chispa1707 (chispa1707) wrote,
chispa1707
chispa1707

Category:

О религиозных заветах

Как-то в силу производственной необходимости системно подошел к Новому Завету. Мне требовалось точно установить значение Страха Божьего в христианстве. Само слово "страх" в Завете упоминается 51 раз (с повторами внутри предложения 53), большей частью - достаточно обыденно: люди видят чудо и, понятно, что первым делом пугаются.

Наибольшая плотность употребления термина "страх" принадлежит апостолу Павлу. Вот характерный пример:
Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу

Иисус не употребил слово "страх" ни разу.
Очень интересно сказал Иоанн: В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.

На последней фразе меня буквально вышибло. Иоанн прав.

При этом выражение "в страхе Божием" довольно расхожее, прочно вошедшее в культуру. Я бы сказал, что это выражение даже составляет конкуренцию тому, что говорили все остальные апостолы и даже словам Иисуса. Гугл выдал 125 тысяч ссылок на "в страхе Божием" и 176 тысяч ссылок на примерно равный по весу термин "всепрощение", 196 тысяч на "всеведение". "Страх Божий" занимает аномально много много места, особенно если помнить, что термин преимущественно использовался одним-единственным человеком, и этот человек не Иисус.

ЧТО ПРОИЗОШЛО?
Новый Завет надо принимать таким, как он есть, вместе с посланиями Павла. Просто пространство оригинала (самого Нового Завета) сильно отличается от того информационного пространства, в котором живет Гугл. Это означает, что выражение "в страхе Божием" растиражировано сильно позже создания и одобрения Церковью Нового Завета. Перед нами очень поздний акцент, сильно искажающий общий смысл того, что хотели донести до нас апостолы (да и сама уже вполне состоявшаяся во время утверждения священных текстов Церковь) о Христе.

Совершенно аналогичная ситуация сложилась с весом ссудного процента. Особенно ярко это проявляется в довольно успешных пробах Ближнего Востока обойтись в банковской сфере без процента.

Стоит понимать, что при жизни Мухаммада 99,9 % мусульман - простые люди: кочевники и земледельцы. Именно к ним обращался Мухаммад в первую очередь. Но кочевнику и земледельцу незачем брать кредит, все хозяйство натуральное, а если надо занять, он обратится к родичу, и ему непременно помогут. Ссудный процент станет по-настоящему актуален примерно через 1200 лет после Мухаммада, в середине 19 века.

Но обратите внимание, как громко сегодня звучит лозунг отказа от процентов в исламском мире.
На мой взгляд, здесь ровно та же ситуация, что и со "страхом Божиим" - современный акцент начал выглядеть так, словно сами пророки поставили этот акцент на первое место. А это не так. Масса поставленного сегодня на пьедестал имеет крайне слабое отношение к категории "священные заветы". Это - сегодняшняя, порой действительно актуальная политика и именно так к ней и надо относиться - без "страха Божьего".

Получил одно возражение по делу:
Слово "фобос" не употреблял, но очень даже говорил об этом, например:
Лука 12:5 : ὑποδείξω δὲ ὑμῖν τίνα φοβηθῆτε· φοβήθητε τὸν μετὰ τὸ ἀποκτεῖναι ἔχοντα ἐξουσίαν ἐμβαλεῖν εἰς τὴν γέενναν. ναί, λέγω ὑμῖν, τοῦτον φοβήθητε
Покажу же вам, кого бояться: бойтесь того кто убивая имеет власть ввергнуть в геену. Да, говорю вам, его бойтесь.
О ком тут, прямо не говорится, но богословы из общего контекста вывели, что речь таки о Боге, отсюда и страх божий пошел...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments