?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Как ссудный процент стал товаром
Веселый
chispa1707
ростовщик - (англ) - moneylender, uncle - отсюда - "РАБОТАТЬ НА ДЯДЮ!"

МОЙ КОММЕНТАРИЙ: очень своевременная подсказка. Прямо в яблочко, - тут же все срослось!
"Дядя" это общеупотребительное к старшему по возрасту или статусу мужчине, у русских это тоже было, не только в Индии. Как-то беседовал с бежавшим из рабства парнем из Средней Азии, он тоже вынужденно называл хозяина дядей - это признание статуса.

Ссудный процент в истоках - категория не экономическая, а узко феодальная. Это в истоках - дары старшему, главному. И эта языковая норма - называть ростовщика дядей - указывает нам на подлинный расклад. Ты подчинен тому, кто тебя кормит, и если ты что-то занял в долг, ты делаешь несколько вещей:
- признаешь старшинство дающего до тех пор, пока не вернешь долг;
- входишь с ним как бы во временные родственные отношения, в частности, обязуешься не проливать его крови или крови его родичей;
(именно поэтому в доме врага не едят, и именно поэтому чужака надо накормить - для своей же уверенности в том, что пришелец - не враг)
- берешь на себя обязательство, раз уж признал его старшинство, отблагодарить дарами сверху - именно как старшего.

По возвращению долга эти требования за редким исключением снимались.
Вообще, покопавшись в памяти, вижу, что родственные отношения в силу необходимости в истории принимались и рвались довольно быстро. Развод не был проблемой, потому что все трудные места решались дарами, Принять в семью? Не проблема; женщина должна покормить тебя грудью, и ты уже сын. Изгнать из семьи? Тоже делалось; Марину, императрицу Мексики и исключили из семьи, и всех прав лишили. Именно здесь корни "временного брака" у мусульман, эта старая норма была совершенно органична своему времени. И именно в такой ситуации работали самые первые ростовщики - еще до прописанных норм прибыли и фиксированных процентов.

Но главное, на этих же принципах построена десятина, которую платили своим лордам ленники-помещики и все-все-все.
Лорд старший, а потому ты ежегодно отдаешь ему считающуюся в этом регионе приличной долю. В Германии - десятую часть.
Десятинная война в Ирландии - нецерковная, как католики, так и англикане не признали за королем права на десятину единодушно.
Уничтожение штедингцев-еретиков лишь обрамлена церковным антуражем, а в основе отказ местных признать главенство чужаков.
Но главное произошло в Северной Германии.

В 1832 году был принципально решен вопрос о возможности выкупа десятины, похоже, что впервые в мире.
В первую очередь очень серьезно обсуждали сам принцип - можно это сделать или нельзя.
А теперь давайте вспомним, что десятина и процент по долгу в основе - одно и то же: воздаяние дарами старшему. Просто в случае с займом эти отношения краткосрочные, а в случае с десятиной - долгосрочные, хотя и не факт, что вечные: лорд мог и договориться о передаче десятины и власти другому лорду, например, по итогам войны.

Таким образом, в 1832 году десятина - точный аналог ссудного процента - впервые стала товаром. Ее КУПИЛИ.
И очень правильно то, что эту священную обязанность ежегодно благодарить своего господина купили в рассрочку под процент.

Самое место вспомнить о запрете ссудного процента Ватиканом. ЧТО ИМЕННО они запрещали? Ведь не десятину...
Мой персональный ответ: Ватикан рвал отношения со своей материнской основой - традиционным иудаизмом.
Христианин в своей основе - иудей, признавший, что приход Мессии состоялся. С этой точки зрения не признавшие прихода Мессии иудеи - тяжко заблуждающиеся единоверцы. Именно такой раскол позволил Ватикану с полным правом переписать на себя главное - тамплиерские (в истоках иудейские) ростовщические сети. Ватикан по факту объявил себя единственным законным наследником всего иудейского имущества, и общий расклад сил тому благоволил, - передел, в основном, удался.

Именно поэтому поначалу Ватикан запретил ссудный процент только евреям. А уж когда стало ясно, какая сила за этим стоит, запретил ссудное дело и всем остальным, - оставив единственную щелку для себя - в виде благотворительных даров благодарной клиентуры.

На первый взгляд, мы видим откат на шаг назад: едва оторвавшись от феодальных отношений, где честно просчитанный процент хитроумно называется некими дарами, Ватикан снова в них погрузился. Но что если никакого отката не было? Что если все было впервые, и Ватикан производил банальное узко-феодальное перекрышевание и называл вещи так, как их называли все?

Ватикан болтался на ниточке, и ему требовалось любой ценой не допустить любых отношений между признавшими Мессию иудеями и не признавшими, - особенно иерархических отношений: должник ведь не имеет морального права поднять меч на того, кому должен. Именно это Ватикан и ломал.

В таком случае все просто и понятно: перед нами развитие от простого к сложному. Ну, а многократно перетолкованные и весьма криво понятые свидетельства о типа 216 % годовых (это переложение с не десятичной системы, на деле) - целиком на совести толкователей.
Метки: ,

  • 1
У мусульман тоже запрещена лихва.Один из серьёзных грехов

Для меня это - трудно разрешимый парадокс.

А просто вопрос справедливости не рассматривали?Иудеям ведь тоже запрещена лихва,но только внутри общины единоверцев.А если не взял с иноверца,то это грех.Хотя,думаю,это более поздняя правка.Как раз оправдывающая банковское дело.Для людей с тонкой душевной организацией.Что б спалось спокойнее.

Если в основе лежат племенные нормы, то все намного серьезнее. У кого можно взять внутри общины? Только у вожака. И ясно, что вожак с тебя процента не возьмет, но припомнит так, что мало не покажется.

На этом уровне развития справедливо то, что говорит вожак. И отношения внутри общины в десятки раз более жесткие, чем отношения между разными общинами.

С легкой руки Запада нам сюда понапихали антисемитизма, но тот еврей, которого они нам описали, в природе выжить не мог. А мог выжить у нас, к примеру, тот, который по факту был. Поэтому и погромов в России вплоть до новейшего времени не было.

Со ссудным процентом - то же самое. Я отказываюсь просто верить в то, что мне суют без внятного подтверждения. Процент это НЕ проблема народа, народ ссуд не брал. Потому что жил общиной и под помещиком (князем) - все проблемы вовне этот помещик (князь) и решал.

Мы вот понавешали на себя чужой (своих князей) ответственности, но сути не видим. А там наверху, у князей ссудный процент никогда грехом не был. И если князь не хочет платить договорный процент, это означает, что он клятвопреступник, что куда как более тяжелый грех, чем процент.

Еще раз: мы взяли на себя чужие грехи.

А вот с этим согласен на все 100%."клятвопреступник, что куда как более тяжелый грех, чем процент."-до сегодняшнего дня карточный долг,это долг чести.Видимо это пришло к нам из аристократической среды.В тюрьме,если ты не отдал,то твоя участь тяжела.Выход только один-закрываться на БУР.А так фуфлыжник может быть использован в любом грязном деле

  • 1