории.
Если магнат заартачится, всех мужчин его рода вырежут, а женщин отдадут его соседу, и тот возьмет.

Что сделает магнат? Отдаст лучшую дочку условному Ольденбургу, и когда магнат умрет, его внук станет старшим в семье, а отец ребенка на правах регента получит политическую власть в семье. И племя тут же обретет обязанность давать наверх ежегодные дары. Исторически подушная подать это и есть ежегодные дары старшим от каждого члена племени.
Именно в этот момент все мужчины семьи приедут в Петербург и встанут на колени перед отцом ребенка их сестры. Эта дописьменная обрядовая часть полного подчинения абсолютно обязательна.

Условный Ольденбург выберет из семьи того, кого сочтет нужным, поставит рулить, а остальное оставит как есть.
Новый магнат уже не вполне магнат, но он так же управляет деревнями через ленников - родичей или нет, не особо важно.
Ленники присягают новому магнату и точно так же обеспечивают передачу наверх подушной подати и что-то еще сверх того.

И вот - это важно! - деревня в лице старейшин обязана точно так же встать на колени и выразить подчинение новому помещику. Этот обрядовый акт - точный аналог подписи под бумагой. Это обряд обязан быть при каждой смене барина.

Разумеется присутствует и право первой ночи и весь остальной набор личных феодальных повинностей крестьян.

И ВОТ НАСТУПАЕТ 1861 ГОД. МАНИФЕСТ
Что происходит?
Отменяются личные феодальные повинности и подушная подать для всех ушедших на выкуп. Но только для помещика отменяется.
Подушную подать от имени общины теперь платит самый высокородный человек деревни, обычно это староста. Именно этот человек теперь определяет, кого отпустить в город на оброк, а кого не отпускать. Налицо личная зависимость крестьян. И, более того, именно в этой эпохе, точнее, чуть позже, около начала реального выкупа земли (1883) на Святой Руси ВДРУГ опять появлется право первой ночи - под видом снохачества.

Феодальные права старших над младшими никуда не делись. Они послушно переехали вниз по иерархии вслед за реальной властью, а теперь реальная финансовая власть в виде распоряжения ценными бумагами общины уже не у помещика, а у старших мужчин деревни, особенно у старосты. И этот староста точно знает, что ежегодные подушные дары платят тому, что осуществляет право первой ночи и прочие личные права.

И он отказывается платить царю продушную подать, и царь - очень важно! - обычно готовый послать сколько угодно войск, этот отказ молча проглатывает и в конце концов именно эту подать отменяет.

А вообще, я думаю, мы сильно недооцениваем цивилизаторскую роль Церкви и Администрации. Ну, если относиться к делу без иллюзий.

ПРИМЕЧАНИЕ: в последний раз феодальные права на дефлорацию съехали вниз при распаде крестьянского домохозяйства до уровня семьи. Именно тогда исключительное право на дефлорацию унаследовал муж. Обратите внимание, что это статусное право; нельзя сказать, что жених понес какой-то ущерб, если невеста не девственна, - имеет значение именно статусная составляющая.
Энциклопедии видят причину снохачества в том, что муж уходит на заработки из еще не разеделенной, не нуклеарной семьи. А я бы поставил на первое место то, что молодой муж не является в домохозяйстве субъектом права; его ОТСЫЛАЮТ на заработки. Суть не в пороке, суть в правовом статусе молодняка.

ОТОЙДЕМ НА ДЕСЯТОК МЕТРОВ НАЗАД
И посмотрим на ситуацию с расстояния, и здесь я опять повторю старые тезисы.

Подати с деревни наверху всегда видны. Зерно можно спрятать для себя, в голодный год, но не на продажу. Если деревня хочет что-то скинуть налево, ей придется искать перекупщика, а все близлежащие склады исторически у магната. Слевачить ОЧЕНЬ сложно.

И вот Европа начинает замечать, что сбор зерна на одну крестьянскую душу постоянно сокращается, - земель-то не хватает. Что делает власть? Она НЕ пытается решить проблему, для решения проблемы нужны удобрения и стальные плуги, которых еще нет. Власть просто сбрасывает проблему на один этаж ниже - на шею ленников.

Ленникам (помещикам) предлагают купить землю, на которой они рулят. Ленники радуются, ввиду отсутствия экономических журналов у них нет на руках рыночной статистики, и, конечно, они все подписывают. Это было между 1848 и 1863 годами примерно. В результате в конце 1850-х годов в России 64 % поместий и 78 % крестьян находятся в залоге. Как это вышло, - глухое молчание. Типа старые барыни купались в шампанском вместо того, чтобы думать о будущем.

К 1883 году становится совершенно ясно, что помещики сами выкупиться уже не смогут.
И проблему снова не решают, а еще раз сбрасывают вниз, на уровень общины - обязательным выкупом земли крестьянами.
Новыми крестьянскими долгами покрывают старые помещичьи долги - взаимозачетом.
Разница одна: помещикам давали кредит до 24 лет, а крестьянам дали на 49,5 лет.

Любопытно, что отмена личных феодальных обязанностей повторяется в Европе дважды:
- сначала личные обязанности типа обязанности служить отменяются для бывших ленников;
- а затем - те же самые по сути феодальные личные обязанности отменяются для крестьян.

Схема одна и та же. Вниз дважды перезжают:
- личные права СТАРШЕГО феодала типа права первой ночи;
- личные обязанности низов типа обязанности отработать на старшего (рыцарь 40 дней на службе, крестьянин 40 дней на барщине);
- обязательный выкуп земли, дважды и даже процент одинаковый - 6 %;
- долговая яма - тоже дважды переезжает вниз;
- дважды происходит размежевание земли - между магнатами и ленниками и между ленниками-помещиками и крестьянами;
- правосубъектность тоже переезжает дважды: когда освободили ленников, они получили право выбирать представителей в парламент, а когда выкупились крестьяне (1907), они получили право выбирать представителей в Думу.

Тотально спрятали этап освобождения помещиков, замаскировав его общими словами типа "отмена личных феодальных повинностей" - без уточнения, о ком речь. И все думают, что речь о крестьянах, а значит, Европа опередила нас то ли на 13, то ли на 80 лет.
Отсюда и эти задвоения, когда крепостное право официально отменяют дважды, а то и трижды (как в Сербии). Думаю 5-10 таких пар-троек у меня точно есть.


  • 1

Re: еще раз про ВАК-2

Самое очевидное - смех, юмор, самоирония.
На истории очень много напряжения лежит - болезненного, тяжкого, пропитанного ненавистью. Снимать надо именно это. bskamalov в последнее время очень успешно это применяет: там, где он легко и от души ржет, материал читается и воспринимается на порядок легче. А стоит начать обвинять, и уши у публики тут же опадают.
Смех - реакция отторжения. Начальник, над которым от души посмеялись, теряет половину психологических рычагов. Смех над собой вообще целителен. Профессионального историка следует совратить смехом.
Тут ведь какая штука: даже если мы сделаем обалденно корректное и полномасштабное исследование, при наличии отторжения оно сработает на пару процентов. А если совратить широкие научные массы, они сами все за нас сделают да еще и авторством не поделятся )))
Именно это нам и надо. Если думать не о регалиях, а о результате.

Re: еще раз про ВАК-2

конечно, конечно.

В любом случае, выход в свет не дает никакого "широкого признания", на это надеяться не надо.
Но заявку подать следует.
Я разговаривал с членом редсовета издательства академ книги Wilfrid Laurier University (Canada). Они с удовольствием рассмотрят эту книгу на предмет публикации, им это интересно. Моя мечта -- раскачать их на научное (следовательно, языковое) редактирование текста их силами.

полностью согласен: "А если совратить широкие научные массы, они сами все за нас сделают да еще и авторством не поделятся )))"
И это было бы явным признаком успеха.

Re: еще раз про ВАК-2

Если они готовы, следует определиться с тематикой.
Скажем, заведомо полемический текст о катастрофе реально можно подготовить месяцев за 5. А то и быстрее. Глубже мне все равно там уже не копнуть, поэтому можно с легкой душой выпускать в свет.

А вот с экономикой и правом черной работы еще тьма.

Edited at 2017-12-05 14:02 (UTC)

Re: еще раз про ВАК-2

Андрей, я еще немного обдумаю и в течении недели напишу Вам в личку.

Re: еще раз про ВАК-2

Годится )
Если не выйдет, не переживайте.
Это МЫ будущее определяем, а не кто-то другой.

Re: еще раз про ВАК-2

И вот здесь Ваш акцент на идеологии подачи как никогда актуален. Смех здесь сработает самую малость. А конфликт предполагается нешуточный.
Думаю, в основе должно быть все равно снятие напряжения с тематики. Следует задать тон, в котором это обсуждать будет ЛЕГКО.
Напрашивается вводное слово о характерной для нашей эпохи регулярной смене базовых парадигм: вчера угроза потепления, а сегодня выходит так, что и это не то, и даже фреон в озоновых дырах не виноват.

Этим колебаниям никто уже не удивляется, и это хорошо.

RE: Re: еще раз про ВАК-2

"Парадигмы" которые из голубоэкранных СМИ спускаются в виде информационной жувачки - это характер нашей эпохи.. ага ))

А как насчёт зрить в корень?

Edited at 2017-12-05 16:47 (UTC)

Re: еще раз про ВАК-2

Зрить в корень я не умею (((
Я же лит.негр, вся - жизнь - бульварное чтиво.

RE: Re: еще раз про ВАК-2

Какими бы глупыми Мартин и другие американские экономисты не были, но деньги в их экономике есть. И базовые моральные принципы у них есть, потому что есть что есть.

"Смех над собой вообще целителен. Профессионального историка следует совратить смехом." - ведь вы же хотите и себя совратить смехом. Исцелиться совращенно, так сказать.


Не надо обманываться.
Только честь и достоинство побеждают. А дешевый смех - путь к поражению.

Re: еще раз про ВАК-2

Дешевый - верно, путь к поражению. Но некоторые смеются и на краю собственноручно выкопанной могилы )))
Смех таки имеет разновидности, просто важно их не перепутать.

RE: Re: еще раз про ВАК-2

пожалуйста, объясните, как следует совращать профессионального историка смехом

читая ваш журнал, я уже таких совращенных смешных историков насмотрелся
конечно, они русскоязычные, но не верится, что в америках историки будут более чисты, и соответственно поддатливы под диалог с помощью юмора - короче говоря, не поверят они вашим шуткам, я считаю

вот например прогрессивный запад увлекся сейчас криптовалютами и прочими магическими картинками и фразками
а ваш текст - это слова, цифры, умозаключения

нет комиксов и кроссвордов

может, все-таки откажетесь от попыток совращения?

я никак не против ВАК-2, а спрашиваю о душе

Edited at 2017-12-06 13:22 (UTC)

Re: еще раз про ВАК-2

Я никого не собираюсь развлекать.
Когда человек смеется над собой, это его душа смеется над собственными социально мотивированными шаблонами.

RE: Re: еще раз про ВАК-2

огромное спасибо за ответ
\у меня чувство юмора боязливое

по ответу я понял, что историков не нужно совращать, а нужно искать индивидуальные подходы - со стороны это может выглядеть экстравагантно, по-клоунски, неожиданно и т.д.

больше вопросов нет

спасибо

Re: еще раз про ВАК-2

Это я к чему... нам очень важно не входить в состояние войны.
Война это уровнем ниже - там, где все человеческое практически отключается.

RE: Re: еще раз про ВАК-2

поддерживаю, я пацифист, за конструктив и позитив!!!
make love, not war

  • 1