?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Книга. Фрагмент
Веселый
chispa1707
Показываю то, что прямо сейчас получается.
По факту это я сам себе объясняю, как все было устроено.


Переходим к общему устройству основной модели общества прошлого.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОТЛИЧИЯ
Есть два родственных африканских племени; в одном женщины рыбачат, а мужики гнутся на огороде, а во втором – наоборот. При этом женские занятия табуированы для мужчин, а мужские – для женщин. У скотоводческих племен и при матриархальном счете родства невеста идет в дом жениха. Причина: основа благосостояния – скот и пастбища – в руках у мужчин, и ни скот, ни пастбища нельзя взять с собой, идя в дом невесты. А чтобы забрать невесту в свои края, приходится откупаться от родичей невесты калымом. У земледельцев иначе: основные фонды – поля – в руках семьи невесты, и вместо калыма в ходу приданое. Однако, невзирая даже на самые существенные различия, базовые принципы развития сообществ одинаковы – повсеместно.

БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ
Решающее преимущество группы – согласованность действий; она становится единым стоглазым и сторуким телом, способным одолеть любое количество одиночек. Неважно, насколько жестоко и несправедливо сообщество, - если оно добивается согласованности действий, то побеждает всех.

Оммаж это именно акт согласия, обязующий вассала рисковать жизнью во имя интересов его сеньора. Актом согласия всегда был брачный обряд, а крещение – один из важнейших в истории актов согласия, порой приводивший крестившихся не в той церкви на костер. Актом согласия становится клятва, и клятвопреступление одно время считалось грехом из тягчайших. Актом согласия, заменяющим клятву, сегодня является подпись, и эта подпись может стать основанием и для отъема квартиры, и для посадки на 20 лет. Мы согласны с тем, что банкнота стоит столько, сколько на ней написано, а прежде чем взять займ, надо согласиться с целым рядом требований банка. Договор – самая очевидная форма согласия, и порой к принуждению исполнения договора подключаются все полицейские структуры мира. Нарушение согласия сторон дает повод к войне, в которой гибнут миллионы давших согласие вставать под ружье. А потом страна платит контрибуции, поскольку президент, развязавший войну, получил на выборах официальное согласие граждан действовать от их имени. Согласие о смысле слов и сути ситуаций позволяет находить общий язык, а вся наша наука это просто согласованное представление о реальности, - так утверждает сама наука. Развитое сообщество от менее развитого отличает, прежде всего, количество актов согласия.

Конфликты – семейные, юридические, административные, военные – с этой точки зрения – результат нарушения согласия. Насилие в половине случаев – принуждение к согласию. И то, и другое неизбежно, а порой необходимо, и все-таки глубоко вторично, поскольку имеет смысл только в пространстве согласия. Конфликтующий обычно просто настаивает на своей версии трактовки нарушения частного согласия в поле всеобщего согласия. А уж в своей верности этому полю всеобщего согласия громко клянутся все, - потому что за его пределами человеческой жизни нет.

Вот это последнее обстоятельство – ключевое. Люди часто покоряются своим палачам только потому, что вся процедура обставлена как нечто абсолютно законное, как нечто поддержанное самым массовым согласием, а противиться массовому согласию для человека нереально.

На сегодня поле согласия, формализованного в документах, настолько огромно, что стало самостоятельной средой, в которой можно жить, охотиться и устраивать ловушки. Если в дело вложено достаточно ресурсов, то для жертвы распознать ловушку почти нереально: документы подлинные, юридические нормы подлинные, все процедуры соблюдены, а та единственная бумажка, что разъясняет все, тщательно утоплена в чистой правде. Системы проверки на юридическую ошибку подобно той, что есть у программистов, пока нет. И да, человек соглашается с тем, что был неправ, и человечество становится еще сплоченнее – ровно на одно согласие. Так было, и так будет.

Поэтому неважно, каким образом самец занял место вожака; едва стая соглашается с тем, что он самый крутой, она ему подчиняется, и становится одним целым – на порядок более сильным, чем до акта согласия. И даже если кто знает правду и согласился под давлением, он вынужденно ведет себя, как все, и единство действий сохраняется.

Смотрим, как развивается управление сообществом.

УРОВЕНЬ ВОЖАКА
На самом верху власти – сильнейший самец, а внизу – все остальные. Есть и другие самцы, но низкий уровень согласия мешает им договориться, и вожак правит, пока не ослабнет. И уже здесь заложена гибель всей этой модели. Вожак силой координирует действия своих конкурентов – каждый раз, когда нужны совместные действия, и они привыкают думать и действовать сообща и… однажды становятся сильнее вожака.

Совершенно тот же результат дает и рост стаи в размерах. Для персонального контроля есть предел, и вожак либо начинает совершать ошибки, либо делегирует какую-то часть полномочий вниз. Так появляется принципиальное новое устройство власти.

УРОВЕНЬ ГРУППИРОВКИ
Теперь наверху власти – группировка (вожак просто самый умный из них), и это система управления мощнее предыдущей на порядок – именно в силу нового уровня согласия. Недостатка два: требуется регулярная демонстрация силы, а когда молодняк вырастает, ликвидация всей страты старых лидеров неизбежна. Именно это развитие ситуации зафиксировано в 19 веке на Кавказе. В одном из племен Африки и сейчас с каждой сменой лидеров в живых оставляют лишь тех, кто надел женскую юбку, то есть, целиком выпал за границы мужской иерархии.

Специально подчеркну: то, что на опущенного мужчину надевают юбку, не означает, что к женщине относятся как к низшему существу. Это означает, что он изгнан из «мужского клуба», а значит, уже не может претендовать на положение в нем. Это не понижение в статусе, это полное выдавливание за границы мужской иерархии. В каком-то смысле это юридический предшественник «гражданской смерти».

ВАЖНО: в этнографии уже выдвинута идея, что известные нам примитивные племена – тупиковые ветви развития, именно поэтому они и остались на этом уровне. Описанное выше африканское племя этому условию отвечает. Сохранить столь низкий уровень организации можно, только если у племени не было возможности увеличиться в размерах, что опять-таки приводит к социальной стагнации. Замкнутый круг тупикового пути.

ИЗОБРЕТЕНИЕ ПАРАНТЕЛЫ
Естественный рост стаи рано или поздно указывает на границы власти группировки: если 20 человек подчинить легко, то 400 – практически невозможно. Опять возникает задача делегирования части власти вниз, что предвещает очередную революцию.

В качестве опоры логично выбрать своих детей, но число этих детей, как минимум, вдвое превышает число отцов, и до той поры они удерживались в подчинении преимущественно силой. В такой ситуации делегировать им даже малую часть власти без условий означает быстрый и неизбежный переворот. Здесь и возникла прорывная идея о преемственности власти – от отцов детям.

Дети подчиняются родителям, а родители – дедам и бабкам. Когда старшая парантела (поколение) отмирает, ее место во власти занимает следующая. Поскольку в момент смены власти все парантелы сдвигаются на ранг выше, каждый рассчитывает, что однажды и он дойдет до самого верха. Взаимной терпимости становится больше, поскольку главное условие для того, чтобы дожить до этого верха, - лояльность обществу, а не сила. Риски силового переворота начинают расцениваться низами как чрезмерные. При этом даже полная гибель вожаков для племени теперь не опасна, - иерархические связи пронизывают общество целиком, как мицелий почву, и племя не рассыпается, а быстро заполняет все освободившиеся вакансии.

Реликтовым остатком этого устройства можно считать удушение слишком зажившихся последних стариков подушкой по их «добровольному» согласию. Абсолютно уверен, что все случаи подобных убийств стариков спровоцированы желанием следующей по рангу парантелы побыстрее войти во власть. Но в целом парантелы не склонны поощрять переворотов, и насилия становится на порядок меньше, чем на предыдущем уровне.

ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ ПАРАНТЕЛЛ
Поскольку женщины рожают до старости, рано или поздно складывается ситуация, когда в каждой парантеле есть все возраста – от младенцев до стариков, но в глазах нижестоящей парантелы и младенцы, и старики верхней парантелы одинаково старшие родственники. Этот критерий старшинства объективен, что и обеспечивает высочайшую стабильность сообщества.

РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА
Члены младшей парантелы превосходят числом членов ближней старшей примерно в два раза, поэтому основные работы естественным образом ложатся на плечи младших колен, а старшим достаются работы по управлению. Возникает межпоколенное разделение труда, с которым все, в общем, согласны, поскольку каждая парантела рано или поздно проходит все ступени иерархии – снизу вверх.

СОВРЕМЕННЫЕ АНАЛОГИ
Точный аналог деления на парантелы сам собой сложился в Советской Армии. Любой салага знал, что каждые полгода состав работ и число привилегий будет меняться в лучшую сторону, а, пройдя все ступени, он станет дедом и вообще перестанет работать. Эта система на своем месте предельно справедлива: каждому выпадают все тяготы и все радости всех социальных рангов, причем, в сопоставимые сроки. Это и есть первобытный коммунизм. Уничтожающей эффективность уравниловки нет, а равные доли труда и вознаграждения в итоге есть.

Более отдаленный аналог деления на парантелы зафиксирован в Японии: корпорации гарантировали своим работникам непрерывный служебный рост через определенный срок. Мне неизвестно, как долго продержалась эта система, но ее корни определенно лежат в исторически недавнем племенном устройстве самой Японии.

ОБРЯД ИНИЦИАЦИИ ПРИ СМЕНЕ ПАРАНТЕЛ
В этнографической литературе не встречал, однако в Советской Армии обряд был очень внятно выражен. В День Приказа каждый призыв поднимался рангом выше, на сначала должен был получить столько ударов бляхой (вижу варианты: столовским черпаком или табуреткой) по ягодицам, сколько месяцев ему оставалось отслужить. Процедуру  требовалось пережить молча, иначе магический акт перехода в новое состояние не засчитывался. Акцент на ягодицах – явная аллюзия на оммаж.

Ровно то же обязано происходить и в племени сразу после того, как старшая парантела сойдет с политической арены, и начнется синхронный рост статусов младших парантел. Указаний на подобное не встречал, хотя... чем хуже удар мечом по плечу при переводе в статус рыцаря удара черпаком по ягодицам при переводе в статус черпака?

ПРИМЕЧАНИЕ: Википедия перечисляет массу проявлений дедовщины, начиная с 16 века (Итонский колледж), охотно связывает ее проявление с биологической иерархией у приматов, однако не видит связей с оммажем и обрядами инициации при феодализме и в племенных сообществах.

УСТРОЙСТВО «ФРАТРИИ»
Энциклопедическое значение термина «фратрия» - безоговорочно кривое, поскольку означает мужское «братство», а относится к группе родов, в которой есть и женские «сестринства». Менять значение не стану, использую в самом кратком значении: фратрия это родственная группа, связанная брачными отношениями с другой фратрией племени.

В отличие от парантелы, фратрия – вертикальная структура. Племя – как шахматная доска: сверху вниз племя пронизано фратриями, проходящими через все горизонтальные парантелы. Каждой ячейке такого общества можно даже присвоить индивидуальный адрес, например, «фратрия 2; парантела 3».



Число фратрий в племени обычно четное, поскольку браки это политика, и заключаются между дружественными фратриями перекрестно: парни из одной фратрии берут в жены девушек из второй и наоборот.

Фратрии, как ячейки племени, безоговорочно равны, однако те, что больше в размерах, играют большую роль. Поэтому успешно рожающие женщины в особом почете.

Пары фратрий конкурируют за положение, и довольно быстро на самом верху остаются только две самые сильные. У ацтеков эпохи Эрнана Кортеса это были ордены Орла и Ягуара, а в Византии времен Ираклия это были «цирковые партии» венетов и прасинов.

СОВРЕМЕННЫЕ АНАЛОГИ
Точный современный аналог фратрий – землячества в рядах Советской Армии. Некоторые землячества определенно были дружественны одно другому, рождались прочные союзы, и эти союзы конкурировали за влияние, одновременно сохраняя и верность своим призывам – точным аналогам племенных парантел. Думаю, все землячества внутри крупных структур действуют на тех же принципах.

БРАЧНАЯ ПОЛИТИКА
Энгельс много писал о «групповом браке», в котором все женщины и мужчины племени – жены и мужья друг друга, но это упрощение. На деле, это солидарная ответственность всех мужчин и всех женщин друг перед другом: холостяк не останется без ужина, а вдова и ее дети – без доли в добыче. Измены и свальный грех подрывают иерархию отношений, а потому не поощряются – даже в самых диких племенах Амазонки.

Если в регионе длительный избыток продуктов питания, и мужчина может прокормить более одной семьи, от лишних мальчиков избавляются, и появляется многоженство. Если в регионе хронический голод, избавляются от девочек (Индия, Китай, Тибет), и местами появляется многомужество (схема «много кормильцев, одна роженица»), как это и сегодня обстоит в Тибете.

Женятся внутри своей парантелы.  Если допустить брак парня из парантелы № 4 на принцессе из парантелы № 1, это поднимет всю лежащую ниже родню парня на 3 уровня выше: 5-я парантела семьи жениха встанет вровень со 2-й парантелой семьи невесты, 6-я – с 3-й, а 7-я – с 4-й. Таких потрясений никому не надо, да и справедливым это не может быть признано. Исключения, видимо, бывали, но это именно исключения. Нелюбовь к неравным бракам в 19 веке и ранее я расцениваю как реликт именно этого племенного устройства.

Если семью надо задвинуть, ее парням подбирают пожилых вдов, что лишает их числа потомков и в перспективе заметно ослабляет силовые возможности семьи. Эту практику этнографы наблюдают в Амазонии и сейчас.

КУЗЕННЫЕ БРАКИ
Исследования показали, что близкородственные браки повышают заболеваемость на 2-3 %, что на фоне общей детской заболеваемости и сейчас незаметно, то есть, причина запрета на кузенные браки в ином. На деле, дальнородственные браки скрепляют племя. Кузенный брак в глазах племени – жлобская и общественно опасная попытка самоизоляции семьи от общества. Однако в старших парантелах, ввиду малочисленности лиц брачного возраста, кузенных браков избегать сложнее, и наверху власти такие браки – норма.

МАТРИАРХАЛЬНЫЙ БРАК
Напомню, что термин «матриархальный» означает материнский по происхождению, и, на деле, относится только к счету родства и передаче наследства.

Сохраняется у массы племен и народов и сейчас. Право подбора жениха за женским сообществом, конечное слово – за невестой. Муж приходит в дом жены, и ему в нем не принадлежит ничего, даже его дети. Однако он не одинок: вся фратрия наполнена его родственниками-мужчинами по материнской линии, женившимися ранее.

Напомню, что переход в чужой род – табу; никто не может покинуть своих иначе как через изгнание или похороны. Поэтому по достижении совершеннолетия каждый мальчик проходит связанную с приемом психоделиков и физическими мучениями инициацию, а если быть точным, - символическую смерть. Еще раз: обряд перехода в совершеннолетие считается у этнографов лиминальным, то есть, связанным с миром мертвых. Именно поэтому жениха на Руси звали волком или медведем – тотемным животным из мира предков.

Формально уже мертвый юноша приходит в орден, состоящий из его матрилинейных родственников, прошедших все это ранее, и они дают ему новое имя и по согласованию с женской половиной новой огромной семьи, рано или поздно подбирают жену.

Мужчинам фратрии принадлежат собственные основные фонды: скот, оружие, корабли, просто, в отличие от женщин, им некому передать эти основные фонды по наследству. Каждый из членов ордена преемник предыдущих поколений мужчин и никто ни за кем не наследует (именно эта ситуация описана во французской королевской семье в 1418 году). На этом этапе развития общества и закладывались такие странные формы собственности как коллективная собственность монашеского или рыцарского ордена.

Поскольку мужья и жены фратрии друг другу не родственники, у них разные предки, разные боги и разные (действующие в Африке и ныне) «тайные общества», в частности, женские. Соответственно разделены и властные вертикали, соединенные в единственном месте – в супружеской паре глав фратрии, в самой верхней парантеле. Это прямой аналог будущей монаршей семьи.

КОНЦЕНТРАЦИЯ ВЛАСТИ И РЕСУРСОВ
Концентрация власти и ресурсов элитой неизбежна по массе причин. Например, верхняя парантела имеет естественное в основе родительское право на дары от детей. Мужчины принимают дары от мужчин, женщины – от женщин. При этом, самая верхняя парантела не имеет никого выше, а перед нижними (детьми) отчитываться не обязана. Возникает первая никому не подотчетная племенная элита, и у этой элиты есть легальные свободные ресурсы.

Стоит подчеркнуть, что перед нами первое системное отчуждение продуктов труда – за века до того, как его заметил Маркс.

Об этих дарах редко пишут, однако императрица Цыси в 19-20 веках принимала именно дары, например, 4 мешка жемчуга. А когда настала пора платить контрибуцию по итогам войны, все платежи иностранным государствам проходили в бухучете именно как дары. Перед нами ясный реликт племенного устройства, в котором понятий «контрибуция» и «налоги» еще не существовало.

В самой верхней парантеле представлены не все фратрии племени. Потомки тех редких женщин, что рожают до старости, попадут в верхнюю парантелу относительно молодыми, переживут остальных, и долго будут руководить племенем без оглядки на другие фратрии. На протяжении поколений на самом верху может остаться потомство буквально одной-двух семей, и эти семьи станут уже несменяемыми.

Верхняя парантела чаще допускает кузенные браки, что так же приводит к концентрации власти и ресурсов. И главное: именно верхняя парантела регулирует внешние сношения племени, то есть, торговлю. В условиях неподотчетности элиты коленам детей, внуков и правнуков, внешние обменные операции племени дают колоссальные возможности для взрывной концентрации власти.

Специально подчеркну, что все описанные механизмы носят естественный характер. Да, налицо узурпация власти и ресурсов, отчуждение чужого, неподотчетность власти народу, но в племенном правовом поле каждая норма предельно органична. Каждая закладывалась с расчетом на максимальную согласованность действий, и именно так все эти нормы и отработали, просто согласованность достигнута в пользу сильных и удачливых за счет всех остальных. И ни одну норму для этого закономерного исхода нарушать не надо.

Теперь можно описать правила жизни такого общества в целом, и наиболее полно они отражены в Салическом праве.

САЛИЧЕСКОЕ ПРАВО В ОБЩИХ ЧЕРТАХ
Пишут, что собственность коллективная, но это касается лишь основных фондов – земли и скота; есть и то, что передается по наследству в рамках семьи – по женской линии. Жена не наследует за мужем, поскольку муж и жена друг другу не родственники. Это правило сохранилось в Европе и теперь: переживший супруг не входит ни в одну из парантел (этот термин в европейском праве так же сохранился) и сильно ущемлен в правах наследования. Часто у пережившего супруга есть только право пожизненного пользования имуществом умершего супруга.

Опека отца над своими детьми не предусмотрена, однако отец имеет право на управление имуществом жены и детей. Именно эту модель описал Энгельс у античных греков: дети принадлежат роду матери, а отец – лишь регент, управляющий. В этой модели мужчине принадлежит власть, право управлять, а женщине – собственность, право владеть. На этом же юридическом основании в 1732 году Карл Альбрехт, курфюрст Баварии и Фридрих Август, курфюрст Саксонии претендовали на часть земель Габсбургов от имени своих жен, дочерей Иосифа I Габсбурга, а точнее, от имени дочерей его жены. В рамках Салического права эта претензия юридически безупречна, но Габсбурги отменили Салическое право с помощью Прагматической санкции, и притязания зятьев утратили юридическое основание.

Королевский суд власти над делами салической семьи не имеет, впрочем, все суды эпохи устроены по единому родоплеменному образцу: старшие родственники судят младших. В Европе подобные патримониальные суды массово отменены лишь в 1848-1849 годах, - именно поэтому государственные судебные система и системы исполнения наказаний получили полное развитие, лишь начиная с середины 19 века.

Вендетта - в рамках права. Вся семья (род) солидарно отвечает за адекватную месть семье преступника. Однако все понимают, что крупный штраф за убийство отрезвляет лучше встречного убийства, а риски ниже, и Салическое право поступает чрезвычайно умно.

«Неплатежеспособный убийца… может привлечь… родственников к уплате недостающей суммы... Если… родственники не покрывают долг… все друзья и знакомые должника получают возможность выкупить преступника».

От этого требования солидарной ответственности родичи отказаться не могут: если вовремя из рода не изгнали, за своего придется платить. Бывает и обратная ситуация. Если человек хочет освободить себя от рисков, связанных с солидарной ответственностью за высокие штрафы, наложенные на членов семьи, он может прекратить принадлежность к семье с помощью обряда отречения от рода. Аналогичное прекращение солидарной ответственности наступает у мальчика в момент символической смерти перед женитьбой. Он порой даже теряет право зайти в гости в родительский дом, а не то, чтобы нести с родственниками солидарную ответственность по искам.

Теперь рассмотрим сложные, плохо понимаемые места права.

ПРАВА СЕНЬОРА
На слуху два права: право на первую ночь с невестами нижестоящих и право мертвой руки, то есть, право забрать из наследства нижестоящих то, что понравится. Чуть менее известно право сеньора на первенца (часто от него же и зачатого). Гипотезы о сути этих прав обычно замешаны на сексе и тирании, однако перед нами – логическое развитие семейных норм. У казахов первенца отдавали на воспитание в дом деда и бабки, и это семейная традиция, а не сеньоральная. У русских всю вторую половину 19 века царило снохачество, и это тоже внутрисемейное дело. И в основе всего должно лежать право старших на долю во всем, что получают младшие: если ты младший и что-то ценное получил, - сначала поделись со старшими, отдарись. Поэтому и первую рюмку иногда выливают, - это жертва предкам.

До тех пор, пока племенное устройство не начало распадаться, эти правила вряд ли кого особенно раздражали, но стоило племенной верхушке начать процесс самоизоляции, как она стала утрачивать моральные права: формальное право на часть из наследства налицо, а морального права за сеньором община уже не признает.

УСЫНОВЛЕНИЕ И НОВЫЙ СТАТУС
Знаменитые женщины-пираты указывают на то, что понятие «береговое братство» - не пустой звук, а пираты действительно проходили через обряды усыновления названной матерью братства. Функция пиратской королевы вовсе не в том, чтобы бегать по палубе с саблей и грудью наголо; она обеспечивала юридическое единство своей буйной и разношерстной семьи.

Император Ираклий (сын) определенно был усыновлен супругой своего отца, чтобы стать выше статусом и получить формальное право на династический брак с Фабией-Евдокией и византийский престол. И наверняка Ираклия для этого покормили грудью.

Встречается и такое: «Вэй Чжунсянь – временщик начала XVII века. Захватил в свои руки власть благодаря связям с императорской кормилицей» (Владимир Иванович Семанов «Из жизни императрицы Цыси»). Тот факт, что кормилица была молочной матерью прежнего императора и стала трамплином для следующего, совершенно прозрачен: она и была той высокородной дамой, что обеспечивала пропуск наверх. Именно она – царская кровь.

В Европе эта тема обильно зафлужена историей о Caritas Romana (Римском милосердии), когда дочь тайно пробирается в тюрьму и кормит грудью приговоренного к смерти через голодание отца. На деле, смысл истории не в голодании. Уже то, что мужчина оказался в тюрьме, означает, что его собственный род с ним порвал, - чтобы не нести солидарной с ним ответственности. И вот едва дочь покормила осужденного отца грудью, она сделала его своим молочным сыном и согласилась на солидарную с ним ответственность. Если речь шла о выплате штрафа за убийство, и у нее были нужные деньги, она его действительно спасала – поэтапно и юридически корректно.



На Востоке эта магическая процедура используется по прямому назначению и сейчас: кормление кузенов дочерей позволяет этим дочерям впредь не закрывать перед кузенами лиц, что в житейском смысле крайне удобно. По сути, перед нами никак не оформленное, но массовое противление запрету на свободное общение разнополых родственников.

ВЕРТИКАЛЬНЫЕ И ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
Фратрии между собой равны, а потому их отношения горизонтальны, равноправны и содержат в себе сеть договоров. Парантелы неравны, поскольку старшая парантела всегда родительская, и здесь есть целый ряд табу: дочь не может засудить ни мать, ни ее сестру, ни сестру ее сестры, - люди этого не поймут и не примут. Мужчины внутри своего ордена в том же положении: каждый прошел оммаж и дал клятву на верность старшим парантелам. Вспомним тамплиерское дело брата Павла и брата Стефана. Сильно позже инквизиторы признают за Стефаном право на сопротивление жесткой форме оммажа, а вот в самом ордене он получил взыскание.

У каждой парантелы есть свой суд, и старшие в его решения обычно не вмешиваются. Именно здесь корни той идеи, что перед судом были равны все. На деле, когда появлялась ситуация, неразрешимая внутри парантелы, дело рассматривал патримониальный суд – суд старшей парантелы, доживший в Европе до середины 19 века.

ПРИМИТИВНАЯ ЭКОНОМИКА
Теперь посмотрим, как складывались экономические отношения. Главное, что мы увидим: все базовые финансовые инструменты закладывались задолго до становления финкапа.

ДАРЫ И ПОМОЩЬ КАК ПЕРВЫЕ ССУДЫ
Невыполнение младшими своих обязательств старшим это грех, требующий компенсации. Совершенно та же ситуация со взаимопомощью: вовремя не отблагодаривший за помощь, пусть и бескорыстную, становится должен. Это – человеческая психология, и становление учета лишь формализует состояние внутриплеменных задолженностей. Будущий продукт заранее отчужден от должника – внутри единой, как бы коммунистической семьи, и, напомню еще раз, это отчуждение происходило на века раньше, чем его заметил Маркс.

СОГЛАСИЕ (ДОГОВОР) КАК ОСНОВА
Само признание долга означает наличие согласия (договора) сторон. Все это происходит в устной среде на уровне присказок «долг платежом красен», но вне этих присказок, согласованные действия общества невозможны – даже на уровне детской игры в прятки.

Есть у договора и дополнительная ценность: он помогает обществу преодолеть частные разногласия и сохранить высокий уровень согласованности действий даже в конфликтной ситуации. В итоге такой договор - основа законодательства. Люди изъявляют свою волю, и если устремления совпадают, возникает закон, одинаково приемлемый для всех. Это несложно, поскольку правосознание поначалу идентично у всех фратрий и парантел.

ВНЕШНИЕ ДОГОВОРЫ
Договор племени с внешними силами отличается от договорной взаимопомощи внутри племени. Неисполнение такого договора крайне опасно, поскольку вызывает претензии извне, и эти претензии нельзя утрясти по-свойски.

Договор по факту предписывает отчуждение. С момента заключения договора об обмене, обмениваемое не принадлежит его владельцу в полной мере. Срыв договора с внешней силой означает для племени, что оно посягнуло на то, что уже чужое. И это наказуемо.

САНКЦИИ ЗА СРЫВ ДОГОВОРА
Договорившаяся сторона планирует новое будущее и совершает неотменимые шаги, например, что-то приобретает, а от чего-то отказывается. Срыв договора объективно наносит ущерб, и в зависимости от важности сделки, ущерб может оцениваться от нескольких процентов от суммы договора до нескольких тысяч процентов. В отдельных случаях срыв договора приводит к физической гибели одной из сторон, и «разумный уровень возмещения» порой установить извне невозможно, - уровень может быть определен только самими сторонами.

ДОГОВОРНЫЕ РИСКИ
Риски сторон различны. Много рисков у села, зависящего от погоды, есть риски жизни в приграничных областях, работы в секторе с обостренной конкуренцией, складские риски, связанные с усушкой, утруской, подмоканием и заплесневением. Относительно низкие риски в первобытной промышленности – у племен горняков, металлургов и солеваров.

Есть системные риски, а есть частные. Каждая сторона отвечает за свои риски сама, что правильно. Начни считаться с рисками партнеров, и на тебя начнут вешать все издержки по всем сделкам. Все, что хочет добавить партнер, он должен сразу добавить в договор, который и есть закон.

РИСКИ ПОРОЖДАЮТ ДОЛГИ
В силу того, что риски разные, часть договоров будет срываться, – это статистически неизбежно. Статистически неизбежно и появление страты потенциальных должников (в сферах с высокими рисками) и страты их потенциальных кредиторов (в сферах с низкими рисками). Необходимость исполнить договор регулярно побуждает должников совершать займы у третьих сторон, и появляется страта, готовая эту услугу предоставить. Долги и работа с долгами очень быстро становятся неотъемлемой частью обменных отношений.

ДОЛГИ ПОРОЖДАЮТ ПОРАЖЕНИЯ В ПРАВАХ
Долг это или отсроченная часть исполнения договора, или результат срыва договора. В обоих случаях оговоренные ресурсы от их вчерашнего собственника отчуждены. В смысле распоряжения этими ресурсами он поражен в правах: он обязан об этих ресурсах беспокоиться и не может ими распорядиться.

Понятно, что экономика развивается, и наступает эпоха, в которой узнать племенное устройство общества уже довольно сложно. Долги как основа для поражения в правах великолепно видны в Древнем Риме, и вот экономическая психология римлян узнаваемо племенная.

КАБАЛЬНОЕ РАБСТВО
В Древнем Риме, наиболее документированном случае рабовладельческого общества в числе рабов значились управляющие домами, покупщики припасов, агенты по торговым делам, лавочники, менялы, ростовщики и банкиры. Все эти профессии требуют главного – правоспособности, и эта правоспособность – главное, что отнимается у раба. Более того, ни в Риме, ни в иных античных рабовладельческих государствах не было даже слов, отражающих смысл современных терминов «рабовладелец» и «рабовладение».

На деле, перед нами так называемое «кабальное (долговое) рабство: лавка, село, торговый дом или банк, не способные расплатиться по обязательствам, теряют часть суверенитета и всем родственным кланом поступают под внешнее управление. Таким рабам не требуется менять ничего; они так же работают, и однажды иск будет погашен, а к ним возвратится полный объем суверенитета. Отсюда в Риме столько вольноотпущенников.

При этом община, поступившая во внешнее управление, становилась частью фамилии «рабовладельца», то есть, частью его семьи. Для марксизма это противоречие, а, на деле все решается просто: браком заимодавца на самой высокопоставленной женщине из общины должника. Такой брак делает все парантелы должника младшими, а их новый патриарх (кредитор) получает законное право и на сборы с них даров, и на полноценное управление всеми их внешними (в первую очередь, торговыми) сношениями.

Ровно то же и в средневековой Европе: заимодавец становился для должника сеньором – вплоть до погашения задолженности. Когда Церковь начала борьбу с иноверием, евреям и мусульманам запретили брать христиан в «рабство», которое требовало породнения, что прямо затрагивало вопросы веры.

ОТСТУПЛЕНИЕ. СИТУАЦИЯ С РАБСТВОМ
В империи ацтеков рабов не было – только почетные пленные. Это установленный факт. Древний Египет рабовладения не знал; и в поле, и на стройке работали лично свободные люди. Рабы-скифы в Афинах выполняли полицейские функции и были вправе арестовать любого аристократа. Рабы-мамлюки сразу попадали на самый верх военно-политической власти. Рабы-черкесы руководили армиями, флотами и финансами Османской империи, а при нужде меняли и самого султана. В самой Черкесии рабы имели право носить оружие, подать в суд на своего господина, спокойно от него уйти и заниматься своими делами, пока господин доказывает в суде свою правоту. В античных языках даже нет терминов, близких нашим терминам «рабовладелец» и «рабовладение».

ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ
Раб считается вещью, которую можно купить, продать, покалечить, убить. Слово раба почти ничего не стоит в суде, поскольку раб – не субъект права. Суды в США принимали показания раба на такого же раба и не принимали показания на свободных людей. Но рабство ли это?

Главное то, что любой человек всегда субъект права. Едва продавец подводит раба к покупателю и говорит: «Это твой новый господин», он вступает с рабом в правовые отношения; от раба требуется понимание и согласие с новой ситуацией, иначе будет побег и возвращение в родную деревню. Вещь не может совершить проступок, поскольку не находится ни в каком моральном кодексе. Если балкон оборвался и убил старушку, никто не станет это балкон тащить в суд и приговаривать к 15 годам. Когда раба наказывают или казнят, с ним опять вступают в правовые отношения: вещь можно уничтожить, но нельзя казнить. Мятежного раба именно казнят, и когда всех рабов имения сгоняют на эту казнь с целью добиться понимания своего положения и согласия с тем, что до казни лучше бы не доводить, с ними со всеми вступают в юридический диалог, то есть, в правовые отношения.

Уже на этом мем о рабстве и рабовладении можно спокойно похоронить. На деле, все известные отношения рабов и господ укладываются во взаимоотношения старших и младших парантел, отношения родителей и детей.

Раб может дать показания на раба, у них одна парантела, а на хозяина не может, - так ребенок не может обличать родителя. Это племенное табу.
Раба можно передать другому хозяину, просто нужна процедура. Так фратрии после символической смерти передают в другой род всех своих мальчишек.
В любой деревне рабов есть свое общинное право, - как в любой парантеле: люди женятся, рожают, совершают проступки и получают адекватное возмездие от своих.
Можно ли убить члена племени, как раба? Да, можно, - если у вас нет общих корней по материнской линии. Если убийца с убитым ровня, будет вендетта или штраф, а если убитый состоял в младшей парантеле, то вопрос правоты или неправоты убийцы решает суд старшей парантелы, то есть, парантелы убийцы.

ИСТОЧНИК ОШИБКИ
Скорее всего, мем о рабовладельческом обществе появился из неверного перевода слова «покупка».
Коэмпция (лат. coemptio, покупка). 1. Форма брака между плебеями, при которой обряд бракосочетания сопровождался символической куплей.

Пишут, что муж покупает жену, - как вещь, а жена покупает мужа, - как вещь, хотя вещь нельзя ни наказать, ни поощрить, ни, тем более, с ней договориться. Вещь неправоспособна.

На деле, слово наверняка шире и означает не покупку, а приобретение прав. Да, такой акт может сопровождаться взаимным вручением ценностей – как залога, но это не отношения купли-продажи, эти отношения договора. Примените это понимание к древнеримскому праву, и рабовладельческий строй исчезает, а на месте работорговли появляется обычная средневековая коммендация.

  • 1
очень интересно.

А вот любопытно, согласно этим выводам и исходя из средней скорости смены поколений и средней продолжительности жизни, сколько лет (плюс-минус лапоть) потребуется, чтобы пройти от абсолютно плоской структуры общества к феодальной?
Мне навскидку представляется что-то около 300-500 лет.

Да, этого хватает. Дополнение только одно: 300-500 лет после того, как свободная земля кончится. До тех пор, пока есть земля, общины дробятся и расселяются, и нужды в тех же дружественных фратриях может не возникать.
Но заселяется все довольно быстро: примитивным обществам требуется очень много земли ввиду слабости инструментов.

Уже тут нужно добавлять попов так как она верхушка силовая, а другая поповская.
Возможно в первобытном обществе попы были лидерами ЛГБТ сообщества.
Выход из системы возможен еще по поповской линии, такой как например у кастовых буддистов: кто совершил переход в католическое христианство тот уже шудра.

Edited at 2018-08-10 13:36 (UTC)

Логика у Вас четкая, но если Вы напишете это прямым текстом - Вас смешают с го.ном..... Это можно подать только многочисленными намеками - и с большим чувством юмора.

Интересно..... Но очень бы хотелось взглянуть, как бы обьяснил это же самое товарищ Родриго Кортес..... Вы не пробовали дать ему интервью? Почему спрашиваю.... Извините, но не хватает "изюминки". Текст слишком серьезный..... Еще раз извините...

Да, это все можно замесить на экшене и выдать вполне достойную книгу. Просто я уже взял на себя другое обязательство. Когда закончу, появится возможность переключиться.

Мужчина в юбке

Вспомнился Керенский убегавший в женской одежде ( на это всегда обращали внимание учителя истории)

Re: Мужчина в юбке

Важный способ морально уничтожить оппонента.

Про рабство понравилось. Никто об этом обычно не задумывается. И дальше раб это вещь, не идут.

А кормление отца просто чит, в жизни бы не догадался о такой расшифровке.

прекрасный текст

хотя я уже о подобном у Вас читал, теперь все предстало гораздо яснее, систематичнее.
Христа ради, продолжайте, Андрей!
Опять же я снова понимаю почему Маркс писал КАпитал 20 лет....
Но у нас нету 20 лет...

Однако есть пара придирок:
цит: "БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ
Решающее преимущество группы – согласованность действий" здесь я бы добавил "на основе разделения труда".
Дело еще в чем: разделение труда стало отражением разделения деятельности людей по функциям в структуре самых разных организаций; эта функциональность и их роль в распределении продукта постепенно закреплялась в сознании людей и привела (благодарю некоторым усилиям заинтересованных лиц) к закостенению представлений о правильной структуре общества.

2. там же в базовых принципах:
" а вся наша наука это просто согласованное представление о реальности, - так утверждает сама наука". Вместо "наука" я бы сказал "научное мировоззрение", или "мейнстримная метафизика", чтобы избежать слова "философия", которое означает черт знает что. Строго говоря, наука есть деятельность, типа отрасль народного хозяйства, часть которой действительно отвечает и за мировоззрение тоже.

Это действительно просто придирки, ибо вряд ли на это еще кто обратил внимание.

Ну и еще одно общее рассуждение: одна из функций современной фальсификации истории состоит в том, чтобы представлять наших предков идиотами, руководствовавшимися исключительно животными принципами и безо всяких моральных устоев, что помогает "понять и простить" сегодняшнюю борьбу с моралью и опускание людей в животное состояние при помощи чудес науки и технологии: интернета с его порнухой и попмузыкой, получаемых исключительно из смартфонов.

Только сейчас, после прочтения Вашей статьи, меня торкнуло: а рабства-то в древнем мире НЕ было!!!!
очередной разрыв шаблона...
Спасибо, так держать!

Re: прекрасный текст

Простите, ради чего..??)))

Андрей, если можно не стесняйтесь выкладывать кусками, даже такие фрагменты дают пищу для ума.
P.S. Читаю в ЖЖ Серп и Молот наброски к "Троцкизм", вроде и до книги далеко, но о жизни села в СССР (причём колхоз через залив) узнал больше чем за все годы жизни.:)

Странно что колхозники дилетанты в агробизнесе.

Скорее всего, мем о рабовладельческом обществе появился из неверного перевода слова «покупка»

Вспомнилось из обычаев свотовства: "У вас товар, у нас купец..."
Не такой уж старый обычай, однако.
Кстати, некоторый диссонанс вызывает слово "купец" - тот кто покупает. Мыслится же купец прямо противоположным образом - тот кто продаёт.

Думаю, современное значение слова "раб" появилось совсем недавно. Кроме того, в других языках, в отличие от русского, нет такого сильного акцента в значении соответствующих слов. Данный акцент возник из идеологизированной трактовки исходного слова в странах, где коммунистическая идеология занимала главенствующее положение (мы не рабы, рабы не мы). Вообще, подобные предельные акценты - скорее исключение, чем правило. А здесь исходный смысл - работник, слуга. Была куча слов, обозначавших разного типа слуг нижнего уровня - работник, половой, человек, мальчик (увидел недавно вывеску с названием парикмахерской - "Old Boy", сначала не понял, а потом дошло - "старый слуга". Русское "мальчик" - это по-моему грузчик), но предельный акцент остался только за словом "раб".

Вообще, я бы избегал брать за основу такие предельно акцентуированные понятия. Предельный акцент? - Ффтопку.

Что до рабовладельческого общества (по аглицки slave-owning society, общество обладающих славянами, совсем другой предельный акцент, однако, не потому ли наглоязычные автоматически боятся русских?), то это такой же псевдоисторический нонсенс, как и "каменный век" и прочие века. Сами разложили на столе найденное археологами в три кучи и появились названия эпох. Ведь надо было начинать хоть с какой-нибудь классификации. Правда потом эти пробы пера позабыли выкинуть и подшили в учебники. Так и тут. С учётом того, что Маркс работал на заказ, а именно через марксистскую идеологию пришло понятия рабовладения, то современная трактовка "раба" - результат в общем-то заказухи. Потом и не вспомнили, сочтя наукой.

Edited at 2018-08-11 14:06 (UTC)

Все верно. К рабам США даже 70-летним обращались: "Бой"
Корни в племени, где младшие - оптом - и были детьми старших парантел.

На мой взгляд, так куда лучше, чем начинать с хронологии.
Но пока слишком конспективно. Хотелось бы подробнее.

Я планирую начать с насилия и секса, потому что к подобному конспекту читателя надо предварительно подготовить.
Что произойдет? Сначала я добавлю к этому еще два раза по столько конспективного, затем все это перетряхну и выдам в табличном виде, - и все это многообразие должно само распределиться по ячейкам. А потом эту таблицу потребуется растянуть как гармошку и напихать в образовавшиеся щели фактов, лучше если красочных.

Одна из основных проблем - полное отсутствие требующихся понятий. Там, где должна быть точная информация с логическими связями есть сказка о рабстве. То есть, мне придется самому вводить то, что нет в энциклопедиях. Это нехорошо, хотя, конечно, азартно.

Не заходил в ЖЖ очень долго. Возможно, что не был здесь уже пол-года. Но сегодня специально заглянул, что бы узнать, как продвигаются Ваши исследования. Отрадно видеть, что книга приобретает всё более осязаемые черты. Я уже почти запутался в Ваших изысканиях и хочется поскорее увидеть всё разложенное по полкам, по главам и по хронологии.

Да, делать это пора. Я не мог повернуть к этой задаче, поскольку шли постоянные принципиальные открытия. Теперь они закончились, и можно систематизировать и выкладывать в открытый доступ.

"""У русских всю вторую половину 19 века царило снохачество, и это тоже внутрисемейное дело."""
есть вопрос о снохачестве - русские ХХ1 века в таком контексте раскладываются на великороссов, белороссов и малороссов. Последние в том же веке переиначились в жителей Украины. Я правильно понял? Или это речь о великороссах в контексте ХХ1 века?

Edited at 2018-08-12 19:35 (UTC)

Этнографы пишут, что снохачество тотально царило до самой Волги. Так и должно быть, дальше идут уральские и зауральские народы, а у них ломка племенного уклада шла иными путями.
Главное, что следует понимать, это очень короткий период, социальный психоз, тесно завязанный на перелом между барской властью и выкупом земли. Нельзя спешить с выводами.

Первооснова племенная, зафиксировано в рамках семей. И на этом пока следует остановиться, потому что за всем этим может оказаться земельно-денежная основа.

Edited at 2018-08-12 20:15 (UTC)

Спасибо ! Андрей , выкладывайте кусками как есть !!. Некоторые главы перечитывал по 2 раза . За сравнения и паралелии с СА отдельное спасибо !!
сохраню , потому как ,это та конструкция мира , что я буду пересказывать , зачитывать своему ребенку через пару лет .

Когда-нибудь мы должны были прийти к ясности. Вот время и наступило )))

  • 1