?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Тайна русского чугуна
Веселый
chispa1707
Огромные домны уральских заводов обладали высокой производительностью, так что они давали в 1800 г. 7071 тыс. пуд. чугуна (113,1 тыс. т. чугуна) против 1577 тыс. пуд. (25,2 тыс. т. чугуна), выплавлявшихся на заводах Европейской части России, т.е. в 4,5 раза больше.

ВОПРОС № 1: Чем доставляли эти 113 тысяч тонн чугуна с Урала (2200 км)?

Тяжеловоз может везти 236 кг на трети скорости
Шагом лошадь движется 4-6 км в час.
(если рысью или галопом нажно давать отдых, - иначе загонишь)
Лошадь проходит 30-50 км в день, сильно нагруженная - меньше.
Более 10 часов в сутки заставлять работать лошадь нельзя
В любом случае лошади нужны два отдыха по 30-40 минут
Годовая норма труда лошади - 233 лошаде-дня (без отпуска на беременность кобыл)

То есть, в самом лучшем случае, 1 тяжеловоз перевозит 236 кг на 40 км за сутки

РЕЗЮМЕ: Чтобы перевезти чугун 1800 года из Екатеринбурга в Москву, нужны 113 миллионов (поправка: здесь я круто ошибся, но исправлять не стану - в назидание себе самому) постоянно работающих тяжеловозов. Даже спустя 82 года, по лошадиной переписи 1882 года в России насчитывалось 21 миллион лошадей, и увеличить их число было невозможно - не хватало посевных площадей для выращивания корма.

ПОЗДНЯЯ ВСТАВКА: мне резонно напомнили, что был еще и речной путь по Каме и Волге. Так что остается второй вопрос.

ВОПРОС № 2: Куда они столько чугуна девали?

Я просмотрел, что делали из чугуна в XIX веке.

Запорная арматура (самый конец XIX века, в России - 1902 год)
Трубы (1890 год, самые ранние документы о трубах из серого чугуна, Лондон)
Рамы для станков (не ранее 1863 года, года пошло массовое литье стали)
Плуги (попытки окончились неудачей, а вот сталь подошла)
Пушки (в основном русская артиллерия XIX века из пушечной бронзы)
Разводные мосты
Колоссники
Пушечные ядра
Посуда

Как хотите, но я решительно не вижу, куда можно было впиндюрить в 1800 году 113 тысяч тонн чугуна.

  • 1
до Камы, дальше по Волге до Нижнего.
От Нижнего до Питера порядка 1000 км на лошадях.

Второе: пушки и ядра. Ружья. Гвозди. Всего не пересчитать.

Гвозди не катят. Нет чугунных гвоздей.
Ружья не катят - чугун хрупок. Пушки-то делали, но с солидным запасом толщины стенки.

Почти все пушки 19 века - из оружейной бронзы. Чугун только на показушном литье типа Царь-пушки.

И потом, эти 113-140 тысяч тонн идут с Урала КАЖДЫЙ ГОД! Куда их? :)

я знаю, что чугун хрупок. Дальнейшая переплавка в сталь.

У Вас дельная версия - о речном пути. Что-то не вижу в гугле подходящей карты :(

надо погуглить на "бассейн Волги".
В Башкирии есть река Белая. Не Екатеринбург, но близко.

только водный. Как самый дешевый. Где возможно.

чугун должны были еще и продавать в Европу.

Европа сама не знала, куда девать чугун. Называли "свиное железо" и плевались. Все хотели СТАЛИ, но она давалась каторжным трудом и стоила в десятки раз дороже.

а сталь разве не из чугуна получают?

Да, из чугуна, но до середины 19 века это вызывало чудовищные затраты. Чугун можно было выплавить легко, и умели это везде. Думаю, на чугун и покупателей тогда не было.

Во - первых, в Москву с Урала по рекам доставить что угодно - никаких проблем, это тот же самый бассеин Волги. Настоящая гидрологическая "Волга" (по максимальному расходу воды) - это реки Кама и Белая, они вдоль всего уральского хребта текут

Во - вторых, в то время на Урале активно развивалась промыленность. И большую часть металла могли использовать или перерабатывать на месте. В Москву везли уже готовые изделия, которые весят во много раз меньше, чем необходимые для их изготовления заготовки металла.

В третих, 1800 год, как вы сами доказали, недостоверен и все эти цифры тоже недостоверные.

надо считать

в орудиях чугун использовался для лафетов...http://www.ref.by/refs/55/34220/1.html
изделия из чугуна http://polz.kz/content/%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%8F-%D0%B8%D0%B7-%D1%87%D1%83%D0%B3%D1%83%D0%BD%D0%B0
на ум приходят - водопровод, канализация, станины станков и различных паровых машин (в Европе раньше, в России чуть позже)!
мосты - конечно!
надо также смотреть потребление соседями на юге и юго-востоке. Здесь реки с бассейнами http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EF%E8%F1%EE%EA_%F0%E5%EA_%D0%EE%F1%F1%E8%E8.
При этом надо учитывать, что например в Северной Двине глубина была на 1,5 м больше, чем сейчас. Подъем плиты.


Re: надо считать

Обратил внимание (по ссылке) чугун использовался для престижных пушек - Царь-пушка, затем самая большая пушка в мире (44 тонны). А армия работала на бронзовых - лучших в то время.

Водопровод из чугуна был позже, не ранее 1890 года. Станины станков - не ранее 1863 года. Мосты тоже глянул, в основном - середина 19 века.

Re: надо считать

Лафет - основание! "дуло" - бронза. отношение лафета к стволу по весу 14 к 1! )))

Своими руками трогал стволы в музеях Севастополя из чугуна (первая оборона 1854-1855 год).

Зная опыт второй мировой, когда на промышленном Урале выделывали не чушек, но конечных изделий,
которые никогда не были использованы во время войны в кол-ве почти половину от общего числа...могу предположить, что плавка чугуна в начале 19 века (в том числе и "передельного") была большей частью впрок...нужно смотреть хотя бы на временном промежутке двадцать лет (статистический ряд).
---
Доставка по Уралу в бассейн Каспия оттуда в Закавказье, Персию. Если подумать, то можно ухитриться "закинуть" в бассейн Сырьдарьи (читай, вся центральная Азия).

Re: только линейные корабли флота

Спасибо! Роскошная ссылка.

  • 1