?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Отмена Юрьева дня - до закрепощения
Веселый
chispa1707
Уткнулся в парадокс: временную отмену Юрьева дня без последующего введения крепостного права.

Итак, у нас есть четыре главных субъекта права:
- земельный аристократ;
- по-родственному подчиняющиеся ему несколько крестьянских общин;
- управляющие этими общинами ленники, ответственные перед аристократом службой и какими-то платежами, но имеющие права и на самостоятельные маневры;
- сторонние купцы, которые здесь никому не родня.

Ленники нормально платят зерном и службой аристократу. Основной урожай оставляют в общине. Излишками приторговывают с чужими купцами, - есть контракты. В такой ситуации и грянули 3-4 неурожая подряд. Ленники срывают поставки купцам. Цены на зерно растут, и ленникам надо как-то отбить потери, но каждый следующий год все хуже.

В итоге купцы предъявляют ленникам штрафы с процентами.
Ленник обращается к общине: так и так, мы с вами идем в кабальное рабство - лет на восемь точно.
Совет общины против: наш Лорд (земельный аристократ) нанял тебя, чтобы ты работал, а не карманы набивал. Твои долги купцам - только твои - не наши, и не лордовы. Все концы по контрактам - лично на тебе.
Ленник ерепенится, и тогда его законная жена (принцесса племени) подает на развод, а его законного наследника-младенца нечаянно топят в проруби. И все: живых родственных связей нет, а значит, и прав у ленника никаких.

Соответственно, в Юрьев день община просит своего лорда убрать эту скотину, и лорд на это идет. Отдав общину на 8 лет в кабальное рабство, он все 8 лет не будет с нее иметь ничего. На ленника повесить долги проще, - ленник знал, на что шел. И сейчас так: никто не станет спасать сделавшего опасную пересортицу завсклада.

ВНИМАНИЕ: описанный отказ общины - не фантастика. Очень похожую ситуацию в Польше 18-19 веков описал Анджей (Brusek Kodluch): на жену бизнесмена записана вся недвижимость, и вот жена за деловые проигрыши своего мужа своим имуществом не отвечает. Он отдувается в одиночку.

Однако в условиях масштабных неурожаев и массовых долгов появляется качественно новая проблема: за прогорающими купцами стоит финкап с его платежными эквивалентами, и у него тоже не срастается баланс. И финкап обращается к царям.

- Ребята, мы все знаем, как это делается. Да, ленники - козлы. Но не ослы. А у вас на подведомственной территории 64 % ленников почему-то синхронно выставлены ослами. Так не бывает. Вы должны. Не примете адекватных условий погашения своих задолженностей, получите товарную блокаду - лет на восемь.

Царь собирает земельную аристократию, и та принимает условия купцов и стоящего за ними финкапа.
Но долги должен отдавать тот, кто подписывал бумаги с купцами, и уже изгнанных общинами ленников возвращают в общины - на 8 лет без права смещения. Это и есть временная отмена Юрьева дня.

Проходят эти восемь лет, община несколько привыкает к несменяемости козла на троне, а у аристократов, царей, купцов и ростовщиков появляются новые мысли: а не сделать ли отмену Юрьева дня вечной? Дело-то хорошее... Нужен только повод.

  • 1

Мысли-то ловкие...

Но ленникам тоже не айс должны быть такие идеи. Ведь они по сути из налоговых агентов превращались бы в налогоплательщиков. Так?

Re: Мысли-то ловкие...

Верно. И 40 дней с оружием на сеньора отслужи, да еще достойные дары по итогам урожая преподнеси. Историки пишут, что такими ленниками часто становились люди из низов, - для них это был шанс. Вспомните обряд посвящения в рыцари: суть в том, что каждый, кого коснулся меч сеньора, до этого касания был простолюдином.

Re: Мысли-то ловкие...

И что что леннику не айс? Куда он денется? До ближайшего сеньора, в локацию без неурожаев в 4 года, топать без поездов и самолетов далековато. А по прибытии в резюме в графе "ты кто?" нужно дать обоснованный и развернутый ответ, что ты честный и надежный. Желательно с рекомендацией от предыдущего сеньора.

Re: Мысли-то ловкие...

Клим Жуков очень хорошо это разжевал про эпоху Ивана Грозного. Он заменил старых ленников, потомственных крупных феодалов, на новых, воинов из низов.

Климу Жукову остался пустяк!

Вывести потомственных крупных феодалов... из кого? Из потомственных крупных приматов?:)

Купцы встречаются с царем и обсуждают дела.

\\на жену бизнесмена записана вся недвижимость\\
Блин! Ничто не ново в подлунном Мире.:))

А речь про Польшу, Германию или про Россию? Или Османскую империю?
Разница между ними очень велика - в России и Османской империи земельный аристократ (в какой-то момент) по сути один. На всю немаленькую территорию.

Edited at 2018-11-22 07:35 (UTC)

Монархии больше похожи на институт зиц-председательства. Фидель, правивший страной лично, - исключение, а норма это Трампы, Буши и Саркози.

Ну это другой вопрос. В нашей же истории мы неизбежно упираемся в Ивана Грозного, понизившего роль старинного боярства с их вотчинами и возвысившего служилое дворянство. Потом уже не принципиально, зиц на троне или нет, наделы получаются из одних рук.
Реформы Грозного - по сути калька с османского тимара, который со временем превратился в чифтлик. Последний хоть и наследственная собственность, но из предложенной Вами схемы выпадает. Магнатские же (боярские) владения в схему вписываются.

Система тимара подразумевает информированность центральной власти о населении подвластной территории - не здесь ли корни взрывного роста строительства церквей? Счет по приходам независим от хозяйственного, помещичьего , централизован и намного легче контролируется.

Edited at 2018-11-22 09:16 (UTC)

что то я запутался и схема видится мне не рабочей

Ленник когда принимает решение он же не в чёрную торгуется он ставит в известность племя о намерениях ?
90 тые нам показывают что если за условная "Ольгой " нет войска , то отожмут все мат. блага , не смотря на то что от дел мужа отошла и не причастна

Для ленников и купцов это не межгосударственный конфликт, а внутригосударственный: бизнесменов кинули, - это вечная история.

Описанное думаю не более чем региональная особенность традиции, а не этап развития человечества.
Традиция связана со сложившейся структурой общества, патриархальной общине, то что мы теперь называем этничностью.
В патриархальной общие, распространенной во одних регионах верхушка претендует на долю от урожая либо бизнеса и община не против, а в матриархальной общине и в других регионах такого нету.
Общее выводить из этого частного было бы ошибочно

Доля это уже десятина, если Вы имеете ввиду фиксированную долю. Это будет чуток попозже.

  • 1