?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Золотая булла Венгрии, Ханская Украина и т.п.
Веселый
chispa1707
Булла упорядочила отношения между королем и рыцарями.
Горожан (всех горожан всего королевства) булла определила как иностранцев, преимущественно евреев и мусульман.
Прав горожан венгерская булла не коснулась вообще, и это правильно, - то же самое было в Силезии да и везде: каждая этническая группа внутри города жила по своим законам.
В целом, горожан (синоним: иностранцев) этой буллой все-таки поприжали. Потентам (имеющим силу) запретили наезжать на задолжавших рыцарей слишком уж борзо. Была произведена попытка отнять у иностранцев и откупы.

Цели буллы провалились с треском.
Король не перестал узурпировать власть.
Потенты не перестали щемить должников.
Откупы остались в руках у тех, кто в теме.

Для меня важно подтверждение гипотезы: ВСЕ города на любой средневековой территории - иностранные.
Именно поэтому дань с городов русских это не дань с России, а дань с чужаков в пользу земельной аристократии России.

Именно поэтому действительно русские купцы зафиксированы, прежде всего, в Эстонии, а в русском Новгороде рулят немцы-ганзейцы, и относятся к ним именно как к чужакам. Ну, да, местная знать в города постепенно стягивается, это неизбежно, однако в основе городское право не соприкасается с правом, царящим в местном королевстве. Это разные кормушки.

Хороший пример - Ханская Украина. Википедия не любит этой темы и описывает скупо. Но вот суть дела: земли заселены молдаванами и украинцами, в частности, казаками, а Османам принадлежат лишь несколько городов.

Совершенно ту же ситуацию вижу в Болгарии: Османы сидят по крепостям и распределяют товарные потоки, а на земле все местные, и Османы туда даже не суются. Причина: разное правовое поле; нет повода соваться к крестьянам.

Совершенно та же ситуация в Чехии, Силезии, да и в самой Германии: немцы сидят в городах, а на земле - славяне, в частности, лужицкие - на пол-Германии.

Совершенно та же ситуация с городами Золотой Орды. Орда пришла, поставила города, льет для местных запчасти для тележных колес и чугунки, но вокруг этих городов - строго местные. И никакого конфликта. Это симбиоз.

То же на всем русском Севере. Города были полны этнических русских, а вокруг - чудь белоглазая.

Это - система.

Терки Екатерины с Османами на Украине это терки за города - только за города. При этом для местных, в целом, безразлично, кто в этих городах будет сидеть, - главное, чтобы товары шли, а зерно и мясо скупались. Отсюда полное неучастие местного населения в терках России за города Восточной Европы. Ситуация изменилась лишь когда пошли изменения в праве, в частности, когда землю начали делать товаром.

Еще одна гипотеза: бесконфликтный переход сотен городов Восточной Европы под протекторат Магдебурга вызван острой нехваткой драгметаллов - сразу после перекрышевания словацких, силезских и венгерских рудников. Едва металл сделали платежным эквивалентом, местные стали его ныкать, и возник искусственный дефицит: монета перестала возвращаться в города. И города стали крупно должны поставщикам эквивалента. Вуаля. Магдебургское право прошло как верховой пожар.

  • 1
Замечательно! Но стереотипы у нас сильны. Что такое в этом тексте "иностранец"? О каких странах речь? Очевидно, имеется ввиду, что жители города имеют иную юрисдикцию. Вероятно, что-то нужно о родстве и родственниках в определение вставить. Скорее всего, разница будет в религии и языке. Хотя, окружающие город общины/ племена тоже ведь не вечно на одном месте живут.

Бешенно плюсую!

Давно "подозреваю", что все эти "древние и средневековые" народы и племена -- сословия, а не этносы. Т.е. живущие на одной территории (в широком смысле) земледельцы, пастухи, ремесленники, купцы, менялы, мытари, лыцари...

Именно так, но если правильный термин использовать то не "иностранный", тк стран еще не было. Думаю бооьше подойдет "иноземельный" или "внеземельный".

Многое понятнее, если смотреть так.

Мне здесь особенно нравится то, что межнациональные конфликты прошлого теряют 90 % своего веса в нашем сознании, поскольку перестают иметь прямое отношение к 90 % местного населения - крестьянам. Напряжение внутри определенно ослабевает, и поэтому появляются свобода для общего переосмысления.

  • 1