Возник вопрос, я проверил по базе и охнул: из Балтики в океаны и обратно из океанов в Балтику никто не ходил.
В 1855 году англичане впервые подошли к Кронштадту, и это - все. Раньше - тотальная пустота.
В океаны ходила Швеция, но у нее ЗА проливами Каттегат был свой кусочек земли.
Да, Санкт-Петербург с Голландией торговал, но для этого у семьи Гольштейн-Готторп был Любекский канал через всю Данию.
Кто стал бы строить такой канал при наличии целой группы проливов?
Таким образом, у нас под вопросом три знаковых пролива:
Гибралтар - стал судоходен не ранее 1711 года, а, скорее, сильно позднее.
Босфор - судя по пляскам вокруг Суэца, прорыв состоялся 27 ноября 1840 года, и к 1841 году появилось что обсуждать.
Каттегат - первый проход в 1855 году. Я предполагаю, что прорыв Каттегата состоялся в период 1829-1830 гг.
Это и есть тот самый "Шведский Потоп" - со всеми проистекающими отсюда малоприятными выводами.
Напряженно жду возражений.
Нашел карту шведских каналов. Замыслили их в 1516, начали строить в 1808, а завершили в 1832-м.
Таким образом, Швеция вплоть до 1830-х годов - строго внутрибалтийский лидер. Отсюда и родственные связи монархов.
Два главных канала (красным) особенно хорошо смотрятся на карте доисторического Анцилового озера.
Карты (две штуки) положил под кат.


.