?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Вокруг правосубъектности – 3
Веселый
chispa1707
ЕЩЕ РАЗ О ПЛЕМЕНИ
(гипотеза, разумеется)
Крестьянское племя выполняет весь производственный цикл: младшее поколение пашет и жнет, старшее над ними поколение (обычно раз в 5-6 меньшее числом) перевозит, сторожит и борется с мышами и плесенью, а старшее над ними (еще раз в 5-6 меньшее числом) считает, делит и распоряжается об обмене излишков с соседями. Вся территория племени обозначена племенными знаками и ревниво охраняется. Убрать такое племя со своей земли можно, только его истребив.

Почти то же самое в первых соляных копях: младшие добывают, старшие складывают и сторожат, а самые старшие считают, меняют и распределяют общую племенную прибыль по семьям. Ясно, что то племя, что нашло месторождение, уже никуда от него не уйдет, и ясно, что оно обороняется. Однако шансов на то, что племя шахтеров сохранит над шахтой власть, невелика. Убирать шахтеров из шахты никто не станет, но сильная крыша появится быстро.

Такие два племени объединяет одно общее свойство: в отсутствие торговых путей они могут жить по соседству, буквально за перевалом и не подозревать друг о друге. И кому-то будет не хватать соли, а кому-то – дешевой пшеницы.

А вот племя рыбаков, и у них все совершенно так же, за единственным исключением: их племенная территория, на которой стоят их племенные знаки, это река – главный транспортный коридор древности.

Почему так? А потому что племя столбит за собой основное средство производства: у крестьянина это – поля, у скотовода это скот, у шахтера – шахта, а у рыбака – река. И каждое племя именно это свое основное средство производства считает своей главной племенной собственностью.

РЕЧНЫЕ ПИРАТЫ
В такой ситуации рыбаки очень быстро превращаются в так называемых «речных пиратов»: без их разрешения никто ничего по их племенной реке не провезет. В Европе и России свидетельств о таких пиратах – тьма. Ясно, что речники очень быстро привыкают жить предоставлением услуг по перевозу: бери с каждой партии товара 2 %, и твой дом всегда будет полной чашей. Напоить скотину чужаку разрешат, постирать портки разрешат, а вот прогнать плоты строевого леса по их реке – только за плату.

Захватывать земли на суше пиратам не с руки, - смысла нет; их там, на суше ничего не кормит; их кормит лишь клиент – здесь, на реке. Вытеснить пирата с реки физически некому: ни крестьянин, ни скотовод, ни шахтер не владеют искусством речной навигации в той же степени, и приличной лодки не построят.

ОТСТУПЛЕНИЕ ОБ ОТСУТСТВИИ СМЫСЛА
Это важно: имеет смысл захватывать только привычные основные средства производства. Кочевник может пограбить рыбака или крестьянина, но смысл для него имеет только скот – его основное средство производства. То же у крестьянина: ему нет смысла захватывать реку или скотину. Как только он украдет 500 баранов, появится вопрос, где искать место для зимнего выпаса, и это не его сфера знаний. Поэтому крупных конфликтов между племенами с разной специализацией быть не может – только мелкие.

ОТСУТСТВИЕ СТАРЫХ ПОЛЕЙ БИТВ
В моей базе войн с числом погибших, измеряющимся тысячами и десятками тысяч, полно. Пишут, например, что в битве у Синей Воды было убито 40 тысяч человек. Хоронить столько народу никто не сможет, ну, мародеры пройдут, оружие соберут… Пройдет 200 лет, ребра обвалятся, сверху образуется 5-10 см гумуса, потом пройдет крестьянин с сохой, и через каждые два метра соха должна выворачивать ребра, сломанные стрелы да колчаны. Но нет таких свидетельств – ни в кислых почвах, ни в щелочных.

Уверен, что все многотысячные битвы это новейшее время – уже с порохом и пушками.

ПРОДОЛЖИМ…
По факту в борьбу с не подчинившимися пиратами вступили только уже очень сильные государства – на уровне Петра I. А до того без помощи такого пирата даже перебросить войска было невозможно. Это ключевое место. Нужен ли пирату такой клиент? Не особо. Потому что если клиент перебросит войска и захватит соседа, он станет диктовать цены уже на два вида товара и будет держать два разных участка берега, а это уже опасность.

Скорее всего, развитие пойдет иным путем, не военным. Пираты определят места ярмарок и будут постоянно доставлять туда всех, кто пожелает. Это удобно: для большинства общин строительство и круглогодичное содержание флотов вообще не по карману, да еще ради двухнедельных торгов раз в году. Последнее обстоятельство ключевое.

Позже на местах ярмарок появятся цехи по переработке сырья и полуфабрикатов, а затем и города.

УСЛОВИЯ ДЛЯ ПОЯВЛЕНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Все знают, что крупные цивилизации рождаются на крупных реках с богатым урожаем. Однако причина появления цивилизаций это не столько урожайность мест и щедрость реки, сколько наличие трех действительно основных факторов:

- фиксированного речного торгового коридора, с которого – ни влево, ни вправо;
- племени-хозяина этого коридора, монопольно держащего все основные перевозки;
- неизбежного появления крупного и постоянного продуктового излишка в одних руках.

Крупные постоянные излишки в одних руках и позволяют развивать науки и технологии.

Да, поначалу будут и независимые перевозчики, но и там ведь работают племенные законы, а потому слияние перевозчиков от истоков до устья почти неизбежно.

ОТСТУПЛЕНИЕ О КОЧЕВЫХ ГОСУДАРСТВАХ
Кочевник очень часто живет лучше крестьянина, а возможностей у него часто больше, но кочевых, подобных речным цивилизаций в прошлом так и не обнаружили. Причина проста: транспортные коридоры кочевника не фиксированы, и таможню посреди степи никто не посетит – разве что чайку попить. Это с реки отвернуть некуда…

ПЕРЕВОЛОКИ
Переволоки часто – сфера власти кочевника, у него есть тягловый скот плюс переволоки это обычно водоразделы; там неплохие сезонные пастбища, а крестьянину там делать нечего. Интересно, что в Европе границы некоторых государств, а значит, и старые таможни идут как раз по водоразделам.

Думаю, через переволоки из бассейна в бассейн перебрасывали дорогие товарные эквиваленты типа соли, а не строевой лес или зерно, и функция у переволок была ограниченной.

ЗАПРЕТ НА СВИНИНУ
Уверен, что какая-то часть запретов отражает товарную конкуренцию. Кофе в Турции был в одно время запрещен, а гашиш – нет. Видимо, то же и со свининой: для кочевника свиноводы – довольно опасные конкуренты, уж очень быстро вес хрюшка набирает, и с кормовой базой для свиньи у крестьянина порядок.

РЕЧНАЯ ОСНОВА АВРААМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Судите сами, рыба и якорь – символы христианства, символ христианской благотворительности - птица-рыболов пеликан, а у евреев Европы есть не только рыба-фиш, но и масса других рыбных блюд. Первые апостолы – рыбаки, а Ной, узнав о Потопе, строит ковчег, а не забирается на дерево, что указывает на солидные познания Ноя в сфере судостроения. Считается, что евреи – скотоводы, но в Европе евреи – речники и по дислокации, и по кухне, и по базовой символике, и по политическим последствиям. Я смотрел, где отметились массовыми погромами крестоносцы, и у меня получались ТОЛЬКО речные коридоры, особенно артерия Рейн-Дунай.

Специально глянул кухню ашкенази: щавелевый суп, лосось, рыба-фиш, палтус, фаршмак (из сельди), рыбный салат, салат из моркови и яблок, маринованная свекла, яйца, на праздник курица и как деликатесы - студень из говяжьих ножек и говяжий язык. Это не кухня скотовода. Это реальная кухня реального сообщества, жившего вдоль тракта Рейн-Дунай-Черное море-Северный Кавказ.

ПРИМЕНИТЕЛЬНО К РОССИИ
В России типичными речниками были новгородцы, уничтоженные позже за "жидовскую ересь" - арианство и массилианство. Интересно, что крымские готы тоже были арианами, на деле это реликтовая, не успевшая развиться форма христианства. Явно речниками были донцы и запорожцы. Империя либо включала речников в себя, либо уничтожала. Я, кстати, не уверен, что подчинявшая киевцев, донцев, запорожцев и новгородцев верховная власть была на тот момент христианской.

СТРАТЕГИЯ РЕЧНИКА
То, что я назвал городской культурой, в основе именно речная культура. Внутри племени вождь речников придерживается абсолютно родоплеменных принципов. А вот вовне это уже нельзя, вовне начинаются международные отношения, и их ОЧЕНЬ много. Крестьянин имеет дела с чужаками раз в год – на ярмарке, шахтер, возможно, чаще, ему постоянно нужен инструмент, и он контактирует и с металлургами тоже, а для речника внешние связи это вся его жизнь. Ясно, что он уйдет в понимании, чем движется экономика, дальше остальных.

Отсюда проистекает и стратегия речника. Станет ли он воевать с аристократом, взявшим речной город под себя? Нет, речник просто наложит эмбарго, и раскрученная торговая площадка сдуется за полгода. Поэтому чтобы взять город на реке с пользой (в море иная ситуация) надо брать всю реку, и эта задача не из простых. Крестоносцы, кстати, ставили задачу взять ВЕСЬ коридор Рейн-Дунай.

ВОЙНЫ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ФРАНЦИИ
Это уникальный раздел истории. Франция никогда прежде не вела таких масштабных войн. Почему? Да, потому что эти войны вел уже симбиоз речников и сухопутных общин. Речники-города предоставляли транспорт и коридоры, а общины – солдат.

МЫСЛИ ВРАЗБРОС
На мой взгляд, у тамплиеров взяли не столько золото, сколько токенную и вексельную систему взаимных обязательств. Это власть в чистом виде.

Соль и драгметаллы как товарный эквивалент был нужен, прежде всего, чтобы не набегал процент по товарному долгу. Поясню. Не все сделки завершаются один в один; кому-то прямо сейчас ничего не надо, а его товар нужен всем, и он соглашается взять эквивалент. Если он этого эквивалента не возьмет, его партнерам за год набегут проценты, а так – все квиты.

Необходимость процентов это не от банков пошло. Уже на простом обмене появляется понимание, что товар, отданный вперед на год, принесет взявшему навар. Честным будет этот навар как-то разделить.

В период катастроф потребность в эквиваленте должна вырасти – из-за непрогнозируемости даже завтрашнего дня, но этот эквивалент выпускался в расчете на обычную ситуацию, и возник острый дефицит драгметаллов. Отсюда мгновенные попытки шести основных держав-регионов перекрышевать словацкие рудники.

В разных частях Европы евреи стали резко должны. Причина: гибель товара в пути. Ясно, что долги вышибали силой.

Робеспьер провел интересный ритуал поклонения вот только что созданному божеству. Этот ритуал нес массу языческой символики и никаких аллюзий с христианством и даже с авраамизмом. Склонен думать, что Франция в период революции конфисковала не католическое имущество, а имущество местных полуязыческих церквей. В списке имен кораблей Франции в 1790-х годах нет ни одного христианского, - только древнеримские. Возможно, отчасти поэтому коммунарами в 1871 году были сожжены все основные исторические французские архивы - в первую очередь церковные метрики, в которых, возможно, не было ни одного христианского имени.

В такой ситуации я не исключаю, что половина погромов на совести язычников, а не христиан. Просто следовало отбросить язычество по хронологической шкале подальше, и вину за языческую часть погромов взял на себя Ватикан.

Тезис «как мы прощаем должникам нашим» - строго купеческий; для крестьянина, живущего общиной, займа не существует в принципе. Или общинам подбросят еды аристократы (уверен, что бывало и так), или община будет честно делить все, что есть, по числу едоков.

Тезис этот мог получить особенную актуальность в период тотального обвала рынка сразу после катастрофы. Возникнуть мог и раньше, но вот особую актуальность мог получить именно в период катастрофы. В таких ситуациях бывает очень важно остаться человеком – для любого.

Достаточно многое, в частности, упомянутые в Писаниях народы, указывает на то, что родина христианства – восточная часть Европы и Средиземноморья в целом – не западная. В том случае, если период передела и массовой христианизации это период Катастрофы, картина может выглядеть парадоксально: блицкриг языческого римского запада Европы на живущий по авраамическим, в частности, христианским принципам восток Европы. Ну, а перекрасились сами и перекрасили проигравших противников уже по итогам.

Мы пришли к двум типам права: вертикальному племенному и горизонтальному межплеменному. Ясно, что горизонтальные правоотношения есть и внутри племени – среди равных. Можно еще сильнее упростить: есть горизонтальные правоотношения и вертикальные. И меж ними есть отличия.

Вертикальные правоотношения мягче: помещик не склонен убивать свою рабочую скотинку, а вот равный статусом может и нож в бок засадить. Если двое едят из одного котла, то между ними возникает напряжение, и это отношения равных. Поэтому международные равноправные купеческие отношения намного жестче иерархических племенных. На один неисполненный долг среди равных приходятся сотни случаев уклонения от налогов, например. В горизонтали уклонений меньше. Именно поэтому у аристократии были неисполненные долговые обязательства, а у купечества не было, и именно поэтому король Франции поддался нажиму купцов.
Метки:

  • 1
Про крупные войны порохом - вооружение, экипировка и подготовка солдат эпохи Петра и Суворова наводит на размышления, что война как ремесло осваивается практически с нуля, с уровня почетного караула где-то:
Неудобная форма, отсутствие боевой подготовки, ружья такие фиговые, что луки были бы и скорострельнее и точнее, да и по дальности могли бы догнать.
Атака строй на строй пушечным мясом.

Рейнская цивилизация
Дунайская цивилизация
Волжская цивилизация

Да, как-то так. Добавил бы Терско-Кубанскую и Кура-Риони.

Про Робеспьера- что за ритуал?


Это был титанический парад по типу советского на 1 мая, но покруче.
Сжигалась Гидра, из которой рождалась богиня Мудрости, на параде шли все парижские секции - с живыми ягнятами, снопами зерна и прочими символами изобилия, шли полчища Амуров с луками и стрелами, мудрые старцы отдельно, девушки отдельно, беременные - своей колонной, цветы в каждом окне и все это шло мимо гигантской трибуны, наверху которой сидел Робеспьер, из-за спины которого вставало правильно просчитанное Солнце.

Тут неявно постулируется, что "речная" цивилизация сама себя прокормить не может.

Не задумывался...
Шахтеры точно не могут. А у крестьян в изоляции рацион очень бедный.
Короче, вместе в любом случае веселее.

Необходимость процентов это не от банков пошло. Уже на простом обмене появляется понимание, что товар, отданный вперед на год, принесет взявшему навар. Честным будет этот навар как-то разделить.

В исламе ссудный процент порицается как ничто другое очень сильно. С формулировкой "Аллах объявил войну тому, кто берет риба". Только вот риба понятие шире чем ссудный процент мне кажется.
Среди источников права в исламе на первом месте идет Коран, на втором - хадисы (практика) пророка Мухаммада (сав).
И вот что интересно, Коран говоря о риба, упоминает лишь лихву среди товаров (финики, пшеница), а лихва на деньги раскрывается лишь в хадисах.

Первые мусульмане - купеческое племя курейш, чрезвычайно сильное племя, я бы сказал № 1 в регионе. Эти люди отлично понимали и то, что говорил Мухаммад, и то, что говорили они сами. Что в их понимании лихва на товаре при простом товарном обмене? Может, когда назначил одну цену, а потом отказался от своих слов и назначил большую? У меня получается так, и это серьезное этическое нарушение. Пропорции обмена они ведь договорные...

А лихва на деньги обязана быть чрезвычайно поздним явлением, в Европе в 1834 году рулят токены, а не монета.

И еще одно предложение.
я регулярно сталкиваюсь с ситуацией, когда пытаюсь рассказать о вас знакомым. Причем у меня есть обычно 1-2 минуты внимания собеседника.
И тут начинаются проблемы. Ни одна ваша потрясающая находка в отрыве от контекста не звучит серьезно для обывателя.
Потом я ссылаюсь на свой вес и говорю, что это не пустобрехство.
Потом отсылаю их на ваш ресурс.
Но туда врядли кто идет. В том числе из-за "многа букв".
По-моему, каждую концепцию можно изложить в две тысячи знаков- на одной странице.
Вам тоже нужно обзавестись таким конспектом.
Вы для себя сможете легче удерживать рамки и приоритезировать свои изыскания.
А для людей, не ищущих и случайно вас увидевших, станете намного понятнее и интереснее.
Здесь много ваших подписчиков.
Если у вас глаза замылены, то конспект могут написать друзья (я тоже попробую).
И для вас это будет отличный взгляд с разных сторон.
Что-то станет более понятным.
Мне так думается.
С уважением,
Айдар, казань

Спасибо, Айдар. Да, есть эта проблема, я ее хорошо понимаю.
Здесь, как говорил один косвенно знакомый мне говнюк, надо выбирать приоритеты. Или популяризация, или движемся дальше. Я сейчас выбираю второе. Не дай Бог, какая болячка меня шлепнет, мозг, например, садится со скоростью устрашающей, я же вижу. А популяризовать потом можно годами. Нам главное, вывернуть на поверхность основные исторические корни.

Невозможно двигаться против течения на веслах. Движок нужен.
Поэтому не было никаких речных цивилизаций. Сказки это, чепуха полная.

Я как-то обратила внимание, что в фольклоре часто упоминается, например, золото, серебро, хлеб (или еда вообще) – все, что народу актуально в жизни, а вот соль не упоминается почти совсем. Есть пара пословиц и все. Ни сказок, ни песен про соль практически нет. Я даже в каталогах фольклора смотрела число упоминаний. Соли там очень мало.
Другой пример – мед, упоминают часто, а вот сахар – практически никогда, потому что мед производили и знали, а сахара нет.
Так вот про соль – не значит ли это, что соль была неактуальной? Допустим, атмосферное давление было выше, и это отменяет острую нужду в соль.


(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Договорились )
Я стал осторожненько, но подолгу гулять по лесу. Все будет хорошо )
Помощи я получаю вполне достаточно. Теперь главное самому делать все как надо.

Добрый день!
Я здесь почти всегда в режиме чтения с 2014 года, когда начал читать посты, где вы отсортировали списки со статьями.
Интересовался венграми и их хоть какой-то историей.
Надеюсь, когда-нибудь вы доберетесь и до них.
Благодарю за ваши труды, иногда мне есть что написать, так и въеду постепенно в обсуждения.

Венгрия - самый сложный регион Европы. Одни куруцы чего стоят! 12 тысяч человек кошмарили всю Священную Римскую Империю. Именно поэтому хронологию Венгрии обработали особо тщательно. Я пытался собрать, но пока не собрал.

Спасибо!

Хрусталев локализовывал Галилею в Галлии.

На Хрусталева ссылаться поздно. Влет не найду, но на этой версии я поставил жирный крест.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Феаки
Феа́ки (др.-греч. Φαίᾱκες, Φαίηκες) — народ в древнегреческой мифологии, живший на острове Схерия (др.-греч. Σχερίη или Σχερία, ассоциируется с современным Корфу[1]). Феаки упоминаются в «Одиссее» Гомера. Считались одним из блаженных народов, близких к богам, как и гипербореи, эфиопы, лотофаги. Считалось, что этому народу покровительствовал Посейдон. Феаки верили также в Зевса, Афину, Гермеса и прочих богов древнегреческого пантеона. Феаки были хорошими мореплавателями, их корабли были снабжены системой навигации, позволяющей не теряться в буре или тумане.
Описание жизни этого народа — постоянный праздник, без ссор, раздоров, власть царя, ограниченная советом 12 старейшин, — вероятно, было образом жизни неземной. В образе жизни и менталитете феаков прослеживается утопичность.
Согласно «Одиссее» Гомера, корабли феаков не имели рулей, так как могли понимать мысли кормщиков и сами плыли по мысленно указанным маршрутам
ВОТ ЭТО НАСТОЯЩАЯ МОРСКАЯ БРАТВА!)))

Если говорить за племя крестьян или китайских рисоводов то нужно уточнять за какой регион идет речь так как племенная структура общества, и это археологи убедительно аргументируют, характерна для каменного века. То есть она сильно архаична и за 200-300 лет ее не изменить на современную.
Главный критерий современного общества, что домохозяйство ведется моногамной семьей, не интегрированной в родоплеменную структуру и свободно мигрирующей и интегрирующуюся в такие же общества в других регионах.
Трипольская цивиллизация - это пример современного общества, в то же время, как Мезинская культура - общество каменного века.
Разделяют их по времени не менее 10 тыс лет.
Если привезти туземца в город он все равно останется туземцем и его потомки на многие поколения тоже буду туземцами, как афроамериканцы США кучкующиеся в наркобанды количеством десятки тысяч человек, так как за ними стоит их традиция, конфликтующая с традицией современного общества, что приведет преступников в тюрьму, точно так так же как если протестанта переселить в тоталитарное общество то он начнет заниматься частным бизнесом и тоже попадет на колыму.

Племена скотоводов и горцев в пустынных степных и горных регионах - такое скорее возможно, что люди живут семьями, ведут индивидуальное хозяйство, как Масаи но в то же время являются племенами и не могут свободно интегрироваться в общество другого племени плюс во всем подчиняются вождю.
Но есть минимум две оговорки про земледельцев - перуанские индейцы с земледельческой цивилизацией на картошке и мексиканские индейцы на кукурузе и томатах. Критерий того что это были племена с вождями - это скорее всего монструозные сооружения для ритуальных действий, как Пирамидальные комплексы примитивной постройки, явно выполненные подневольными соплеменниками по принуждению, не за деньги.
С другой стороны - тоталитарное племя живущее по структуре общества каменного века может навязать свои племеные общественные скрепы насильственным методом, либо в результате катастрофы неким более прогрессивным но малочисленным обществам, как например атрибуты марксизма, явно имеющие племенную суть были навязаны родо-племенными северными народами - угро-финнами - многим европейским народам в результате войн, террора и революций 20 в.



Edited at 2017-12-16 10:12 (UTC)

РЕЧНАЯ ОСНОВА АВРААМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

крест якорь 2.jpg (https://fotki.yandex.ru/next/users/shnupel/album/10942/view/683270)
Церковь Адмирала Ушакова в спб , на алтаре кресты с якорями (церковь очень современная "встроенная" в торговый центр. И ещё не совсем по теме , вот у нас сочельник (типа от выпечного изделия сочник) , а по английски Christmas eve , Christ - Христос, mas - ?,eve -Ева , празднуют его за день до рождества то есть по английски это начало родов (почему то Евой ?) , а не какой то сочник .Ваше мнение ?

Re: РЕЧНАЯ ОСНОВА АВРААМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Я не особо компетентен, но в каком-то смысле Христос воспринимался и как первочеловек тоже.
Здесь пока поле для исследований колоссально.

  • 1