?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Смысл инквизиции и причина появления товарных бирж
Веселый
chispa1707
Я исхожу, что Вы читали последние посты (метка Право), а потому хоть с чем-то но согласились.
Сейчас будет поток мыслей.

Подушная подать могла появиться только синхронно с введением феодальной десятины. В Европе какое-то время была свободная земля, а потому размер урожая зависил не от количества земли, а от числа рабочих рук, успевающих что-то обработать в сезон. Сейчас уверен, что и десятину брали не от реального урожая (это давало бы возможности для сокрытия и побуждало бы снижать урожайность), а исходя из числа работников. Подушная подать и десятина связаны теснейше: первое - основание для второго.

Европейская знать как бы к торговле отношения не имеет. Однако десятина имеет явно торговые корни, и даже внутренняя пошлина - священное право феодала - без торговли не существует. Крупные купцы обязаны были по итогам голодных лет получать права на имущество должников, но сами крупные купцы вряд ли вступали в управление поместьями и феодами - другая специализация. Очень вероятны браки знатности и денег, когда хороший управляющий становится по линии жены бароном или графом, и уже через поколение никто не помнит, откуда он вышел. Ясно, что в такой ситуации влияние купца на поставленных им аристократов абсолютно, и теневые средства могут формироваться нешуточные.

Евреи часто платили десятину, иногда прямо христианской церкви, как ленники - сеньору. Это зафиксировано. При этом по итогам катастрофы евреев часто делали за долги рабами. Стоит вспомнить рабов-черкесов, поднявшихся в Египте на самый верх власти, ну, и христианских рабов, часто по какой-то причине занимавших при Османском дворе нешуточные должности. С чем мы имеем дело?

В обычаях дикаря тот, кто спас его от неминуемой смерти, становился его господином, вторым отцом. Это как-то связано с миром духов, плюс представления о чести уже были, а другого способа отработать долг чести - не было. Думаю, черкесы, отдававшие "налог кровью" Османам, отдавали именно долг чести. Стоило турецким купцам закинуть в голодающее племя зерна, и этот долг возникал, - никто ведь не строил иллюзий, что все дети в условиях голода выживут. Так было везде: реальный долг так или иначе превращался в "налог кровью".

Был ли смысл третировать такого отданного тебе черкесами ребенка? Нет. Можно было его воспитать, как своего, что в исламе часто - норма, и послать хоть на войну, хоть руководить всем Египтом? Почему нет? Раба в кандалах изобрели в конце 19 века, а реальный должник часто был хорошего воспитания и из высокой семьи.

Чем отличается раб от феодально зависимого рыцаря? Мой ответ - верой. С должником сеньор мог и породниться, но если должник стоит в своей вере, с ним родниться не выйдет, и должник не обретает специфических прав родственника. Другой разницы лично я не усмотрел. Ни феодально зависимый, ни раб не являлись просто рабочей скотиной, как это любит выставлять Голливуд.

При этом зависимость сама по себе не являлась чем-то постыдным. До начала 20 века 90 % населения планеты целиком зависели от слова своих родителей и старейшин своих общин. Иначе-то не выжить. И когда совет старших постановлял: этому юноше идти и служить султану, юноша так и поступал - ничуть не сомневаясь, что это правильно.

Выплачивание десятины тесно связано со статусом феодально зависимого. А вот платил ли десятину раб? Я такого прямым текстом не встречал, но во множестве случаев ликвидиация рабства хронологически связана с ликвидацией личных феодальных повинностей, то есть, и десятины. Если раб и впрямь отличался лишь верой, рабы могли десятину и платить, что целиком рушит голливудский образ мученика, имеющего статус простого товара.

Товарные биржи появились внезапно, и я уже могу предложить гипотезу. По итогам многолетнего голода купцы подчинили себе львиную долю Европы. И едва это произошло, индивидуальные купеческие контакты утратили смысл - сразу. Объясню: никто и ни при каких обстоятельствах не отнимет у сеньора его вассала. Десятины вассалов принадлежат только сеньору - больше никому. Так что едва купцы договорились с племенами о выплате десятины, конкуренция на реках исчезла - целиком. Со своим вассалом ведь не торгуются, он просто отдает то, что должен. И с чужим вассалом не торгуются, - та цена, что назначена его сеньором, торгуется им, а не его поставщиком.

Именно здесь купеческое сословие и уступает позиции биржевым маклерам.

Развитие рынков. Товарные биржи несомненно подстегнули развитие. Как минимум, масса общин сменили базовые культуры на более выгодные, и именно здесь обязаны массово появиться токены. Товарные биржи, соответственно, были токенными - не денежными. Село в такой ситуации делает прогнозируемый скачок вверх.

Крестовые походы должны пройти именно здесь: у сеньоров появился стабильный доход - впервые за историю, и сеньорам нужен платежный эквивалент - серебро Словакии и золото Эфиопии.

Падение эффективности. В сельском хозяйстве оно обязано было наступить за одно поколение. Растет число выживших детей, а для семьи из 4 человек третий ребенок это 20 % провианта сверху. Для себестоимости это много. Синхронно растет число дармоедов в городах: студенты, солдаты, прислуга, - весь тот излишек. что был создан крестьянами при переходе на десятину, обязан быть съеден очень быстро.

Сама идея десятины обязана появиться в ситуации невозвратного долга. Это некий аналог долгового рабства. Семилетние займы в объеме одного урожая каждый раз при 5 % роста дадут 8,14 урожаев. Если начать расплачиваться на восьмой год, выплачивая по десятине ежегодно, платежи завершатся на 47 год. В те времена это практически вечность. Я не знаю, насколько такой срок реален.

Нерешаемый конфликт внутри араамизма. Делаем широкий шаг назад - в конфликт евреев и христиан. Очевидно, что идея десятины появилось в едином на момент Катастрофы авраамическом сообществе. Напомню, авраамическое означает признающее общечеловеческие права: нельзя ни убивать, ни грабить чужаков лишь за то, что они чужаки, - иначе торговля рухнет. И все стороны уже обсчитали расклад, и все видят в перспективе одно: практически бессрочное долговое рабство. И никто ничего иного предложить не может, закон именно таков: если должен - отвечай.

Однако альтернативный лозунг есть: христианское: прости нам, как мы прощаем должникам нашим.

Да, этот лозунг технически неисполним, но его силу сложно переоценить. И 99 % европейцев, попавших в долги на, как минимум, 47 лет, говорят: мы - за. И авраамисты раскалываются на реалистов, то есть, понимающих, что 47 лет эту махину в своих руках не удержать, и законников, твердящих одно: благодаря нашему закону и семилетней адовой работе мы по факту спасли три четверти населения Европы. Первые 99 % становятся христианами, вторые 1 % остаются верны закону и попадают под раздачу.

На аргументы типа "Мы никого за язык не тянули, и каждый, нарушивший ссудный договор с нами, - клятвопреступник" у христиан ответ уже был:

- А Христос говорил, не клянись вовсе...

Игры со словом. В такой ситуации проигрыш классического авраамизма предопределен, однако и у победителей есть проблема: слово как бы надо держать. Выручает казуистика - важнейшее из искусств. Едва евреи окончательно проигрывают, начинается откат на заранее подготовленные позиции. Подключается Фома Аквинский и еще десятки умнейших людей своего времени, и задача одна: не нарушив слова Христова, технично вернуть всех претендующих на прощение долгов в исходную долговую позицию.

- Говорите, Ваши долги надо простить, поскольку Вы поддержали нас в самое трудное время? А по нашим сведениям, Вы нарушали заповеди на каждом шагу: вот убили самосудно четырех евреев и одного мориска, ударили боевого товарища в челюсть... у нас нет сведений, что он был пьян и выражался по-матушке, у нас есть письменное свидетельства городского врача о переломе челюстных костей...

Склонен думать, что именно с этой целью университеты штамповали дипломированных теологов. Инквизиция, скорее всего, так же преимущественно решала задачи именно этого, наиболее важного плана, а охота на ведьм - развлечение в перерывах между работой и работой.

Результат: феодальная десятина была установлена на всей территории Европы, даже там, где католичество оказалось бессильно. Сама Европа была разделена на крупные блоки: римско-католический, англиканский и протестантский. У православия своя судьба - отдельная.

ДОПОЛНЕНИЕ:
Главная особенность религиозных войн в том, что противостоят системы с разными типами снабжения и пополнения войск. Гугеноты остались в дофеодальной, племенной по факту модели с крайне ограниченными возможностями планирования. У католиков - стабильно поступающая десятина и точно отмеренное число дней, которое рыцарь должен посвятить войне бок о бок с сеньором. Ровно тот же расклад был при столкновениях казаков и китайцев, испанцев и индейцев, англичан и индийцев: у первых система, у вторых - максимум, личная отвага. Гугенот каждый раз срывает мужика то с посевной, то с уборочной страды, а у католика все строго по графику, поскольку весь хозяйственный уклад католика уже на это перестроен.

Нет десятины - не будет и феодальной организации войск. А это существенный качественный отрыв.

ДОПОЛНЕНИЕ 2:
Если бы христианства не было бы. Технически все было бы точно так же: долговая яма, десятина, выкуп десятины и так далее.
Несколько иной была бы социальная психология: порядка было бы больше, свободы меньше.
Остальные различия лежат в строго религиозной сфере и познанию, а главное, последующей формализции, не поддаются. Лично я формализовать все это в приемлемой и понятной форме, не смог бы.

ДОПОЛНЕНИЕ 3:
Как надо ставить вопрос
. Вопросы, брать ссудный процент или не брать, отдавать долги или не отдавать (особенно если они чрезмерны или есть в масштабах огромных регионов), это важнейшие юридические вопросы. Даже сейчас на них ответит не каждый, особенно если в условиях задачи - весь спектр реальных проблем посткатастрофического общества. Если мы с вами признаем, что это сложно и простых решений не будет, у нас есть шанс к чему-то прийти. И никто не пострадает - ни наука история, ни религии, ни даже патриотизм.

Проблемы появляются в единственном случае - когда доминирует намерение опошлить ситуацию до уровня "у кого больше", - но это уже не является ни наукой, ни религией, ни даже патриотизмом.
Метки:

  • 1
Андрей, я вас не понимаю. Вы вывели БП на 1815-й год. Когда свирепствовала инквизиция?

Я в раздрае. Мне следует завершить уже начатую таблицу перемен внутри каждой формации (логика там каждый раз сходная), затем выбрать датированные свидетельства, подходящие по смыслу, и лишь тогда мои слова будут чего-то стоить.

Не сказать, что я в очередной раз облажался, но близко к этому.

есть версия,.. упоминания, что у евреев есть традиция прощения(списания) всех долгов и отпускание рабов на седьмой, кажется, год.

и вроде бы как не только у евреев, но и что-то похожее есть у арабов.

Да, что-то такое на слуху было. Спасибо, надо проверить.

не просто традиция, а закон (повеление) списывать все долги на седьмой и 50-ый (вроде сейчас отменен) год
это в Торе (Ветхом завете) написано буквально...

толкования в основном говорят, что долги списываются только еврейские еврею, например, Чтобы определить, «освящены» ли плоды святостью 7-го года, согласно мнению Бейт Йосефа, важно знать, кому принадлежит тот сад или поле, на котором росли плоды. Если сад или поле принадлежат нееврею, то, даже если оно находится в границах Земли Израиля, у урожая данного поля или сада нет статуса плодов 7-го года. Существует и другое мнение... каждому необходимо выяснить у своего раввина, какой путь следует выбрать.

но конечно еврей может уклониться от нужды списывать долг со своего одноверца, например, с помощью общины - Раввинский суд вправе взимать долги, и поэтому, если давший ссуду передал полномочия по взиманию долга раввинскому суду и предоставил ему долговые письма, суд вправе взыскать долг, даже если тем временем прошёл год шмиты.



1. античность, десятина - устоявшаяся доля продуктов которую может отдать общество своему сеньору.
Создание товарного запаса у "купцов"
2. шарахнуло - голод.
хочешь жить, принимай помощь - будеш должен 47 лет или умирай с голоду.
3. Рядовой общинник не субъект договора/ссуды, субъект муж принцессы.
4. Христианство, муж принцессы из трутня превращается в ипотечника.
5. Аристократы (муж принцессы) поднимают статус дворян и делят ипотеку между ними.
6. Все вместе благородные перекладывают ипотеку на рядовых общинников.
7. Как я понимаю, 47 лет долга каждый раз отодвигается.
8. Освобождения никакого нет! нет выкупа земли! термин ипотечник не применим.
9. Государство, кадастр, паспорта это все придумка благородных для выколачивания долга из рядового общинника + к этому сбор налогов на содержание админитративного, налогового и силового аппарата.
10. К началу 20 века долг + налоги практически сливаются. Мировой элите все эти стихийно сложившиеся империи не нужны. Империи где поступления десятины и налогов основано на честном слове, чести, кровной мести, зыбко все это.
11. 20 век идет создание четкой финансовой машины и слом империй.

Edited at 2017-12-29 04:45 (UTC)

Да, именно так. Какие-то моменты у меня под вопросом, но в целом возражений нет

Император через цепь аффилированных вассалов владеет/контролирует практически всю территорию и промышленность.
Необходимость сбора гарантированной десятины вынуждает строить параллельную гос.структуру.
Цепочку аффилированных лиц последовательно уничтожают.
Вводят конституцию, люди вдруг становятся акционерами воздуха, земли нет, свободы нет, цеховых, кастовых ограничений нет. Император перестает владеть/контролировать и превращается в наминального главу государства. При этом существуют две армии: армия родственников императора и армия государства.
Ну и тут кто кого. Или причудливое сочетание.

У меня тоже что-то такого типа выстраивается. Позже сверим на логичность.

Странно что вы не отдаете десятину а в академию наук.
Свобода это враг структуры.
Передать из поколения в поколение тоталитарную традицию сложнее чем кажется, так как человек рождается свободным.
Индейцев истребили за то что они были свободными, вот негров поработили, а европейцев отдали в солдаты.
Это я за то что поборы скорее всего выдумка для воспитания в школе нового поколения рабов.
Поди отними сейчас десятину у крестьян - получишь вилами в пузо. Если крестьяне живут моногамными семьями, то племенные правила не работают.

Не вижу противоречий.
Если десятина в истоках - долг чести, то все нормально. Плюс, эта десятина давала в итоге массу ништяков, начиная от включенности в мировой обменный процесс.

> Гугенот каждый раз срывает мужика то с посевной, то с уборочной страды, а у католика все строго по графику

Вот тут как раз перевернуто с ног на голову... Если граф гугенот знает, что у соседа католика через неделю по графику уборка урожая - быстренько собираем бригаду и идем его давить, он не сможет поднять своих баронов на защиту.
Тут как раз выигрывает тот, кто действует не по жесткой схеме, а по обстоятельствам.

Или я что-то не понял?

Два соседа обычно в равной ситуации, вопрос в том, кто привлечет сторонние ресурсы. Сосед-гугенот ограничен его личными договорами с соседними племенами, а за соседом-католиком уже стоит общеевропейская система, и можно привлекать тех, у кого страда уже закончилась или еще не начиналась.

О! Про привлечение системы я как-то и не подумал.
Тогда другой вопрос - по ТИ протестантизм вырос из католицизма... а тут получается явно обратная схема. Так?

Протестантизм сильно проще. Такое характерно для ранних форм.
Теоретически они должны были появиться синхронно, сразу после отъема власти у речников, но мне еще далеко не все ясно.

//Сейчас уверен, что и десятину брали не от реального урожая (это давало бы возможности для сокрытия и побуждало бы снижать урожайность), а исходя из числа работников.//
Не буду навязывать свое мнение, просто спрошу: а от какого урожая исчислялась тогда десятина, если не от реального?

От расчетного урожая. Именно так создавали выкупную цену земли у нас и выкупную цену десятины в Германии: брали среднее значение в регионе.

//От расчетного урожая... брали среднее значение в регионе.//
ИМХО все гораздо изящнее. Попробую в ближайшее время восстановить по памяти пропавшую на сдохшем компе статью "Барщина и геометрия".

  • 1