Рыба - второе достижение земледельца. В Индокитае и Мексике рыбу запускают в каналы или на поля намеренно, и очень часто появляется как рыбоводство, так и птицеводство: рыбу и птицу есть чем кормить.
Продуктовый излишек становится проблемой. Древний Египет - сплошная подростковая проблема самореализации. Ресурсы у них есть, а представления, во что еще их вбухать, нет. Египтяне отказались от военной экспансии отчасти потому, что имеет смысл захватывать привычные основные средства производства, а второй такой дельты Нила поблизости нет. В моря египтяне так и не вышли, а значит, нильской речной торговлей руководили не они. Культура собственно Египта бедна и однообразна: каналы, плотины и каменные колоссы.
Утилизация излишков по факту. На первом месте - объекты сельхозназначения: плотины, каналы и зернохранилища. На втором месте - храмы да пирамиды. Пирамиды это именно утилизация продуктовых излишков, которые некуда деть. Каста строителей уже есть, и если ее не кормить, она просто вымрет, а планы, что бы еще такое построить, не созрели. Коренные древние египтяне понятия не имели, как строятся флоты и формируются и снабжаются армии; они так и остались крестьянами.
Александрия и Каир - не Египет. Выдвинута гипотеза, что города всегда ставят чужаки. Поэтому дань с городов русских это дань с индусов, итальянцев, греков и армян русским князьям-землевладельцам. Если чужеземцы артачатся, князья приглашают союзную Орду. Именно поэтому Новгород - немецкий город, стоящий посреди русской новгородчины, а Юрьев - русский город, стоящий посреди земель коренных эстонцев. Такая ситуация - норма, и именно поэтому в Александрии рулят евреи, оборонял город от Амра армянин, а александрийские ученые и богословы, на деле, никогда не принадлежали местной египетской культуре.
Население Египта. Чтобы не быть голословным, дам карту. Основное население - арабы, они же бывшие древние египтяне. Когда в 19 веке была выкопана деревянная статуя старосты (она так и называется в науке), местные старики сразу же опознали в ней своего деревенского старосту. Ислам изменил и похоронные обряды, и письменность, и предания.
Копты - включение внутри арабского населения, занявшее лучшие в смысле торговли места, и копты - изначально авраамисты.
http://voprosik.net/wp-content/uploads/2013/07/%D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%82-%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2.jpg
Вики пишет, что египетский национализм (фараонизм) до 1900 года имел яркую антиарабскую направленность, лидер движения Таха Хусейн знал арабский язык, с детства изучал Коран, вырос до министра просвещения и при этом был ярым антиарабистом. Наука с мнением египтян не считается и упрямо на всех картах и во всех трудах обозначает египтян как арабов - видимо, во избежание ассоциаций египтян-мусульман с древними египтянами.
О коптах в фараонизме не пишут ничего, однако известно, что египтяне-мусульмане коптов недолюбливают и своими не считают.
Захватчик берет города и только города. Никто не связывается с местными, с крестьянством (исключения очень редки), и местные не мешают захватчикам брать города, - эти города для местных всегда чужие. Амр взял города Египта без сопротивления, Польша была разделена тремя державами без сопротивления, - потому что брали по факту города, уже бывшие в долгах у третьих лиц. Мятежи начались лишь когда империя посягнула на передел сельских наделов, но это уже - 19 век.
В такой ситуации войны до 19 века это войны торговых сетей за транспортные пути. Крестьянство, составлявшее 95 % населения, и земельная аристократия в этих войнах не участвует. Патриотических движений быть еще не может, - для них еще нет политического контекста. Воюют 5 % населения - за право снимать торговые прибыли с 95 % населения.
Идеальный аналог: войны казаков и китайцев за право держать крепости на Амуре. 300 казаков отстаивали свое право контролировать несколько миллионов гектаров окружающих земель, населенных сотнями мелких племен. Никто эти племена на первом этапе переводить в подданство не собирается; никто не станет за ними гоняться по тайге, чтобы отдать 200-300 местных принцесс в жены Иоанну Грозному; казакам была важна только транспортная артерия.
Это и есть Римская империя: сеть факторий, наброшенная именно как сеть, на местные реки.
Это и есть Древний Египет: сеть коптских или еврейских городов, специализирующихся на вывозе зерна и золота, а в обмен поставляющих туземцам услуги своих архитекторов и астрологов. Высокая культура - иноземна, и она всегда - паразит на здоровом крестьянском теле, с не чрезмерно испорченным интеллектом лицом.
Золотая Орда - никакое не исключение. Археологи, опираясь на артефакты, четко нарисовали образ Орды: сеть купеческих городов, напичканных высокими технологиями, принципиально избегающих конфликтов с местными. В составе Орды однозначно видны греческие, черкесские, хазарские и татарские черты, а если приглядеться к документам, то и русские черты - вот они. Именно поэтому Писания пришли в Россию на церковнославянском языке, то есть, как и положено, на "языке захватчика".
Это нельзя обойти: фараонов Египет с приходом Амра перешел на арабскую вязь, Европа с приходом римлян перешла на латынь, а Россия - на церковнославянский, вытеснивший местами местную письменность - ту же пермскую.
Ордынцы в России выполнили ту же роль, что копты на Ниле, а евреи на тракте Рейн-Дунай, то есть, создали предварительные условия для формирования в недалеком будущем территориальных государств - из сотен и сотен разноязыких племен. Даже дальнейшая судьба этих сообществ идентична: коптов оттеснил от власти пришедший Амр, евреев оттеснили папские крестоносцы, а обобщенных ордынцев - семья Романовых со товарищи.
Не настаиваю ни на одном тезисе (мне они безраличны в силу их вторичности), но рассматривать ситуацию под разными углами объективно полезно, - шаблоны рушатся.
Империя - векторы развития. Предельно ясно, что империя - не государство, а торговая сеть городов, стоящих преимущественно на чужой земле. Император в такой ситуации - главный диспетчер. Армии у империи нет, есть племенные ЧОПы с узкой задачей охранять фактории (эмпории). Война с соседней империей возможна, но это всегда война 5 % населения с самими собой, - местных эти войны не касаются. И у каждой империи постоянно образуются излишки - все больше и больше.
Империя может вкладывать эти излишки в инфрастуктуру - храмы, акведуки, стадионы но может и входить в другие речные бассейны, включая в обменную сеть все новые и новые племена. Очень интересен регион Украина-Кубань-Кавказ. В период катастрофы куябский князь (видимо, Киев и Куяб не одно и то же) затребовал у Византии передачи Херсонеса ему. При этом Херсонес расположен в Крыму, традиционно контролировавшемся Ордой. Перед нами - сложные хозяйственно-политические связи, в которых император Византии может запросто быть вассалом Орды в качестве арендатора земли, на которой стоит Херсонес, и куябский князь может просто хотеть субаренды.
В таридиционной точке зрения, если вассал, то обязательно подчиненный, а на деле это не так: император СРИГН одно время был вассалом Османов, и откупил свой лен за довольно крупную сумму. Торговля постоянно создает ситуации, в которых цеха и склады завода могут стоять и на своей земле, и на арендованной у города и частных лиц, при этом завод зависит от полусотни поставщиков и поставляет свои товары в десяток разных стран. Сейчас это регламентируется несколькими томами договоров, тогда - то же самое, просто гарантией исполнения служила вассальная клятва в присутствии свидетелей.
Захочет ли в такой ситуации завод перестрелять, например, хозяев одного из земельных участков, на котором стоит очень удобный склад? Не исключено, однако следует, как минимум, просчитать реакцию мэрии и деловых партнеров намеченной жертвы. В античности ровно то же самое. Поэтому реальные войны мелкие, и 300 погибших спартанцев подаются как ах, какой ужас.
Пределы у развития есть. Цеховая система с ее квотами на право производства это именно предел. Если бы Римская империя не рухнула, она бы непременно в эту проблему перепроизводства уперлась. Но здесь интереснее всего то, что империя может вбухать все лишние ресурсы в стадионы и акведуки, в экспансию, а вот, чтобы ограничить производство, нужны социальные и юридические новации, которые Римской империи были еще не под силу - именно потому, что она - не государство.
У меня такое ощущение, что именно здесь - корень всех вопросов.
Мы же видим, какое богатейшее наследие осталось от античности, - именно потому, что у империи не было такого юридического механизма, как ограничение производства квотами (цеховая система). Империя, как последняя, извините, дура, все свои излишки превращала в полезный продукт.
Уже есть платежные эквиваленты (соль, золото, слоновая кость), изымающие из оборота излишнее ресурсное богатство; уже есть ростовщики - и еврейские, и греческие; какие-то части племенного имущества даже переходят во внешнее управление; есть и долговое рабство, а известной нам экономики еще нет: мандарины не топят, цеховые квоты не устанавливают, а целые регионы не разоряют.
Причина рождения новой экономики нам формально известна: это катастрофа и мгновенно сложившееся массовое долговое рабство: племена стали должны сетям - той самой Римской империи (и всем прочим империям) - так много, что племена утратили самостоятельность и оптом попали во внешнее управление. Это изменение качественное. Сети распались до размеров будущих национальных государств, поставили своих внешних управляющих и назначили десятину, то есть, постоянную ренту.
Рента эта на тот момент натуральная, продуктом. В будущем она станет налогом. Отчасти эта натуральная рента конкурентна той части продукта, что выставляется на продажу общинами самостоятельно. Продукты регионов тоже конкурентны... но это было всегда. Новое здесь: у будущих государств появился капитал, за которым не стоит встречных обязательств перед производителем, и это понравилось.
Когда нам говорят, что мы на ваши налоги вас защищаем, это неточно. На деле, собирается налог, затем этот налог идет на борьбу верхних эшелонов между собой, и эта борьба оформляется красивой и яркой патриотической оберткой. Ну, типа, немцы всегда мечтали встать твердой ногой на Востоке - ну, потому что вот такие они крутые. И немецкий крестьянин, никогда не покидавший своей деревни, ведется на лесть и думает, а я ведь и вправду крут...
Это не политиканство, это подозрение, что найдено основное отличие Римской империи от государства: у второго есть капитал, не обеспеченный встречными обязательствами. Позже добавятся и обязательства - в виде социалки, но принцип уже заложен, и эмиссия ничем не обеспеченных долларов опирается на тот же самый принцип. Вся эта крона растет от общего ствола - массового перехода племен под внешнее управление и начала изъятия ренты в виде десятины.
И главное, что появилось вместе с этой рентой, - параллельная цивилизация со своими собственными целями. Она научилась имитировать полезность обществу, но интересы общества - не ее интересы. Травматическая опухоль? Не исключено.
Могу ошибаться.
Дам ссылки на пару необязательных постов из прошлого - для не читавших.
https://chispa1707.livejournal.com/2676516.html
https://chispa1707.livejournal.com/724328.html