Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Как ссудный процент стал товаром
Веселый
chispa1707
ростовщик - (англ) - moneylender, uncle - отсюда - "РАБОТАТЬ НА ДЯДЮ!"

МОЙ КОММЕНТАРИЙ: очень своевременная подсказка. Прямо в яблочко, - тут же все срослось!
"Дядя" это общеупотребительное к старшему по возрасту или статусу мужчине, у русских это тоже было, не только в Индии. Как-то беседовал с бежавшим из рабства парнем из Средней Азии, он тоже вынужденно называл хозяина дядей - это признание статуса.

Ссудный процент в истоках - категория не экономическая, а узко феодальная. Это в истоках - дары старшему, главному. И эта языковая норма - называть ростовщика дядей - указывает нам на подлинный расклад. Ты подчинен тому, кто тебя кормит, и если ты что-то занял в долг, ты делаешь несколько вещей:
- признаешь старшинство дающего до тех пор, пока не вернешь долг;
- входишь с ним как бы во временные родственные отношения, в частности, обязуешься не проливать его крови или крови его родичей;
(именно поэтому в доме врага не едят, и именно поэтому чужака надо накормить - для своей же уверенности в том, что пришелец - не враг)
- берешь на себя обязательство, раз уж признал его старшинство, отблагодарить дарами сверху - именно как старшего.

По возвращению долга эти требования за редким исключением снимались.
Вообще, покопавшись в памяти, вижу, что родственные отношения в силу необходимости в истории принимались и рвались довольно быстро. Развод не был проблемой, потому что все трудные места решались дарами, Принять в семью? Не проблема; женщина должна покормить тебя грудью, и ты уже сын. Изгнать из семьи? Тоже делалось; Марину, императрицу Мексики и исключили из семьи, и всех прав лишили. Именно здесь корни "временного брака" у мусульман, эта старая норма была совершенно органична своему времени. И именно в такой ситуации работали самые первые ростовщики - еще до прописанных норм прибыли и фиксированных процентов.

Но главное, на этих же принципах построена десятина, которую платили своим лордам ленники-помещики и все-все-все.
Лорд старший, а потому ты ежегодно отдаешь ему считающуюся в этом регионе приличной долю. В Германии - десятую часть.
Десятинная война в Ирландии - нецерковная, как католики, так и англикане не признали за королем права на десятину единодушно.
Уничтожение штедингцев-еретиков лишь обрамлена церковным антуражем, а в основе отказ местных признать главенство чужаков.
Но главное произошло в Северной Германии.

В 1832 году был принципально решен вопрос о возможности выкупа десятины, похоже, что впервые в мире.
В первую очередь очень серьезно обсуждали сам принцип - можно это сделать или нельзя.
А теперь давайте вспомним, что десятина и процент по долгу в основе - одно и то же: воздаяние дарами старшему. Просто в случае с займом эти отношения краткосрочные, а в случае с десятиной - долгосрочные, хотя и не факт, что вечные: лорд мог и договориться о передаче десятины и власти другому лорду, например, по итогам войны.

Таким образом, в 1832 году десятина - точный аналог ссудного процента - впервые стала товаром. Ее КУПИЛИ.
И очень правильно то, что эту священную обязанность ежегодно благодарить своего господина купили в рассрочку под процент.

Самое место вспомнить о запрете ссудного процента Ватиканом. ЧТО ИМЕННО они запрещали? Ведь не десятину...
Мой персональный ответ: Ватикан рвал отношения со своей материнской основой - традиционным иудаизмом.
Христианин в своей основе - иудей, признавший, что приход Мессии состоялся. С этой точки зрения не признавшие прихода Мессии иудеи - тяжко заблуждающиеся единоверцы. Именно такой раскол позволил Ватикану с полным правом переписать на себя главное - тамплиерские (в истоках иудейские) ростовщические сети. Ватикан по факту объявил себя единственным законным наследником всего иудейского имущества, и общий расклад сил тому благоволил, - передел, в основном, удался.

Именно поэтому поначалу Ватикан запретил ссудный процент только евреям. А уж когда стало ясно, какая сила за этим стоит, запретил ссудное дело и всем остальным, - оставив единственную щелку для себя - в виде благотворительных даров благодарной клиентуры.

На первый взгляд, мы видим откат на шаг назад: едва оторвавшись от феодальных отношений, где честно просчитанный процент хитроумно называется некими дарами, Ватикан снова в них погрузился. Но что если никакого отката не было? Что если все было впервые, и Ватикан производил банальное узко-феодальное перекрышевание и называл вещи так, как их называли все?

Ватикан болтался на ниточке, и ему требовалось любой ценой не допустить любых отношений между признавшими Мессию иудеями и не признавшими, - особенно иерархических отношений: должник ведь не имеет морального права поднять меч на того, кому должен. Именно это Ватикан и ломал.

В таком случае все просто и понятно: перед нами развитие от простого к сложному. Ну, а многократно перетолкованные и весьма криво понятые свидетельства о типа 216 % годовых (это переложение с не десятичной системы, на деле) - целиком на совести толкователей.

  • 1

А если буквально на Дядю (племянник на дядю)?

Если феодализм, то вначале матриархат. Если матриархат то племянник прямой наследник дяди (и на оборот). То есть временное пользование наследником средствами, которые ему потом полностью перейдут по наследству. Это же означает, что полный расчёт невозможен раньше передачи наследства.

Re: А если буквально на Дядю (племянник на дядю)?

Да, это определенно было.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account