На мой взгляд, этимология сути не отражает. Но уже есть лучше.

«Еретик — hereje (исп.) — hér- étique (фр.) (étique — этикет/ правило) « her/ гер — человек, принявший гиюр — наследник Матери».
МК: еретики это всегда христиане. Ни еврей, ни мусульманин, ни язычник - не еретики; это иная категория. Причем, еретики это обычно первохристиане, - те же монофизиты. Инквизиторы приходили в районы, давно уже Христа принявшие, и объясняли, что аборигены неправы - не так сидят, не так лежат, не так крестятся. Борьба с ересями это борьба реформаторов с традицией. И главное то, что традиция в христианстве может быть только иудейская; под христианством ничего, кроме иудаизма, не лежит. Вывод: единое юридическое понятийное пространство от Хазарии до Пиренеев сформировано раннехристианской традицией, мощно замешанной на материнской иудейской основе.
***
Откуда именно у раннего христианства такая мощь? На мой взгляд, причина - бесконфликтность.
1. От новоокрещенного не требовали стать евреем, малаец оставался малайцем
2. Крещеному малайцу, тем не менее, открывали двери, доступные для других христиан
3. Вопроса о патрилинейности наследования на этом раннем этапе еще не возникало
***
Перекосов и злоупотреблений было - тьма, но базового посыла это не меняло. Измордованные обязанностью кланяться каждому начальнику люди были равны с ними только в одном - перед лицом Иисуса.