chispa1707 (chispa1707) wrote,
chispa1707
chispa1707

Categories:

Христианство и революция правоотношений

РАВНОПРАВИЕ
Все христиане-крепостники осознавали греховность своего положения. Перед Господом все ведь равны, и это не языческий взгляд на вещи. В племени люди равны только внутри своего поколения, а все остальные или младше или старше статусом, и племенные боги не могут отойти от этого принципа. Как дети в семье органично поражены в правах (нельзя водки, нельзя брать папину кредитку, нельзя за руль), так и младшие в племени на многое прав не имеют – совершенно органично.

Христианское равноправие это именно революция, переворот, - к христианству нельзя прийти от язычества эволюционным путем.

Именно христианство сделало отдельного человека субъектом права, правоспособной личностью в глазах закона. Это колоссальное преимущество и оно юридически закреплено. Понятно, что на практике долго еще был микс из нового и старого; перемены такого масштаба не совершаются в мановение ока.

СОПРОТИВЛЕНИЕ НА МЕСТАХ
1090 Насильственное крещение любого из детей наказывается штрафом в размере 12 фунтов золота, а крещение язычника-раба влечет за собой штраф в размере три серебряных фунта, и возвращение раба своему хозяину.
820 в Аахене проведен рейд против подозрительных персон, то есть, против христианских и еврейских купцов

ПЕРСОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Античная форма судебной власти сохранялась в Османской империи и в 19 веке. Миллет, например, греко-православный, судил своих людей сам. Вмешательство властей или третьей стороны требовалось только при межконфессиональных конфликтах. Правда, в такой схеме любой бытовой конфликт (например, двух крестьян из разных миллетов) - межконфессиональный. Каждый крестьянин сообщает о конфликте наверх, и уважаемые люди двух миллетов собираются и сообща решают, как быть.

Кровная месть в таком устройстве – норма. Чтобы погасить конфликт, убийцу выдают семье погибшего, и это самый мягкий вариант. Если убийца не признает вины, потерпевшие убивают во вражеском роду кого-то другого, не менее важного, и это будет означать, что возмездие совершилось.

Цели установить истину в таких разборках нет, есть цель поквитаться.

Христианство задает иной стандарт. Человек лично отвечает за свои грехи. Убийца не только нарушил светское право, но еще и согрешил, и Церковь считает себя вправе вмешаться. Понятно, что конфликтов между инквизицией и светскими судами было множество, - это разные правовые системы. Главное отличие: инквизиция не принимала замен, и за проступок на костер шел виновный, а не произвольно выдернутый из рода козел отпущения.

Мне самому странно, что я это говорю, но не видеть этого уже не получается. Инквизицию (далеко не безгрешную, и часто очень своекорыстную) в целом круто оболгали.

ПЕРЕХОД К ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ ПРИНЦИПУ
Целиком этот переход совершился лишь во второй половине 19 века, после отмены в 1848 году патримониальных судов, но основы были заложены ранее. Вот переломный момент:

576 Епископ дал евреям выбор: креститься или уйти, так как он как епископ мог иметь лишь одно стадо

За епископом уже закреплена территория, а не набор отдельных общин, и он столкнулся с юридической проблемой: на его территории живут иноверцы, и он не имеет прав работать с ними по их правилам. Позже эту проблему решат; главное, что здесь уже закладывается принцип территориального государства – нашего, современного, в котором «одна территория – одно право».

Результат: в 1226 году евреи Силезии платят десятину епископам, как и все остальные.

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПРАВО В ДЕЙСТВИИ
614 г. 18 октября Clotaire II на съезде прелатов, легализовал канон пятого Собора Парижа и запретил евреям осуществлять гражданские или административные права на христиан, или они и члены их семей должны принять крещение от местного епископа

Это право универсально, то есть применимо и к язычникам. Христианин может отказаться отдавать долг иноверцу, и способ выбить из него долг один – креститься. Иноверец может пожаловаться епископу, и тогда должника подведут под инквизицию. Христианам прямо и многократно было запрещено иметь дело с евреями (вместе есть, ходить в баню, жить, жениться, общаться и иметь бизнес), а потому христианин, задолжавший еврею, язычнику или еретику, – сам еретик. Если ставки велики, его подведут под конфискацию, но это не означает, что кредитору что-то перепадет – по той причине, что нарушен прямой запрет на совместное ведение дел.

Но если кредитор крестится, ему пойдут навстречу.

ПРИЧИНЫ ПОБЕДЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПРИНЦИПА
Первая причина финансовая. Приявшие христианство греки и латиняне – самые крупные корпорации в Европе; этому сложно сопротивляться. Вторая причина идеологическая. Было прямо заявлено, что каждое человеческое существо принадлежит Папе. Это позиция силы и полной определенности, и она срабатывает даже когда ты в абсолютном меньшинстве. «Декрет о мире» и «Декрет о земле» написаны именно с этой позиции. Третья причина системная. Разделив Европу территориально, новое право так и начало работать – территориально. Сфера действия была закреплена так впервые, вне какой-либо конкуренции, а потому раз и навсегда. Нетерриториальные остались в прошлом и сгинули.

Специфическая трудность в том, что к 1848 году в Европе должны бы работать два типа права: территориальное и патримониальное. И вот патримониальное (тот же помещичий суд и та же солидарная ответственность купцов по косякам) я вижу, а территориальное пока еще только набирает силу, в основном в сфере нарождающегося государства. Слишком запоздали с территориальным...

НЕ УБИЙ
Как именно происходит вторжение нового права? А христианин, к примеру, не имеет права на кровную месть (не убий), а потому, если в его семье появился убитый, обращается к епископу. Это не особо мужественно, зато удобно, отпадает нужда втягиваться в резню и рисковать множеством жизней. В результате, пока языческие общины воюют, христианские растут и развиваются.

ЗАПРЕТ ПРОЦЕНТА
Неясно, как долго продержался запрет на ссудный процент, но даже 8-10 лет дешевого кредита хватает, чтобы сообщества, принявшие этот запрет, вырвались на самый верх.

ОСОБОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЕВРЕЕВ
Более всего данных такого рода сохранилось в свидетельствах об отношениях с евреями, что определенно является перекосом. Скажем, альбигойцы это крупный торговый клан, а вот сведений о нем попросту нет – лишь самые общие фразы. То же по сути с гугенотами: половина Франции это именно гугеноты – сильные, богатые, самоуверенные, но что мы о них знаем? Только несущественное. Причина отсутствия информации: общины приняли правильное вероисповедание, и все их еретические архивы перешли в руки победителя и тут же исчезли - навсегда. Евреи кое-где не сдались, и часть архивов сохранили, и результат вот он: такое впечатление, что Церковь боролась исключительно с евреями.

Собственно, антисемитизм именно этим информационным перекосом и живет. Полной-то картинки ни у кого нет…

ОСНОВНЫЕ ЗАПРЕТЫ И ПОЯСНЕНИЯ
Запрет брака с христианкой – запрет на вступление в управление приданным, то есть, предотвращение перетекания капитала.
Запрет многоженства – запрет на концентрацию капиталов.
Запрет на обрезание рабов – запрет на прием должника в семью, аналог запрета на приданное.
Запрет занимать государственные (муниципальные) должности – означает на переход от миллетной к территориальной христианизированной форме управления.
Запрет давать показания в суде по делам христиан – присяга иноверца не считается данной перед лицом Бога. Позже этот вопрос отрегулировали.
Запрет выступать в роли судей при рассмотрении дел, в которых участвовали христиане – на деле, речь о светских судах, руководствующихся старым правом. Инквизиция с этими судами в постоянном конфликте.
Запрет владеть рабами-христианами – запрет на возвращение долга через отчуждение труда.
Запрет юридической практики – новое светское право пока еще только вызревает, и новое церковное право стремится не выпустить эту сферу из-под контроля.
Запрет евреям иметь церковную утварь в залоге – сокращение сферы бизнеса.

Евреям не дают в откуп сборов, пошлин или других доходов – это очень позднее явление, середина 19 века, и долго такой откуп не продержался: едва система налаживается, ее отнимают. Запрет носит протекционистский, временный и узко-региональный характер, - скажем, в России речь об этом даже не шла, у нас другие кланы рулили.

Долги евреев городам, королям и церкви сопровождались отъемом привилегий, описью имущества, конфискациями и в отдельных случаях обращением в рабство (долговое, то есть, срочное, разумеется). В обратную сторону закон не работал в силу прямого запрета на межконфессиональные сделки: христиан-должников так или иначе от уплаты долга старались освободить.

АНТИЧНОСТЬ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Это самое неприятное место. Синхронно затонувшие города из разных эпох, одинаковые технологии и авторитеты указывают на то, что средневековье и античность существовали бок о бок. Просто античность - южный вариант, а средневековье - северный. Лично я с этим смирился только сегодня. Что можно из этого вывести?

Дохристианское средневековье (до 800-900-х годов) и дохристианская античность (до 300-400-х годов) - современники.
Раннехристианское средневековье и раннехристианская античность - современники.
А потом античность и средневековье синхронно сдались и растворились в Возрождении.

Те правила, что ввело христианство, должны были пройти по Европе как верховой пожар в силу их колоссальной востребованности. Греки и латиняне не так просто подписали капитуляцию и приняли чуждое им авраамическое христианство, - у них вариантов не было: или принять, или оказаться на задворках истории.
Tags: Право
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments