?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Краткая история Европы. Фрагмент 06
Веселый
chispa1707
ЭТАП РАЗВИТИЯ ЕВРОПЫ № 7. ЗАКРЕПОЩЕНИЕ

Приношу извинения за повторы, они, на мой взгляд, необходимы.

ЗАКРЕПОЩЕНИЕ
Отмену Юрьева дня трактуют как запрет перехода крестьянина к другому помещику. Однако крестьянину переместиться сложно: изба, родня, пашня, в которую вбита уйма труда, - все это держит. На новом месте он ведь наверняка получит самые неудобья, а родственной поддержки в чужой деревне уже не будет.
На деле, переходит не крестьянин, а помещик, если точнее, то ленник. Земельный магнат смотрит, кто как из ленников работает, и толковому дает деревню побольше, а то и сразу несколько деревень, а бестолкового может и на другую работу поставить, - туда, где от него вреда поменьше.
Юрьев день это 26 ноября (9 декабря) - урожай собран и посчитан, а дань сеньору выплачена. Самое время решать, кого из ленников повысить, а кого понизить. При этом, надо понимать, что магнат и его ленники – практически родственники, ленник проходит процедуру оммажа, а поэтому неудачливого помещика всерьез не накажут. По морде съездить могут, а вот на счетчик за недобор не поставят.

ПРИЧИНА ЗАКРЕПОЩЕНИЯ
Причина прикрепления ленника к земле – новая система расчетов, предусматривающая «счетчик» в случае недобора урожая, то есть, десятина.
Десятина не просто десятая часть от собранного, видел пояснение, что десятину выводили из расчетного среднегодового урожая. Если погода хорошая, магнат не станет запрашивать больше расчетной десятой доли, потому что стабильность многолетнего договора важнее выгоды. Но если неурожай, то пусть помещик учтет, что ему ничего не спустят.

СМЫСЛ ДЕСЯТИНЫ
Смысл у десятины может быть лишь один: земельные магнаты массово, повсеместно втянулись в финансовые операции, и им потребовалась прогнозируемость. Финкап уже формируется и начинает исподволь диктовать свои правила.

ОТСТУПЛЕНИЕ
Я, в конечном счете, остановился на двух эпохах – Годунова и Петра I. Там достаточно данных, плюс, я соблазнился известным мне 108-летним сдвигом, и думал сделать красиво. Эпоха-то, на деле, одна и та же. Но понял, что увязаю в информации и пожертвовал красотой ради смысла. Поэтому красиво не будет, будет просто и понятно.

СВЯЗЬ ЗАКРЕПОЩЕНИЯ И МОНЕТЫ
В период закрепощения непременно поминается монета – и медная, и серебряная. Чеканить монету имеет право каждый сеньор, а потому синхронно существуют как редкие и невзрачные монеты местных авторитетов, так и королевские. И каждая монета заточена на обслуживание преимущественно своей сети расчетов, отсюда жалобы на то, что монету вывозят и перечеканивают. Подобные жалобы встречаются именно в этот период; позже, когда система утрясется, этот вопрос решат согласованием стоимости и веса.

Поэтому не факт, что монета условной Анны Иоанновны – имперская. Она может быть имперской, - если у Анны Иоанновны есть своя сеть эмпорий (торговых площадок), но может и не быть.

ОБРАЗОВАНИЕ УНИАТСТВА
В эпохе Петра I мы этого не найдем, но в Годуновскую эпоху вопрос актуален. Именно в период закрепощения и вброса монеты принимается Брестская уния. Что это такое? Вера остается православная, обрядовая часть нетронута, но все платежи монастырей завязаны на Ватиканскую коммерческую сеть.

Напомню, что монастыри в это время – крупнейшие ростовщики. Если случился неурожай, и помещик видит, что пролетает, и рискует местом, он бежит в монастырь, и ему отсыпают зерна столько, сколько надо. И вот крупнейшие православные сети Украины и Белоруссии переходят под Папу – сами, добровольно.

Протесты Москвы выглядят неубедительно, поскольку основу – ВЕРУ – никто и не собирается трогать: православие в униатстве остается православием. Византийские иерархи молчат, и это чрезвычайно важно. Это означает, что Папа предъявил счет, и Константинополю ответить нечем.

Не менее важно, что православие не трогают. Это может означать, что долг небезнадежен, и обе стороны это понимают. Не исключено, что состояние униатства рассчитано на какой-то конкретный банковский срок.

В это же время была попытка слить англиканскую и шведскую церкви – с помощью такой же унии, но что-то не срослось. Возникают протестантские унии, и здесь надо ставить вопрос, кто в такой унии выполнял функцию Папы, то есть, эмитента дензнаков, а кто – функцию Львовской епархии.

МОНЕТА
Урал во времена Годунова еще от Москвы далеко. Металл, скорее всего, словацкий. И именно в это время Чехия, Словакия и часть Венгрии и Румынии (Трансильвания) – предмет передела между Габсбургами и Османами. Металл имеют обе стороны, думаю, поэтому Казань стала вассалом Османов – турецкий металл давал возможность рулить в регионе самостоятельно.

ВОЗМОЖНОСТЬ КАТАСТРОФЫ
С Уралом в это время явно что-то не так. Вот свидетельство:

1598 г. Перестали существовать все татарские государства Золотая орда, Казанское, Астраханское, Сибирское ханства и Ногайская орда.

Это неспроста. Я не вижу у Москвы в это время рычагов, пригодных на то, чтобы подмять столько народу, да она в это время и не претендует, - ей бы с униатами, шведами и поляками разобраться. Вопрос, что стало с ханствами?

ГИЛЬДИИ И ЦЕХА
Принято думать, что гильдии и цеха – древнейшие структуры, но это не так. Появление того и другого четко связано с закрепощением крестьян. Европейские языки эти два понятия сливают в одно, и везде эти гильдии четко завязаны на городское право. Хуже того, в России купцы ПРИПИСАНЫ к городу, то есть, де-юре, они – крепостные люди.

Вспомним, что в Польше 1862 года более половины городов – владельческие, то есть, частные, принадлежащие знатным семьям. Это означает, что и половина купцов – не государственные крепостные, а владельческие.

С цехами – ровно то же самое. Если вдуматься, то приписанные к заводам крепостные крестьяне – те же самые цеховики. Разницы никакой, более того, на Руси была масса крепостных владельцев заводов. Это подается как парадокс, а на деле, это система: правила одни для всех.

ОДНИ ПРАВИЛА НА ВСЕХ
Солидарная ответственность была и у крестьянской общины, и у купеческих гильдий, и у цехов. Прикреплены (приписаны) были все – часть к госструктурам, часть – к владельческим городам и селам, но все. Дворянство не исключение: обязанность службы на царя за надел земли – та же барщина, юридических отличий нет. Городские общины живут совершенно так же: солидарная ответственность, приписка к населенному пункту, обязанность корветного труда (барщина, оплата натурой) – в городах обычно службой, например, суточными дежурствами по охране правопорядка.

ГОРОДСКОЕ ПРАВО
Эти данные размазаны по шкале нещадно. Связи с закрепощением есть, но слабенькие, а должны быть сильными.

СЕТИ
Сколько можно увидеть сетей?
Монастырские кредитные сети.
Монастырские сельскохозяйственные сети.
Помещичьи сельскохозяйственные сети.
Купеческие торговые сети трех видов (по гильдиям).
Цеховые сети (это особенно важно, все было отрегулировано так, чтобы не допустить конкуренции).
Орденские внешнеторговые сети (опиум, соль, металл).
Королевские монетные сети.
Последняя сеть – ключевая, поскольку стремится к монополизму и единственная, заточенная в итоге на то, чтобы уйти от токенного учета товаров к денежному, монопольно завязанному на королевский монетный двор. Этого пока на этом этапе нет, но это очень скоро будет.

ЗАПРЕТ ССУДНОГО ПРОЦЕНТА
Возможен только на этом этапе в тесной связи с закрепощением всех сословий и де-факто запретом на конкуренцию внутри каждой из сетей. Долго запрет не продержался, по моим оценкам, порядка 20 лет, что опять-таки наводит на мысли о крупных международных кредитах на один из стандартных сроков. Не настаиваю.

ФУГГЕРЫ
Итак, из ниоткуда появляются Фуггеры и, заплатив сумасшедшие по тем временам деньги, по сути ставят на престол Австрии, Венгрии и Чехии семью Габсбургов. Кто в этой ситуации император? Фигура на шахматной доске. Игрок – кто-то иной.

Партнер семьи Фуггеров – венгерская протестантская семья Турзо гонит металл семье Глинских в Московию, де-факто отрывая страну от влияния Константинополя. И это удается: Константинополь в лице Османов явно гонит металл в Казань и на Кавказ, обеспечивая победу исламской антимосковской партии. Ясно, что протестанты в России в чести, с Константинополем москвичи и питерцы враждуют, а серьезного конфликта с униатами не происходит. Московские иерархи бузят, но правительство России на конфликт за униатов с Польшей не идет.

Собственно, это все. С закрепощением мы, в основном, разобрались. Далее идет этап принятия Прагматической санкции, и здесь никаких тайн уже нет – все изучено и понято.
Метки:

  • 1
(Удалённый комментарий)
Пришло время прощаться.
Вы за все это время НИ РАЗУ не вступили в диалог. Все, что я вижу, я могу увидеть и в википедии.
Баню.

  • 1