Желтое это Гольштейн, коричневое выше - южный Шлезвиг, он же Готторп. Северный Шлезвиг это уже Дания. Граница Германии именно здесь. Здесь же, в Шлезвиге - Северная Фризия. Море прежде называлось Фризским, то есть, принадлежало Готторпам. Есть и коренная Фризия - в Нидерландах. Самое время вспомнить комментарий френда, упоминавшего русских немцев, почему-то приехавших из Голландии. Видимо, они приехали из того самого "королевства Фризия".
Можно вспомнить и варягов с фрязями, видимо, не всегда итальянцами. Франки, фаранджи, фаранги, фряги на массе языков (даже в Африке) означают "чужак, иностранец". Слово "враг", видимо, тех же корней, что и варяг, фряг, фрязь.
Здесь же, на севере Германии, у Балтики жила масса славянских племен. Перед нами именно та ситуация, которую я описал не так давно: города всегда ставят чужаки, и это правило, похоже, повсеместно. Здесь микс: немецкие города на славянских землях. И именно эти немецкие города составляют собой Ганзейский союз.
Я взял города Ганзеи в 1422 году. Это переломный период, в 1420 году Исландия была блокирована паковыми льдами. И вот как выглядела Ганза на тот момент: две линии городов вдоль каналов из Балтики в реки Западной Европы и экспансия в Прибалтику и Польшу. Экспансия носит закономерный характер и обязана завершиться отъемом у шведов Санкт-Петербурга. Это финальная точка. Источник ВСЕЙ ЭТОЙ экспансии - город Любек, стоящий на земле Гольштейнов.
Петр I в такой ситуации ездил в Нидерланды на свою историческую родину - в королевство Фризия. Датские принцессы и прусские принцы на нашем престоле при этом раскладе так же абсолютно органичны. Для Гольштейн-Готторпов пруссаки и датчане - соседи, с которыми имеет смысл дружить.
Имеет смысл обратиться к воспоминаниям Н. М. Бубнова, указавашего, что даже в конце 19 века остзейский говор считался у немцев элитарным, говором социальных верхов. Думаю, этот говор имел хождение в трех опорных территориях - в королевстве Фризия, в Шлезвиге и Гольштейне и в Прибалтике.
Противостоять этой силе должны были прежде всего шведы и поляки плюс литовские (крымские) татары, на них наши историки и оттянулись более всего. При этом не всегда понятно, кто такие эти шведы. Вижу массу ситуаций, где шведы и поляки почти синхронно и враги и союзники. Видимо, "Шведский Потоп" это гражданская война, а не захват. Распад некогда единой политической территории на два лагеря, скорее всего, по формальному религиозному признаку.
Впрочем, был и материальный момент: медь везли из двух мест - из Словакии через Гданьск и шведскую - из Даларны через Стокгольм. Перед нами ситуация, порождающая конкуренцию. Поэтому шведы и брали Прагу вместе с французами, просто удержать не смогли.
На сегодня склонен думать, что еще в 18 веке Балтика была доисторическим пресным Анциловым озером. Доминировали шведы, возможно, те самые, что были в родстве с поляками и писали латиницей на славянском диалекте. А когда шельфы начали проседать, разом возникли условия для строительства каналов через полуостров Ютландия, и на них сразу сели голландские фризы, уже умевшие строить эти каналы. Породнились с местными и сели.
Это не может быть силовым захватом, по массе причин. Это другое, это переформатирование замкнутого общества в разомкнутое.
При этом со шведами по факту воевали не русские и не поляки, а именно фризы. Поскольку условные шведы в Балтике до того были доминирующей стратой, недоброжелателей на материке, в том числе и в России, и в Польше, у шведов хватало. На этих недоброжелателей фризы и поставили. И победили.
И - очень важно! - "земли русские" при таком раскладе собирали, начиная с Польши и Ингерманландии: с северо-запада на юго-восток. На это указывает и скорость, с которой отменили Магдебургское право. Это ведь не шуточки - переформатировать право сразу во всех городах. Дело в том, что Магдебургское право - дочернее от Любекского. Голштинцы имели на все это право.