?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Книга, кусок 2
Веселый
chispa1707
Прислушался к пожеланиям и кое-что изменил. Выкладываю.
То ли это, что требуется? Нет. Получил дельное указание на то, что книге нужен логический концепт. И вот его-то пока и нет.
Термин "ревизионизм" из текста удалил. Трактую этот прорыв как победу всей исторической науки. Думаю, что это единственно верная позиция.

СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Отмена Салического права
Недостаточная освещенность процесса отмены родоплеменного Салического права в Европе - основное, что препятствует пониманию смысла исторических процессов.

Престолонаследие
Именно отмена Салического права Прагматической санкцией 1830 года позволила королю Испании передать престол дочери, то есть, оставить внутри своей семьи. До того престол наследовался по иерархии внутри Салического рода. Габсбурги приняли сходную санкцию раньше, но вот Венгрия была обвинена в ее нарушении в 1848 году, и в том же году был принят Альбертинский статут, пока еще Салический. То есть, родоплеменные отношения в середине XIX века пока еще живы и здоровы.

Это ставит под вопрос толкование генеалогий: да, сами генеалогии могут быть верны, однако все они сформированы по прогрессивной схеме второй половины XIX века, где сын идет за отцом, а не за братом матери. Соответственно, ватиканский непотизм, когда новый Папа наследует престол за своим дядей, остается непонят. Собственно, все без исключения семейные истории ранее актов отмены родоплеменного права содержат единообразный дефект понимания. Эта ошибка отчасти психологическая: современному человеку сложно думать родоплеменными категориями.

Патримониальные суды
Именно родоплеменное право сохраняет патримониальную (сеньоральную) судебную систему, и Габсбурги смогли переформатировать ее только к середине XIX века. В России – то же самое: до середины XIX века право еще феодальное. Популярное представление о правовых основаниях для действий государей XIII-XVIII веков выглядит откопированным из второй половины века XIX.

Феодальные личные повинности
Та же самая ситуация с ликвидацией таких феодальных реликтов, как право мертвой руки и право первой ночи. Все это – строго родоплеменные нормы, отмененные только вместе с принятием Прагматических санкций, однако из истории Европы все это вытерто напрочь, и на фоне этой пустоты Россия с ее судом 1855 года над тайным советником Кшадовским за пользование правом первой ночи выглядит сильно отставшей варварской страной.

Солидарная ответственность
Родоплеменное право диктует солидарную ответственность рода по обязательствам: если член такого рода влез в долги, он имеет право потребовать от рода солидарного их погашения. Если долги не уплачены, весь род переходит под управление кредитора (иногда это называют долговым рабством). Отмена Салического права создала соблазн злонамеренных банкротств, и именно на середину XIX века приходится массовое появление долговых тюрем, - как мера морального воздействия на отказавшихся отвечать по обязательствам своих членов, но вполне платежеспособных родов.

Неограниченная ответственность
В Салическом праве ответственность по обязательствам ничем не ограничена, и если акционерное общество прогорело, суд возмещал пострадавшему убытки за счет всех 3-5 тысяч акционеров – в полном объеме. Первый закон об уставном капитале, ограничивший ответственность его размерами, был принят в Англии в 1844 году, а до того нормы права – Салические.

Перед нами – колоссальная социальная революция, покончившая с феодализмом и явно происшедшая в рамках «Весны народов» 1848-1849 годов. Официальных исторических свидетельств масса, но в целом эта тема так и находится в тени, видимо, чтобы не рождать вопросов о явных анахронизмах в истории Англии и Франции.

Завершение выкупа земли крестьянами
В России последние платежи должны были завершиться в 1932 году.
В Англии последние платежи копигольдеров завершились в 1925 году.
В Германии последние крестьянские платежи завершены к 1918-1919 годам. Должны были завершиться позже, но часть долгов съела инфляция.

Стандартный срок банковского кредита на выкуп земли крестьянами – 49 лет. Даты сопоставимы, процессы ровно те же, а значит, 140 свидетельств об освобождении крепостных крестьян в Европе, с 1102 по 1848 год, мягко говоря, преждевременны.

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Возможности сухопутных армий прошлого
В армии есть стандартные, обкатанные на практике нормы питания, и в средневековье они тоже были. Я использую крымские нормативы – без нужды пробиваться через сугробы и форсировать крупные водные преграды.

На 1 рыцаря приходится 2 лошади и 1 пахолик (оруженосец).
На 1 пахолика приходится 2 лошади (иначе перегрузят телегу).
На 5 человек по норме приходится 1 пароконная телега под провиант. На неважной грунтовой дороге на пароконную телегу грузят 500-600 кг (в среднем, 550 кг).
Лошади русской армии полагалось 5,5 кг корма в день.
Солдату РФ полагается 2,4 кг еды в день.
Воду на телеги не грузим, рассчитываем на попутные водопои.
Лошадь движется 4,5 км в час и 6-8 часов (в среднем, 7 часов) и проходит в сутки 31,5 км.
Автономной единицей можно считать 2 рыцарей, 2 пахоликов, 1 возницу, 10 лошадей. Потребляя по 67 кг провианта в сутки из 550 кг всего, эта единица может продержаться 8 дней, из которых 1 день уйдет на битву, и еще 1 день на отдых, сбор оружия и раненых. То есть, марш в один конец составит 3 дня или 94,5 км.

Понятно, что ехать с одним обозом затратно, и если добавлять число обозов, расход провианта на 1 км пути начнет падать. Оптимум: 290-330 км (20-22 суток) в один конец. Далее начинается рост расходов, и в походе на 515 км (35 суток) расходы на километр пути превышают самый затратный вариант – с одним обозом. Максимум, на котором разумно остановиться, - 24-26 суток пути (356-380 км) в один конец.

Можно оценить и масштабы вздорожания похода. Количество провианта на каждый дополнительный день пути при походе до 2 недель в оба конца составит 0,16 кг на 1 км, а при походе до 5 недель – уже 3,4 кг на 1 км, что в 21 раз больше. Дальше идет экспонента: стоит добавить еще 2 дня похода, и последний день обойдется дороже первого в 63 раза. Согласитесь, что с 60-кратным удорожанием войны не шутят.

Именно поэтому 40 дней военной службы в год, которой вассал обязан сюзерену, хватало за глаза, и даже в развитом XIX веке война в среднем длилась порядка 8 недель. В такой ситуации поход из Монголии в Европу возможен, только если монголы жили в несколько раз ближе к Европе. Только иная география способна спасти целые блоки исторических свидетельств.

ИНАЯ ГЕОГРАФИЯ

Я опишу только три объекта, поскольку они имеют самое прямое отношение к военной логистике.

Идентификация Каракорума
Марко Поло не описал ни чая, ни иероглифов, а общался в Каракоруме на персидском языке, в частности, с монгольским министром по имени Ахмад. Хан выдал одну из монгольских принцесс за персидского ильхана Аргуна, и, чтобы доставить невесту из Китая в Персию морем, хан в 1291 году нанял венецианцев - за 222 года до начала океанических плаваний в Китай (первыми стали Жоржи Альвареш и Рафаэль Пестрело).

При этом, Каракорум - Карак-о-Рум - галлицизм, означающий Римский город, Римская крепость. На побережье Каспия такая крепость стоять могла, и связи с персами в такой ситуации вполне естественны. Напомню, что идея разместить античный Китай в стране Хань принадлежит конкретному человеку – иезуиту Маттео Риччи, китайскому Богу Часов и большому патриоту этого региона. Стоит упомянуть и то, что кавказские генетические следы в Европе отслеживаются, а монгольские – нет.

Идентификация Палестины
Монах-августинец Джакоппо из Вероны, побывавший в Палестине и Египте в 1335 году, считает, что израильская Газа и Каир расположены рядом. В трактате «О земле Иерусалимской и ее обитателях» указано: «Здесь изобилуют… павианы, которых называют лесными собаками, и они еще более беспощадны, чем волки». «Есть там тростник, дающий наисладчайший плод, и называется он тростник меда Захарии…»

Перед нами – Африка, конкретно бассейн реки Нил. Неизвестный в Израиле павиан – священное животное в Египте, а неизвестный в Израиле сахарный тростник – основа благосостояния средневекового Египта, предмет его монопольной торговли.

На острове Элефантина в верховьях Нила находится фундамент, в точности отвечающий параметрам разрушенного римлянами иудейского Храма. Евреи Элефантины называли обитающее в их храме божество «Господь Саваоф» либо «Яхве Саваоф». Все летописные источники признают, что только элефантинские священники были садокидами, которым Бог позволил лицезреть его и совершать богослужения в храме. Здесь и только здесь на Пасху приносили в жертву агнца. Как пишет Майкл Бейджент в книге «Бумаги Иисуса», «существование руин этого храма является довольно деликатной темой».

Идентификация Рима
Только в Европе городов с названием Рим десятки, но вот в Иерусалим на Элефантине можно было пройти лишь из одного Рима – египетского. 52 римских города, и ныне стоящих на торговых путях между Красным морем и Нилом, – единственный кандидат в агрессоры: там и мотив был, и ресурсы (золото, изумруды и товары из Тамиланда), и расстояние позволяло.

Географических двойников, на деле, много:
- Вавилон в Ираке и в Египте (на картах 1575 года это огромный город Каир);
- Фивы в Греции и в Египте;
- Аркадия в Греции и в Египте;
- Македония в Греции, на Балканах и в Эритрее;
- Эритрия в Греции и Эритрея в Африке (это родина царицы Савской);
- крепость Троя в Турции и в Египте, у Каира (это главная крепость античности),
- несколько Индий в Восточной Африке…

Эти двойники нисколько друг другу не мешали бы, если бы не военная логистика. Поход из той античной Македонии, что находилась в Эритрее, в одну из тех античных Индий, что находились на Африканском роге, был возможен. Памятуя о свидетельстве, что Александр Македонский был зачат на острове Элефантина жрецом Нектанебом, следует принять именно этот вариант. И таких, ничем не худших «вторых» вариантов античной географии очень и очень много.

  • 1
Эх... Одни проблемы решаются, возникают другие.
Например, терминология. Особенно, не традиционно используемая.
Вот все ли сторонние читатели сразу поймут, что вообще такое "Салическое право"?
А еще стоит учесть, что в официальной истории его относят только к одной конкретной местности. А в остальных регионах типа ничего такого не было...

Всё теперь упирается в общую концепцию, как очень своевременно подсказал мне френд.
Если удастся выразить суть этого текста одним абзацем, все на порядки упростится.

Этот текст надо бы по факту (не объявляя этого прямо) адресовать политикам, - у них должен быть в подчинении научный аппарат для оценки последствий смены парадигм. Причина: пора, исторической науке действительно пора брать ситуацию под контроль. Сидя под одеялом с головой, контроля не получить.

Массовый читатель нужен, но не массовый нужнее.

Может быть... не знаю. У меня нет мнения по этому вопросу. :)

Если ставить задачу ИЗМЕНИТЬ ситуацию, историков придется из-под одеяла вытаскивать - и не как оппонентов, а как основных застрельщиков. Требуется принудить их - даже не к сотрудничеству - к принятию на себя всей тяжести ответственности.

Edited at 2018-07-10 16:17 (UTC)

Я бы добавил по поводу используемой терминологии.
Андрей в своих изысканиях множество раз приводил нагляднейшие примеры то салического права, то магдебурского, то вассалитета, то ленных (лённых?) взаимоотношений. Проблема вот в чём: Лично мне до сих пор не удалось ухватить чёткой картины того, что представляет собой то или иное явление, как именно, почему и с какими последствиями оно вписывалось в матрилинейность, и как всё это пошло трансформироваться. Вплоть до того, что захоти я сейчас уточнить, что же такое магдебурское право, вынужден буду либо шмонать посты Андрея, либо лезть в Википедию, но сиё абсолютно без всякого толку, так как множество раз так уже пытался делать.
Как быть?
На мой взгляд требуется дотошное и скрупулёзное разъяснение каждого встречаемого термина и наиболее частых схем преобразования их в процессе бытия и случая. Без этого картина получается слишком кусочной и в голове совершенно не держится. Причём этому посвятить даже не сноски в тексте, а скорей некое вложение вроде толково-разъяснительного словаря. Андрею хорошо, за множество дней, месяцев и усилий у него всё это отпечаталось чуть ли не на сетчатке глаз. А вот у меня каждый раз (и это мне досадно, потому как хоть иногда и туплю, но понять и вообразить поподробнее хочется) всё разваливается именно так, что никому не перескажешь.

Более того, сразу скажу, что с дотошностью и скрупулёзностью здесь не нужно бояться перебора. Чтобы не лить это в текст общего изложения выпустить отдельным приложением к тексту. И так поступать с любым встречающимся и значимым термином или его вариантом.

Edited at 2018-07-10 20:37 (UTC)

На мой взгляд - разумно.
Только я бы сказал "И в текст И в приложение". То есть все эти понятия - ключевые и в основном изложении им уделить место надо.

дотошно и скрупулёзно прочитал все посты Андрея и веду на их основе толково-разъяснительный словарь

примеры -


в чем польза такого словаря?
- можно перепроверить Андрея, не противоречит ли он сам себе

за несколько лет я не заметил, чтобы Андрей противоречил сам себе

Edited at 2018-07-11 11:39 (UTC)

В приведённых вами примерах "словарных статей", к сожалению, не увидел ни скрупулёзности, ни дотошности. К тому же они тенденциозны. Поэтому малополезны. Если я хочу узнать, что такое магдебургское право, то знание, что оно спускается с какого-то верха в приказном порядке, ничего мне не даёт. Это ничем не отличается от обычного приказа, который спускается сверху в приказном порядке. Далее у вас следует интерпретация о подложности его. Где здесь форма и суть магдебургского права? Не увидел ни скрупулёзности, ни дотошности.

не мои это интерпретации, неужели непонятно?
это всё подборки цитат Андрея о том, как он понимает Магдебургское право, Салическое право и т.д.

я как скрупулёзный и дотошный читатель собираю их вместе и сортирую по словарным статям

В таком виде это не вариант. Нужны определения, разъяснения и толкования.

концепт есть, только он размазан тонким слоем по всему жж в виде фарша из гипотез разной степени свежести (поэтому и у меня лично в голове пока тоже фарш)

из чего я способен воспроизвести, выглядит оно так:
- до 19 века - реальная и короткая античность, в ти же - необъяснимые разборки за избушки лесника тысячи лет (здесь же матрилинейность, токены, родоплеменное устройство, хороший климат, неотчуждаемость земли, избыточная рабочая сила, нежелание верхушки что-то менять, отсутствие наций/государств/границ/налогов)
- отчего случился перелом - накопление противоречий/застой и катастрофа как толчок. сюда же эпидемии и массовые разрушения как результат катастрофы, а не военных действий, изменение географии и смещение разных локаций, переселение народов
- все эти переходы от матрилинейности к патрилинейности, монетизация, рабство, крепостничество, выкупы, технологии, транспортные связности, образование наций/государств/границ/налогов

можно даже гугл-док пошарить с возможностью комментировать (доступ на комменты раздавать через личку). можно через гитхаб это организовать, или даже через https://www.gitbook.com/ (если оно платно - думаю с деньгами проблем не будет, вроде бесплатно для open source), там принцип такой - можно делать что-угодно в своём ответвлении от основной версии и закидывать запрос на объединение, которое владелец может прокомментировать/проаппрувить.

и это всё подать очень просто + ликбез по основным историческим понятиям человеку, который что-то смутно помнит из школьного курса истории. у вас пока сильно заумно и больше рассчитано на подготовленных/скептиков (читаю вас годами, и всё равно тяжело воспринимать). минимум доказательств, максимум просвещения. и всё в постоянном сравнении с глючной ти.

возможно поначалу это будет даже не книга, а большая статья, в которой всё собрано вместе, логически цельно и легко понятно. дальше её можно будет добивать подробностями, в стиле "хотите деталей - читайте следующую главу, нет - перескакивайте".

Очень внятно все изложено.
Просто помимо концепта развития истории требуется еще один - технический: концепт подачи материала.

можно начать с простого: начальное устройство, лог событий, что из-за чего в какое состояние переходит. минималистичное техническое описание. с постоянным сопоставлением как мы/традистория всё это понимаем сейчас, и как было на самом деле - чтобы было понятно из-за чего всё собственно затеяно.

типа: вот вы думали что люди тысячелетиями гоняли дубинками мамонтов, потом долгие и упорные тысячелетия античености, потом куча каких-то тёмно-средних веков? а вот нифига, мамонты были, но до высот античности пипл поднялся очень быстро, всё время в гору и без всяких повторов. тёмно-средние века? не, нефига, это фантазии на тему пары десятков лет котострофы, а потом наступает наша/новейшая эра и мир быстренько (и болезненно, но не сильно) переформатируется в современное понимание.

Нет, это снова концепт развития истории.
Мне следует сообразить, как поступить с существующим массивом представлений. Его нельзя просто опровергать, требуется система.
Спасибо. Навели на мысль.

Начало написано для тех, кто вас читает постоянно. Стороннему читателю текст будет недоступен.

А дальше, как-то сразу в частности.

Да, я понимаю. Пытаюсь совместить несовместимое.

Этот текст надо бы по факту (не объявляя этого прямо) адресовать политикам
А что, у политиков другое восприятие текста?
Как мне кажется, политикам как раз нужно разжевывать еще более подробно и доступным языком.
Читаю Вас тоже уже давно, но картинка не складывается.
В результате вместо познавательного текст превращается в развлекательный, ибо я не могу пересказать другим Историю, как непрерывную цепь событий, проистекающих одно от другого. По-простому, популяризировать Ваши версии.
В итоге, любой пересказ превращается в череду интересных баек на исторические темы, не более.

Критика принимается безоговорочно.
Пока нет простой внятной всеобщей схемы развития, ничего не закончено.

ибо я не могу пересказать другим Историю, как непрерывную цепь событий, проистекающих одно от другого

Вот тут вы совершенно в точку!

Про двойников городов: еще есть город Триполи - в Ливане, в Ливии, в Греции и в Турции.

Поразмышлял. Продуктивные политики плотно заняты в шоу-алгоритме, им некогда. Аналитики политиков, стремительные человеки со смартфонами -- самое оно.
Значит ориентироваться на плоскую типографскую подачу олдскульно и не очень эффективно в сети.
Конструкция подачи гипертекста более-менее стандартна и рассчитана на широкий охват (лубок) с погружением в специализацию для драйверов (увлекшихся или по работе).
Заголовок, описание, лозунг, идея. Кратко, лубочно.
Серия из 4-7 вопросов акцентов с ответами или разъяснениями. Абзацы, не статьи и логриды, а в сетевые стереотипы эффективных объемов текста, типа для неискушенных и для зацепа.
Далее -- погружения в лонгриды и специализацию, причем можно и противоположное для различных целевых аудиторий. Развивать по отклику.
Структурно дальше можно как угодно, развивать ветки или к примеру на этой декорации рассказывать офигительные истории. Можно синтезировать, закольцовывать и ветвиться как муза повелит. Тут писателю профессионалу виднее.
В сети сейчас как-то так работают.

Edited at 2018-07-11 01:13 (UTC)

Вариант названия для книжки:
"Настоящее происхождение семьи, частной собственности и государства".
Ну или подзаголовок.

Edited at 2018-07-11 14:34 (UTC)

Идея понятна. Спасибо. Мне пока рано замахиваться на то, чтобы подвинуть Энгельса, - он у меня в авторитете.

Как по мне, так вы его уже подвинули. Я даже как-то перечитал упомянутую работу. Это потрясающе, как он пишет о недавнем прошлом так, словно минуло хз сколько лет. С учётом вашей находки про матрилинейность его подход нисколько не раскрывает тему преобразования общества, которая прошла в связи замены матрилинейности на патрилинейность.
Кстати, до сих пор тёмный момент, когда именно такая замена началась и пошла сверху. Когда она дошла до низа - понятно, благодаря вашим находкам, а вот где было начало...

Умом я понимаю, что Энгельс - фигура темная. Но я в этой книжке зацепился за главное, а потому и поминаю добром.

Дело не в тёмности или светлости Энегельса. А в том, что именно ваши исследования показывают каким реальным образом уклад семьи, рода и племени порождают прочие социальные подвижки, формируют понятие собственности, вплоть до современных вариантов, и вскрывают истинную подноготную правления и управления, предписывают все возможные варианты взаимоотношений в обществе, опять же, вплоть до современных тенденций (когда разрушение ячейки рода, семьи, доходит до своего логического предела в наши дни, начавшись с уничтожения родов). И всё это оказывается, в свете ваших исследований, гораздо прозрачней, проще и естественней, нежели мутит, другого слова и не подбирается, Энегельс.

Edited at 2018-07-11 20:29 (UTC)

  • 1